Результаты психодиагностического обследования

Обработка и анализ результатов

Обработка стандартизированных методик производится автоматизированным (на компьютере), либо ручным способом. В любом случае ей должно предшествовать тщательное изучение инструкции к применению и интерпретации методики.

Часто используются ключи для подсчёта «сырого балла»:

Бланк фиксации результатов

А   Б А   Б А   Б А   Б А   Б
                                       
А   Б А   Б А   Б А   Б А   Б
                                       
А   Б А   Б А   Б А   Б А   Б
                                       
А   Б А   Б А   Б А   Б А   Б
                                       
А   Б А   Б А   Б А   Б А   Б
                                       
А   Б А   Б А   Б А   Б А   Б

Ключ к шкале соперничества

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

В данном случае первичная оценка – 9.

Ключи, как правило, делаются из чистого бланка, что обеспечит полное совпадение его отверстий с ответами на бланке. При этом необходимо помнить, что при тиражировании бланков множительная техника может несколько изменить размеры или пропорции элементов, что затруднит использование ключа.

Полученный показатель “сырого балла “ может преобразовываться следующим образом:

нестандартизированные показатели

- Проценты (доля произведённых выборов от максимально возможного числа выборов), в данном случае – 9/12 х 100% = 75%.

Показатель 50%, на самом деле, не является средним по выборке, что затрудняет оценку результатов. Результаты могут использоваться лишь для оценки интраиндивидуальных (внутрииндивидуальных), а не интериндивидуальных (межиндиви-дуальных) различий. Во внимание может приниматься лишь крайние значения (например, 90%). Проценты часто используются в случаях, когда затруднена стандартизация (например, в проективных методиках).

- Преобразованный с помощью коэффициента диапазон (например, перевод диапазона 0-12 в диапазон 20–80); это своего рода “псевдостандартизация”, так как первичные оценки не соотносятся с групповыми нормами, а напрямую переводятся якобы в Т-баллы [6].

стандартизированные показатели

- Процентильный ранг (показатель, обозначающий, какая часть от всей численности выборки получила меньший балл).

- Z- показатели (средняя – 0, диапазон –3 – 3).

- Т-баллы (средняя 50, шаг 10).

- Стены (средняя 5,5, шаг 1,5).

- IQ (средняя 100, шаг 15).

Перевод в стандартные оценки производится с помощью специальной таблицы, содержащейся в руководстве по использованию методики или путём вычисления по формуле: А + W*(X-Xср)/s, где А – средняя по выбранной шкале стандартизации, W – шаг по выбранной шкале стандартизации, Х – сырой балл, Хср – средненормативный балл, s - стандартное отклонение

При подсчёте вручную необходимо быть чрезвычайно внимательным и не допускать ошибок. Обработка и анализ результатов не должны проходить на глазах у заказчика, должны проводиться в спокойной обстановке.

Для наглядности, удобства в интерпретации в многофакторных тестах строится график - профиль:

Результаты психодиагностического обследования - student2.ru Результаты психодиагностического обследования - student2.ru 10            
           
           
           
           
Результаты психодиагностического обследования - student2.ru 5            
           
           
           
           

Изб При Сор Ком Сотр

В ряде случаев результаты представляются в форме таблицы, например в Наnd-test:

  Agg Dir Aff Com Dep F Ex Crip Des Ten Act Pas Bas Frd Ref Fail
S 2 4 3 3 1 1 1 0 0 2 0 1 0 0 1 0
% 11 21 16 16 5 5 5 0 0 11 0 5 0 0 5 0
S = 19 I = (Agg + Dir) - (Aff +Com + Dep)= -1 MAL = Ten + Crip + F = 3 WITH = Des + Bas + Fail = 0 PATH= MAL + 2WITH = 3

Психолог не должен подавать в качестве результатов работы сырые данные или данные с поверхностной интерпретацией, чтобы изежать произвольных толкований со стороны заказчика. Он не должен разрешать неспециалистам проводить интерпретацию самостоятельно.

Интерпретация профиля или таблицы происходит обычно по линии «от частного к общему», однако, по мере профессионализации аналитическая стратегия перерастает в синтетическую, когда каждый отдельный показатель рассматривается относительно всех остальных. Например, в некоторой методике высокий показатель Х при высоком и при низком показателе У будет иметь разный смысл. Если сначала мы строим психологический образ обследуемого складывая в одно целое интерпретации отдельных факторов, то впоследствии на основе ключевых признаков профиля мы определяем его психологический ТИП.

Синтетическую стратегию изучения профиля можно назвать также интегральным анализом. Последний может осуществляться как на уровне одной методики, так и на уровне всего обследования. Интегральный анализ преследует следующие цели:

- дополнение сведений из анализа одного показателя сведениями из анализа других;

- подтверждение или опровержение гипотез, выдвигаемых на основе одного показателя с помощью других;

- объяснение характера одного показателя с помощью других.

В целом интегральный анализ позволяет перейти от проекций, одномерных представлений об объекте исследования к «объёмному» образу, к тому, что стоит за отдельными параметрами. Выводы, основывающиеся на различных шкалах одной или нескольких методик заслуживают большего доверия. Исходной установкой в данном случае должна заключаться не в том, что полученные результаты прямо указывают на психологические особенности обследуемого, а в том, что в любом случае мы лишь приближаемся к этому «объёмному образу» и должны, манипулируя полученной из различных методов информацией, получить наиболее целостный, непротиворечивый образ.

Результаты скорее лишь имеют некоторое отношение, указывают на определённые особенности, чем напрямую их представляют. В ходе интегрального анализа мы формируем массу различных гипотез, для проверки которых приходится обращаться то к одним, то к другим данным. Таким образом, важно помнить, что профессиональная интерпретация результатов представляет собой не прямое соотнесение отдельных оценок с определёнными чертами, а непрерывный процесс построения и проверки гипотез, в ходе которого строящийся образ становится всё более чётким, структурированным. Этот образ никогда не должен и не может быть полным и окончательным, но должен быть дифференцирован настолько, чтобы позволить нам ответить на поставленные вопросы.

Это также объясняет, почему батарея тестов не должна быть слишком малой. Если мы имеем результаты 1-2 методик, то гипотезы возникающие у нас при анализе результатов одного теста, не могут быть опровергнуты или подтверждены результатами других. Если же психолог вынужден проводить экспресс обследование, то его результатом должны быть не только некоторые сведения об обследуемом или группе, но и гипотезы и вопросы, на которые необходимо ответить, построив дальнейшее изучение проблемы.

Профессиональные диагносты отмечают, что, если на отдельный признак у вас не возникает сразу 5 - 10 гипотез, значит вы не достаточно гибки и пытаетесь не столько подстроить некоторую модель под полученные результаты, сколько подстраиваете результаты под свою конкретную модель. В целом можно сказать, что эффективный процесс гипотезостроения предполагает как минимум два важных элемента - обширный опыт психодиагностической работы и гибкость мышления самого психолога.

В ходе интегрального анализа результатов можно использовать таблицу, в которой фиксируются случаи совпадения диагноза в различных методиках и подтверждения гипотетических связей различных показателей в рамках некоторой концептуальной модели:

Параметры Методики, шкалы
Прямое совпадение Косвенная связь
     

Важным является соотнесение результатов клинических и статистических методов, которые должны входить в набор тестов. Если имеется возможность, соотносятся также результаты тестов, выполненых в разное время.

Общая стратегия интерпретации результатов на основе протокола представляет собой попытку ответить на следующие вопросы [12]:

- Какова была установка на выполнение теста и как эта установка должна учитываться в интерпретации протокола.

- Каков общий уровень приспособленности личности, заполнявшей протокол.

- Какие формы поведения (симптомы, установки, защиты и т.д.) могут подразумеваться или ожидаться от данной личности?

- Какова этиология или набор психологических движущих сил, лежащих в основе вышеназванного поведения?

- Каковы наиболее подходящие диагнозы для данной личности?

- В чём смысл коррекции личности, заполнявшей протокол?

Хотя не каждый протокол позволит сделать вывод обо всех выше указанных чертах, в целом следует попытаться сформулировать некоторые утверждения и выводы относительно каждого из них:

- симптомы;

- основные потребности (зависимости, достижения...);

- восприятие среды, особенно значимых для испытуемого людей;

- реакции на стресс (стратегии преодоления, защиты и т.д.);

- самоконтроль;

- эмоциональный контроль;

- межличностные взаимоотношения;

- психологические ресурсы;

- способы адаптации к той или иной среде.

В случае получения очень плохих результатов по какому-либо тесту целесообразно провести дополнительную беседу с обследуемым, ещё раз задав отдельные вопросы из опросника. Часто оказывается, что испытуемый неправильно понял инструкцию или смысл того или иного вопроса, утверждения. Кроме того, он может дать дополнительные комментарии, полезные для диагноста.

Наши рекомендации