Использование психологической информации
Необходимо иметь в виду, что правильное использование информации не менее, а может быть и более сложная задача, чем её получение. В ряде случаев лучше воздержаться от её использования вообще, чем иметь последствия, подрывающие авторитет психолога. Поэтому последний имеет право самостоятельно принимать решение о том, какую информацию, в каком объёме и кому давать в случаях, не регламентированных конкретными документами. Особенно это относится к сведениям, получаемым от клиентов в личной беседе.
В общих случаях при использовании психологической информации психолог руководствуется этикой психолога.
На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено требование ограничения распространения тестовых материалов. Широкое и бесконтрольное распространение тестового материала (инструментария) среди неспециалистов неизбежно приводит к дискредитации психологических методов, к потере ими своей диагностической ценности (если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым). Психолог не должен неограниченно распространять психологические методики, разглашать их содержание и методы обработки среди лиц, не имеющих права доступа. Недопустима печать в газетах, журналах тестов, которые используются психологами в профессиональной деятельности. Известно, что чрезмерная популяризация тестов приводит к неправильным представлениям о характере психодиагностической работы в целом и к снижению надёжности самих методик.
Вся психологическая информация, получаемая в процессе обследования, равно как и сведения о характере коррекционного воздействия на личность, должны быть доступными только для пенитенциарных психологов. Она не подлежит сознательному или случайному разглашению и обязана храниться таким образом, чтобы не смогла скомпрометировать ни обследуемого, ни психолога.
Хранение первичной информации (протоколы обследования), письменных, аудиовизуальных или находящихся в компьютерной базе психологических материалов, например, результатов тестирования, рекомендаций, экспертных заключений и т.д. осуществляется под личную ответственность пенитенциарных психологов в условиях, где исключается несанкционированный доступ к ним посторонних лиц.
Передача или ознакомление с психологической информацией фиксируется психологом в журнале регистрации. При передаче результатов психологического обследования тем или иным лицам психолог инструктирует сотрудника об ответственности за её сознательное или случайное разглашение;
Наиболее рациональной можно считать такую схему обращения с психологической информацией, при которой все основные сведения о личности находятся у психолога, а заказчик получает справки и заключения, написанные на их основе. В частности многие психологи ставят под сомнение целеообразность помещения в личное дело осуждённого, например, его психологического портрета. Так или иначе, осуждённые будут информированы о том, что психолог пишет такие документы для личного дела, что значительно уменьшит доверие к нему с их стороны. Кроме того, исходя из положений этики, психологический портрет не только сотрудника, но и осуждённого не может быть доступен для широкого круга работников ИУ. Заключение же психолога с рекомендациями в отношении, например, возможности предоставления краткосрочного отпуска не принесёт вреда никому. Если тот или иной сотрудник пожелает получить дополнительную информацию о конкретном осуждённом, он может сделать это, будучи проинструктированным об ответственности и поставив соответствующую подпись в журнале регистрации.
Специалисты, получившие разрешение на использование психологической информации, автоматически берут на себя обязательство по соблюдению всех требований конфиденциальности и профессиональной тайны.
В случае нарушения сотрудниками принципа конфиденциальности психолог должен обратиться к руководству для принятия соответствующих мер с целью предотвращения подобных случаев. В случае получения психологом сведений о недозволенном разглашении психологической информации, в результате которого нанесён ущерб статусу психолога, возможна также постановка вопроса о проведении служебного расследования.
Сведения, собранные психологами в ходе их профессиональной деятельности, не должны использоваться для достижения личных преимуществ или в личных интересах каких-либо сотрудников из числа персонала пенитенциарного учреждения. Психологическая информация о сотрудниках является секретной и находится либо у психолога вне досягаемости, либо в личном деле в секретной части.
При работе с осуждёнными психолог имеет право не разглашать информацию, касающуюся их личной жизни (если она не связана с возможным преступлением), однако при даче заключения по тому или иному вопросу сам психолог использует своё знание личности осуждённого в полной мере. Все получаемые сотрудником сведения об осуждённом должны использоваться только в интересах повышения эффективности воспитательного процесса. Знание сокровенных, интимных сторон личности не должно без нужды разглашаться, так как это может сильно подорвать авторитет психолога.
При планировании коррекционного воздействия, связанного с теми или иными клиническими случаями по просьбе самого обследуемого, полученные от него сведения психологического содержания о личностных характеристиках, могут быть предоставлены другим сотрудникам только по его специальному разрешению.
Если психодиагностические или коррекционные мероприятия проводятся по инициативе других профессионалов, наделённых соответствующими полномочиями, а также осуществляются по запросу учреждений, то психологи, равно как и обратившиеся субъекты, обязаны хранить тайну и придерживаться в своих действиях границ, определяемых поставленными задачами и этическими стандартами. Результаты психологического обследования выполненного по заказу той или иной службы передаются лично начальнику службы.
Психолог должен избегать вынесения поверхностных оценочных суждений о тех или иных сотрудниках и осуждённых в повседневном общении, а также уклоняться от удовлетворения простого любопытства в отношении их личной жизни и индивидуальных проблем. Должен быть корректен и сдержан в публичных заявлениях. Психолог не должен интерпретировать кому-либо результаты тестов или сообщать их кому-либо в присутствии других лиц.
Важным является вопрос сохранения автономности психолога как в формальной, так и неформальной структуре коллектива. Психолог может нанести вред своему авторитету, если будет необдуманно принимать чью-либо сторону, не разобравшись в ситуации профессионально, использовать психологическую информацию о тех или иных лицах для демонстрации своей компетентности.
Профессионально работающий психолог обязательно становится носителем информации, имеющей прямую или опосредованную оперативную ценность. Как правило, это является показателем граммотной работы специалиста. В такой ситуации возникает проблема столкновения интересов его как сотрудника и как психолога. К сожалению, никто не может дать гарантий, что его роль как психолога не будет поставлена на карту, если он «на благо» интересов учреждения нарушит этические принципы. Необходимо учитывать, что его знания как психолога в многих ситуациях могут оказать гораздо более существенную пользу, если подобные сведения будут оставаться при нём. Важно, чтобы руководство стояла на таких же позициях, и оберегало статус психолога. Если всё же последний сталкивается с подобной ситуацией, которую самостоятельно он решить не в состоянии, ему необходимо обратиться к вышестоящему руководителю психологической службы.