Сведения о выполнении заказа
Проведены мероприятия:
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения заказа: ________________________ Подпись психолога: _____________________
Психологический портрет
Пример |
кандидата на должность старшего психолога учреждения -------
Иванова Сергея Васильевича 1965 г.р.
Общая оценка
Иванов С.В. не имеет опыта работы психологом. Закончил ЯрГУ. Склонность к практической психологической деятельности и высокая мотивация на освоение профессии позволяет рассматривать его в качестве кандидата.
Актуальное состояние
На момент проведения обследования испытуемый характеризуется как утомлённый, испытывает потребность в безопасности, спокойном дружеском общении и поддержке, в бережном отношении к себе и взаимопонимании. Текущие события воспринимает как неприятные, ощущает препятствия, поэтому вынужден идти на уступки, однако твёрд в стремлении осуществить желаемое, достичь намеченной цели. Стремится избегать недооценки, поэтому контролирует свои взаимоотношения, стремится не попасть под чужое влияние. Повышенно чувствителен, боится, что его доверчивостью могут воспользоваться.
Особенности мотивации
Мотивы выбора предполагаемого места работы: возможность получить практическую профессиональную подготовку, стабильность. Частая смена направлений деятельности привела его к неудовлетворённости отсутствием определённости в жизни, самореализации в конкретном деле.
Кандидат отдаёт себе отчёт в возможных трудностях на новом месте работы, однако воспринимает их конструктивно, как возможность для личностного и профессионального роста.
Основные интересы: тип коммуникатора и исследователя. Ведущие потребности – развитие и сохранение собственной индивидуальности, общение с людьми. Много читает (в основном, по психологии, философии).
Особенности личности
Кандидат характеризуется (Cettell) как реалистичный, спокойный, умеющий держать себя в руках, обладающий хорошим интеллектом, тенденцией к некоторому социально приемлемому доминированию, ответственностью, серьёзностью, высокой и стабильной работоспособностью, осторожностью в принятии решений.
В ситуации действует скорее интуитивно, чем рационально и расчётливо.
Следует отметить черты личности, могущие отрицательно повлиять на адаптацию: некоторая импульсивность, мягкость, излишняя добросердечность, некоторая мечтательность и безыскусственность.
В ситуациях неудач (УСК) склонен брать на себя ответственности. Однако в целом для кандидата не характерно отстаивание собственных интересов вопреки обстоятельствам, в проблемных ситуациях часто занимает пассивную, выжидательную позицию. Нуждается в поддержке.
Достаточно самокритичен и честен в отношении своих слабостей. На момент обследования самооценка имеет тенденцию к занижению, что объясняется отсутствием реализации своих личностных и профессиональных возможностей. Кандидат рассматривает предполагаемую работу как серьёзный и ответственный шаг, возможность решить данную личную проблему.
Обладает высокой чувствительностью, восприимчивостью, в результате чего склонен переоценивать как позитивные стороны ситуации (восхищение), так и негативные (тревога, опасение).
Особенности интеллекта
Кандидат характеризуется высоким уровнем интеллекта. Обладает хорошо развитым абстрактным мышлением, разнообразием интересов, широтой знаний в разных областях, при этом в общении не «наукообразен». Мышление преимущественно реалистическое – направлено на изучение реальных ситуаций и фактов. Любознателен, особенно в отношении сферы социального опыта. Высокий уровень социального интеллекта (способность понимать мысли, чувства и поступки других людей).
Необходимо особенно подчеркнуть высокую обучаемость (способность быстро схватывать необходимую информацию).
Коммуникативные качества
В общении избирателен, но при этом открыт для контакта. Предпочитает широкому кругу контактов небольшой круг для установления глубоких, дружеских отношений. Может поддержать длительную беседу, заинтересовать собеседника. В общении внимателен, хорошо чувствует собеседника, может быть артистичен и выразителен. Отзывчив.
В работе для кандидата важнее «с кем» делать, а не «что» делать. В любой ситуации интерес вызывают в первую очередь окружающие люди, которых активно изучает. В отношениях бесхитростен, открыт, не склонен вести «двойную игру», но при этом достаточно независим, чтобы не поддаваться чужому влиянию, отстаивать собственную индивидуальность. Ценит открытость по отношении к себе, хорошо воспринимает советы, конструктивную критику.
Чувствителен к похвале. Эмоционально устойчив.
Следует учитывать хорошую адаптивность, богатый опыт социальных контактов, высокие показатели социального интеллекта (тест Гилфорда) в сочетании с данными теста ОТеЦ, характеризующими кандидата как зрелую личность со сформированной индивидуальностью и тенденцией к самореализации посредством активных социальных контактов. Исходя из этого следует предположить, что адаптация кандидата к условиям работы в ИУ пройдёт успешно и в её процессе будут сформированы и развиты умения и навыки, необходимые для работы пенитенциарного психолога.
Резюме:
В области служебных отношений и профессиональной деятельности:
Отрицательный полюс качества | Положительный полюс качества |
Требователен к тем, кому подчиняется. Хочет видеть в лице начальника авторитет, с которым можно сделать многое. | Любит работать под чьим-либо руководством. Добросовестен. На доброжелательное отношение откликается двойной отдачей. |
Склонен к небольшим перепадам настроения. Иногда медлителен. Не любит быстрого темпа работы, текучки. | Старается делать работу, за которую берётся, не спеша, основательно, скрупулёзно. |
Скорее созерцателен, чем практичен, предпочитает слушать, а не говорить, наблюдать, а не действовать. | Проявляет интерес к окружающим, внимателен к собеседнику, может поддержать интересный разговор. |
Склонность к познавательной, теоретической деятельности. | Высокий уровень интеллекта. |
Недостаточный опыт практической работы. | Высокая мотивация к освоению профессии и получению практического опыта. Хочет видеть себя специалистом. |
Стремится к сохранению собственной индивидуальности и независимости. Не любит публичных выступлений, работу в большой группе. | Высокая рецептивность – чувствителен в области межличностных отношений. Важное качество для психолога. Предпочитает индивидуальную работу (идеал – психотехника, психоанализ, глубинный анализ личности). |
Недостаточно настойчив в достижении целей. | Гибок, исполнителен. |
Рекомендации:
В целом кандидат достаточно самостоятелен и социально адаптивен, в особой опёке не нуждается.
1. Работа, связанная с общением, взаимодействием с людьми будет для кандидата наиболее успешной;
2. Хорошая обучаемость, интеллект, исполнительность, аккуратность могут быть основой эффективной работы в спокойной обстановке и доброжелательном окружении.
3. На начальном этапе стажировки в первую очередь необходимо создать условия для включения кандидата в коллектив, установления контакта с сотрудниками. С самого начала создать необходимые условия для тесного взаимодействия кандидата с начальниками отрядов.
4. В ходе стажировки не следует препятствовать контакту с пенитенциарными психологами из других подразделений, с главным психологом.