Виды деятельности, задачи профессиональной деятельности, соответстующие им компетенции выпускника, необходимые для выполнения профессиональных задач

Квалификационные требования выпускника – бакалавра психолого-педагогического образования, необходимые для выполнения профессиональных задач, сводятся к сформированности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций. К таким компетенциям относятся:

Общекультурные компетенции (ОК):

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
  • владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
  • владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
  • готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
  • способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
  • готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6);
  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
  • способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
  • способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);
  • выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
  • готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
  • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
  • готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
  • готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
  • способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
  • способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);
  • способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
  • готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
  • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

Кроме того, в специальной деятельности:

по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):



  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
  • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
  • способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
  • способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
  • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
  • способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
  • готов руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);
  • способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);
  • способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

  • способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);
  • способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
  • способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

  • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
  • умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);
  • способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
  • готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);
  • владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6);
  • способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).

В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

  • готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
  • готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);
  • способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
  • способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

  • способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
  • способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
  • способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);
  • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
  • готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
  • готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
  • способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

Соответственно, вопросы и задания в билетах сформулированы так, чтобы можно было выявить достигнутую степень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование»; уровень его адаптации к области и объекту профессиональной деятельности; уровень сформированности компетенций ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11.

3.1. Перечень основных учебных модулей-дисциплин основной образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемые в процессе государственного экзамена.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 050400.62 – Психолого-педагогическое образование в состав итогового междисциплинарного экзамена включены основные учебные модули, охватывающие содержание основных учебных дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки.

Содержание итоговое государственного экзамена носит междисциплинарный практико-ориентированный характер и соответствует дисциплинам профессионального цикла учебного плана. Теоретические вопросы и практико-ориентированные задания экзаменационных билетов отражают современные состояние реформирования и модернизации отечественного образования и основы психолого-педагогического сопровождения социализации личности в различных образовательных учреждениях.

Согласно ФГОС ВПО целесообразно выделить три основных учебных модуля профессионального цикла:

1. «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности».В него включены следующие дисциплины:

Общая и экспериментальная психология;

Теории обучения и воспитания;

Поликультурное образование;

Социальная психология;

Психология развития;

Клиническая психология детей и подростков;

Социальная педагогика

2. «Психология и педагогика развития детей» включает дисциплины:

Психология образования;

Психология дошкольного возраста;

Психология младшего школьного возраста;

Психология подростка;

Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

Психология семьи и семейного воспитания;

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся.

3. Практико-ориентированный модуль:

Психолого-педагогический практикум;

Психолого-педагогическая диагностика;

Психолого-педагогическая коррекция;

Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований;

Практикум по общей и экспериментальной психологии.

Наши рекомендации