Психологическая систематика видов спорта в отечественной психологии.
Современный спорт многообразен и это выражается: в большом количестве видов спорта; в большом числе соревновательных упр, входящих в отдельные виды спорта; в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности). Для организации псих анализа спорт дея-ти принято группировать все виды спорта и соревновательных упр. Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упр в спорте, разработанная Т.Т. Джамгаровым. Конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: по отношению к противнику – противоборство; по отношению к партнерам – взаимодействие. Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников. Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий. Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др. Эти две основные формы взаимодействия составили основание для определения критериев систематики Т.Т. Джамгарова: 1противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта), условие – наличие психического контакта; 2взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях. На основе систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп. Виды спорта, в одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.
Американские и европейские психологические систематики видов спорта.
До сих пор нет общепринятой псих классификации видов спорта, не говоря уже о специфике соревновательных упр или спорт ролей. Отечественные и зарубежные классификации, как правило, не охватывают и половины существующих видов спорта, а до сорев упр и ролей вообще дело не доходит. В спорт псих еще не сложилось однозначного подхода к решению проблемы псих характеристики (классификации) видов спорта. Среди используемых можно выделить два основных: эмпирический и теоретический. Эмпирический подход широко принят в американской и западноевропейской псих спорта; не отказываются от него и отечественные специалисты. Он предполагает выделение наиболее устойчивых характеристик личности, присущих представителям того или иного вида спорта. К числу таких характеристик обычно относят мотивацию, активацию, агрессию, тревожность, общительность, эмоциональную выразительность и устойчивость, интеллект, антиципацию, уровень притязаний. Теоретический подход к построению псих классификации видов спорта обычно сопряжен с установлением некоторого небольшого (от 2 до 6) числа факторов, позволяющих сопоставлять, ранжировать виды спорта по степени необходимости преодоления этих психических преград в ходе занятий данным видом спорта. Эти факторы имеют характер объективных требований к психике спортсмена. В качестве таких факторов обычно выступают: быстрота действий в мало прогнозируемых ситуациях, вероятность травмы, косвенный или непосредственный контакт с соперником.