Предмет психологии спорта и физического воспитания.
Предмет психологии спорта и физического воспитания.
Психология физического воспитания и спорта – это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть. Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества, совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные умения и навыки, необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.
Задачи психологии физической культуры и спорта
Задачиопределены проблемными областями, которые рассматривает данная отрасль психологической науки. проблемные отрасли и их основные задачи: 1Личность спортсмена: а) изучение психологических основ формирования личности в спортивной деятельности; б) формирование специальных свойств личности (свойств личности, которые способствуют достижению высоких результатов в конкретном вид спорта (например, инициативности в спортивных играх, смелости в прыжках с парашютом), в) изучение особенностей личности спортсмена высокого класса. 2Спортивная деятельность: а) изучение общих вопросов спортивной деятельности (целей, мотивов, способов и результатов); б) разработка психопрограммы (изучение требований, которые предъявляет вид спорта к психике спортсмена);в) разработка психологических основ тренировочной и соревновательной деятельности для повышения ее эффективности. 3Психологическая подготовка: а) разработка системы психологической подготовки во всех видах спорта; б) разработка и описание методов регуляции и саморегуляции в спорте; в) создание экспресс - методик для изучения личности и деятельности спортсменов. 4Психология спортивных групп: а) изучение особенностей функционирования больших и малых групп и их воздействия на спортсмена; б) изучение совместимости в спорте; в) изучение взаимоотношений в системе «тренер- спортсмен, спортсмен- спортсмен». 5Физическое воспитание: а) изучение психологических основ формирования личности посредством физического воспитания; б) изучение психологических особенностей формирования здорового образа жизни; в) изучение специфики деятельности учителя физической культуры.
Агрессивность в спорте.
Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивности, спортивная деятельность вызывает у него, хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, - его агрессивность снижается.Агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В. Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта.Агрессия-это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Под агрессивностью рассматривается сложное свойство личности, проявляющееся в готовности человека решать конфликтные ситуации с помощью агрессивных действий.
Психофармакология в спорте
Психофармакология—раздел фармакологии, посвященный изучению влияния лекарственных средств на высшую нервную деятельность. Применение фармакологических средств в современном профессиональном спорте - фактор, позволяющий достичь высоких результатов и сохранить здоровье спортсмена. Отсутствие фармакологической поддержки или неграмотное использование лекарственных препаратов могут отрицательно повлиять на здоровье элитного спортсмена и, в конечном счете, перечеркнуть все его достижения. Имеющийся в настоящее время арсенал фармакологических препаратов позволяет повысить физическую работоспособность, предотвратить в той или иной степени развитие утомления и ускорить восстановление после предельных нагрузок.Применение допинга часто оборачивается непоправимыми последствиями для здоровья спортсмена. Модафинил - препарат, способствующий повышению уровня бодрствования (продолжительность эффекта - до 40 часов), не обладающий побочными эффектами мфетаминов.В противоположность допингам существует обширный арсенал разрешенных фармакологических средств, которые помогают повысить общую устойчивость организма спортсмена к экстремальным физическим нагрузкам, способствуют интенсификации восстановительных процессов, а также предупреждают отрицательные воздействия на организм неадекватных для него физических.Транквилизаторы применяются в качестве регуляторов психического статуса, при тяжелых нагрузках для снятия состояния возбуждения, при расстройствах сна, связанных с перевозбуждением, а также в составе комбинированной терапии при легких функциональных нарушениях со стороны ССС и пищеварительной системы. Вместе с тем они снижают мышечный тонус, скорость и точность двигательных реакций, поэтому запрещены к применению в сложнокоординационных и технических прикладных видах спорта.
39. Психологическая подготовка тренера и учителя физкультуры.
Хорошая психологическая подготовка тренера, совершенствование его психолого-педагогических знаний – один из основных путей к решению тех специфических задач тренировки, которые определяются как совершенствование нервно-психических механизмов регуляции спортсмена.Среди прочих тренеру необходим и психолог,который может не только быть его помощником в педагогическом процессе, но и в нужные моменты корректно и ненавязчиво осуществлять психологическую подготовку самого тренера, помогать ему профессионально. В целом оценки личности идеального тренера: это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. От него ждут достаточно высокого интеллекта, развитого чувства реальности, практичности и уверенности в себе. Это должен быть предприимчивый, самостоятельный человек, склонный к новаторству и предпочитающий сам принимать ответственные решения.Как и во всякой другой деятельности, успешным тренер становится в процессе постоянного самосовершенствования. Видя свой рост, основным критерием которого являются результаты его учеников, его команды, он фактически соревнуется не только со своими соперниками, но и с самим собой.
Предмет психологии спорта и физического воспитания.
Психология физического воспитания и спорта – это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть. Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества, совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные умения и навыки, необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.