Лена Л. Горячее сердце. Волшебный мешочник

В одном городе, которым правил злой султан, жил мальчик. У него была очень бедная семья, и он работал с раннего утра до поздней ночи, чтобы прокормить своих младших братьев, сестер и маму. Отец у него погиб в мо­ре, когда ловил рыбу. Мама мальчика очень тяжело пере­несла смерть своего мужа и сильно заболела, и никто из врачей не мог помочь ей.

И как-то поздней ночью, когда мальчик шел с работы домой, неся немного хлеба для своих родных, он увидел нищего старика, который умирал от голода. Старик про­сил есть, и мальчик подошел к нему и угостил его хле­бом. Потом они разговорились, и старик увидел грусть в глазах у мальчика и спросил, что с ним. Мальчик расска­зал о своей семье, смерти отца и болезни матери. Тогда старик рассказал ему, что где-то на земле есть волшебный город, где все люди счастливы, в этом городе нет ни зло­сти, ни жадности. А в центре города есть волшебный ис­точник. Если выпить из этого источника, то любой чело­век выздоравливает.

Мальчик спросил, как добраться туда, но старик сказал, что не знает, ни на одной карте этого города нет, надо иди туда, куда подсказывает сердце. «Единственное, что может тебе помочь, - сказал старик, - это две вещи». И старик дал мальчику мешочек: "Если открыть его, там всегда бу­дет кусок хлеба и кружка молока". И дал он еще накид­ку, которая согревает в холод и охлаждает в жару.

Мальчик поблагодарил старика. Мешочек он оставил до­ма, чтобы его родные не умерли с голоду, и отправился в путь. Долго скитался мальчик в поисках этого волшебно­го города, и как-то однажды в горах он увидел человека, который замерзал от холода. Мальчик дал ему свою на­кидку и спросил про волшебный город. Человек сказал, что он как раз оттуда, это совсем не далеко. Но городом завладел злой большой змей, и он - этот человек - отпра­вился за помощью и так попал в горы.

Мальчик отправился к городу. Подойдя к нему, он не увидел ничего волшебного. Город был в руинах, весь чер­ный от огня. Дракон, который завладел городом, прилетал каждую неделю и забирал одну из молодых девушек, что­бы съесть ее, и жителям города приходилось смиряться с этим. А волшебный источник пересох... Мальчик, не заду­мываясь, пошел на битву со змеем. Ему не нужно было ни­какого оружия, потому что он очень сильно хотел помочь жителям и своей маме, и у него было горячее сердце.

Началась битва. Долго сражались мальчик и змей, и ког­да змей почувствовал, что сил у него нет, он попросил мальчика не убивать его, за что он готов выполнить лю­бое его желание. Мальчик сказал, что ему ничего не надо. Он желает только вылечить маму, но это он сделает сам.

И тут мальчик вспомнил о том, что его мама очень хо­тела и много говорила о том, что как было бы хорошо, ес­ли бы все люди были счастливы. Он сказал об этом змею. Змей сказал "хорошо" и улетел.

Мальчик вернулся в волшебный город, где все населе­ние радостно встречало его. Жители предложили ему ос­таться в городе и стать королем, но мальчик отказался и сказал, что ему надо только набрать воды из источника, который опять ожил. Жители согласились, они провели мальчика к источнику, тот набрал воды и отправился в обратный путь.

Когда мальчик подошел к своему родному городу, он услышал веселые песни жителей. Все веселились, город стал более красочным. Оказывается, в город прилетел змей и стал охранять город от всякого зла. А злой султан убежал, испугавшись змея.

Мальчик принес воды своей маме, и она тот же выздо­ровела. И с тех пор в городе не было ни одного несчаст­ного жителя.

А в центре города пробился источник, в котором текла волшебная вода.

Даша Г. Волшебный порошок

Однажды маленькая девочка гуляла по лесу и собира­ла ягоды. Внезапно она услышала странный шепот: кто-то говорил на непонятном языке. Она прислушалась и по­шла на звук голоса.

Девочка раздвинула кусты и увидела старый дуб, в ко­торый очень давно попала молния: у него не было кроны, большая часть веток была сломана, а его корни не впива­лись в землю, как у всех деревьев, а были подняты, и под ними находилась огромная дыра, уходящая вглубь земли. Было видно, что в эту дыру вели ступени, вырезанные из камня. У дуба стояли два непонятных и незнакомых су­щества: они разговаривали, даже ссорились.

Вдруг, как только девочка все это увидела, они переста­ли говорить и резко, как будто сговорившись, повернулись к ней лицом. Их глаза будто прожгли ее, она почувство­вала холод и тяжесть. Вдруг один из говорящих прыгнул к ней, преодолев в прыжке порядка двух метров, и бросил ей в лицо какой-то порошок.

Она хотела бежать, кричать, но ничего не выходило: ее тело не слушалось, оно выполняло команды маленького человечка. Только ее глаза и мысли были подвластны ей. И последнее, что она запомнила, было то, что ее уменьши­ли до кукольного размера, корзина с ягодами выпала из рук, и второй маленький человечек взял ее на руки и внес в дыру.

Прошло 12 лет.

В государстве умер король и к власти пришел его стар­ший сын - злой, самовлюбленный принц Эго. Он увели­чил налоги, казнил всех арестантов, забрал всех мужчин и почти всех мальчиков в армию и начал войны сразу с несколькими соседними королевствами.

А его младший брат Деран был не согласен с его по­литикой и пытался помешать ему, но ничего не получа­лось. Эго с каждым днем становился все более жестоким и расчетливым. В один из дней, когда Деран в очередной раз попытался поговорить с братом, Эго приказал зато­чить его в крепость и казнить через неделю, как измен­ника родины.

В последнюю ночь перед казнью, когда ждать было уже нечего и помочь никто не мог, Деран вспоминал их няню Ариану, которая читала им сказки о магии и добрых су­ществах, живущих под землею, помогающих людям в трудные минуты и умеющих колдовать. Вдруг странный свет озарил камеру, стены раздвинулись и перед Дераном появилась маленькая девочка. Но маленькая она была только с виду, а ее глаза были мудрыми и яркими.

Она освободила Дерана, пообещав помочь. И для того, чтобы вызволить его из тюрьмы, бросила ему в лицо по­рошок. Он запомнил лишь ее улыбку, которую ему бы хо­телось видеть всегда...

Девочка привела Дерана в странный замок под землей и познакомила его со своими родными - гномами! А они рассказали им, что у них, у гномов, есть легенда, по кото­рой лишь девочка, обладающая силой и знаниями гномов, сможет помочь принцу спасти государство, людей и гно­мов от гибели. Именно поэтому они похитили эту самую девочку, которой уготовано было великое предназначение. Они рассказали, что помочь спасти государство, остановить войны и вразумить короля может только волшебный по­рошок, которым пользуются гномы уже много сотен лет. Но гномий порошок закончился, а принести его может только человек, сердце которого пылает любовью к лю­дям, родным и Родине. Этим человеком мог быть только Деран.

После этого они расколдовали девочку и Дерана, но не увеличили их рост, и сказали, что куда идти Дерану, они знают и расскажут, но путь труден и опасен, и лишь ему выбирать, идти по нему или оставаться. Девочка же мо­жет ему помочь в пути. И Деран, и девочка согласились и отправились в путь.

Долго шли они к волшебному порошку и не меньше об­ратно, много опасностей и трудностей встречалось на их пути, но они все их преодолевали.

После того, как они вернулись с порошком в свое госу­дарство, они сразу же отправились к тем королям, с ко­торыми вел войну Эго. Как только девочка бросила им в лицо волшебный порошок, они забыли ненависть и злобу и прекратили войну.

Вернувшись домой, в свой родной замок, Деран встре­тился с Эго. Девочка бросила порошок и ему в лицо, по­сле чего Эго изменился и стал таким, каким Деран по­мнил его до смерти отца. С тех пор он мудро и честно правил их государством и люди любили его.

А гномы вернули Дерану и девочке их нормальный рост, после чего они поженились и жили долго и счаст­ливо!

Герои и анти-герои

Цели:

• развитие креативности;

• применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя;

• пробуждение архетипических ресурсов;

• формирование умения расслабляться и снимать напряжение;

• тренировка навыков совместного сочинения ска­зок.

Размер группы: не более 15 человек. Ресурсы: листы формата А4 для записи сказок, ав­торучки (по числу участников). Время: примерно 80 мин.

Ход упражнения

1 этап - образ сказочного героя

Ведущий. Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза молено закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, пригото­вились... Сейчас вы окажетесь в волшебной ска­зочной стране. Эта страна населена самыми раз­ными жителями. Герои всех сказок, какие толь­ко есть на свете, живут в этой волшебной стра­не. Здесь вы можете встретиться с любым из ска­зочных персонажей... Сейчас перед вашим мыс­ленным взором появится какой-то сказочный ге рой... Не пытайтесь вызывать его сознательно... Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент... Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет ну­жен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда все остальные персонажи исчезнут... (пауза). Теперь повнима­тельней рассмотрите того героя, который оказал­ся перед вами. Обратите внимание на его внеш­ний облик. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? в какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько яр­ка и отчетлива возникшая картинка? А теперь мысленно попрощайтесь с вашим ге­роем. Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торо­питесь, не делайте резких движений. Можно по­тянуться, расправить плечи, подвигать руками и ногами... Прошу вас поделиться тем, что вы уви­дели во время этого упражнения.

Участники группы рассказывают о том, какие ска­зочные герои появились перед ними в процессе сво­бодного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно не­ожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть от­куда появился, скажем, Винни-Пух, бредущий в ту­мане, или грустный Карабас-Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и по­рождает вопросы о значении возникшего образа. Ве­дущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участника его ска­зочный герой. Обычно это либо приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируются тревога, волнение или равнодушие.

2 этап - создание команд

Ведущий. Вы познакомились с теми образами, ко­торые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев -уже без всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персона­жа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор... А теперь вы­берите еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он будет под номером «два» в списке ге­роев, у которых, по вашему мнению, есть сход­ство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя - под номером «три»... Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж. В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден дополнить пару сам.

Ведущий. Вам дается 5 мин на то, чтобы обсу­дить в парах, что же все-таки является похо­жим у ваших персонажей. Сформулируйте глав­ное, что вас объединяет, в коротком девизе, афо­ризме, в образе или метафоре.

Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит каждую пару выбрать другую пару - по аналогии с предыдущей процедурой, чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сход­ство героев в четверках в виде метафоры. Затем уча­стники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае не­большого количества участников можно остановить­ся на работе в четверках.

Ведущий. Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые ва­ми, становились все более обобщенными, емки­ми, глубокими, я бы даже сказал - архетипическими. Действительно: волшебная вода, цветоч­ные часы феи, волшебная палочка - сколько красоты и тайны прячется за этими словосоче­таниями! Как хочется узнать подробней о загад­ках этих чудесных образов! Поэтому я предла­гаю вам сочинить сказку, названием и - соот­ветственно — основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а геро­ями - те сказочные персонажи, которые яви­лись вам во время первого упражнения.

3 этап - сочинение сказок

На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 30 мин: это процесс очень простой. Сочи­нить сказку в одиночку порой оказывается значи­тельно легче, чем в большой команде, когда необхо­димо не просто учесть мнение каждого, но и отра­зить сущность выбранных сказочных героев.

По окончании отведенного времени каждая коман­да представляет свою сказку другим.

Ведущий. Мы поочередно выслушаем сказку каж­дой группы. Потом у команд-слушательниц бу­дет три волшебные минуты, чтобы показать ил­люстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербаль­но в течение несколько секунд представить жи­вую картинку.

В качестве примера приведем сказку, созданную во вре­мя тренинга по сказкотерапии психологами Волгограда. Героями, объединившимися в одну группу, оказались Ко­за (из сказки "Волк и семеро козлят"), Винни-Пух, Крас­ная Шапочка и Мамонт.

Сказка о волшебной воде

Далеко-далеко, там, куда не могут добраться даже сны, расположилась страна Люизоя. В ней мирно жили люди и животные благодаря волшебным свойствам воды в род­нике, питающем колодец у дома мамы Козы и ее козлят. Этот родник давал начало всем водам Люизои. Тот, кто хотя бы раз пробовал эту воду, становился добрым и тер­пеливым, трудолюбивым и сильным, выносливым и спо­собным добиться поставленной цели. Благодаря волшеб­ной воде в Люизое были богатые урожаи, а в семьях рож­далось много детишек. Из всех ближних стран приезжали в Люизою за волшебной водой...

Но вот однажды в страну проник Волк. Он был настоль­ко злым, что даже волшебная вода ему не помогала, и от этого он становился еще злее. Да, это был тот самый Волк, который хотел съесть семерых козлят. Коза расправилась с ним, набив его ненасытное брюхо камнями и сбросив в колодец. Откуда ей было знать, что, падая, Волк разобьет­ся на мелкие части, и камни завалят волшебный родник?

С того времени воды в Люизое становилось все меньше и меньше. Жители стали ссориться, лениться, терять си­лы и болеть. Когда они поняли, что им грозит гибель, со­брались они на совет и решили послать Винни-Пуха на поиски волшебной воды. Он любил путешествовать и умел приобретать друзей. Но для путешествия нужны были си­лы, а где их взять, если вода в стране кончается и ее ед­ва хватит, чтобы дождаться возвращения Винни? Тут Крас­ная Шапочка и вспомнила, что ее бабушка все запасает впрок, на всякий случай, значит, и воды она запасла. Де­вочка вызвалась проводить Винни-Пуха до дома бабушки, чтобы он мог восстановить силы перед дорогой.

Они добрались до бабушки. Винни подкрепился, и Крас­ная Шапочка проводила его через лес. Здесь на границе леса и поля они и встретили Мамонта с маленьким чело­веческим детенышем. Они рассказали Мамонту о своей беде. Тот выслушал и сказал, что мог бы помочь им, но ему нужно сначала пристроить малыша, потерявшего ро­дителей, в добрые руки. Красная Шапочка обрадовалась, она давно хотела братика. В доме бабушки им будет хо­рошо и они дождутся возвращения Винни-Пуха.

Простившись с девочкой и малышом, Пух забрался на Мамонта и отправился в путь. Они шли так долго, что стали терять счет дням. И вот, наконец, показался родной Мамонту полюс. Не теряя времени, Мамонт нашел вол­шебный айсберг и, усадив на него медвежонка, так уперся в него, что айсберг сдвинулся с места. Скользя, он плавил­ся от соприкосновения с землей, из-под него бежали ру­чьи, и от этого он двигался еще быстрее.

"Торопись! Ты должен успеть добраться до волшебного колодца прежде, чем льдина достигнет величины арбуза. Иначе она не сумеет пробудить родник, ведь ей предстоит пробить слой камней", - сказал на прощание Мамонт. Мишка правил льдиной, сидя на ней, пока она была боль­шой. Она перемещалась с огромной скоростью и таяла, на­полняя по пути все водоемы. Вскоре на горизонте показа­лось то место, где они расстались с Красной Шапочкой. Какова же была радость Винни, когда он увидел девочку! Оказывается, она ежедневно приходила сюда в надежде встретить медвежонка. Винни-Пух видел, как быстро уменьшается ледяная глыба, а до колодца было еще дале­ко. Он пересказал Красной Шапочке слова Мамонта. Де­вочка предложила обратиться за советом к бабушке, и они направились к ее домику. Теперь уже нельзя было ехать на льдине, и они решили ее катить впереди себя.

Бабушка встретила их на пороге. Узнав, чем опечале­ны медвежонок и внучка, она принесла корзину с опилка­ми, обваляла в опилках тающую льдину и подала ее пу­тешественникам. "Теперь вы успеете донести льдину до колодца", - сказала она. Пух и Шапочка взяли корзину и побежали по тропинке к дому Козы.

Вот и волшебный колодец. Они сбросили в него льди­ну, и как только она коснулась дна, колодец доверху на­полнился волшебной водой. Родник ожил, и вместе с ним в Люизою вернулись мир и достаток.

В принципе, на этом можно завершить упражне­ние и перейти к обсуждению. Однако если ведущий хочет помочь участникам сделать еще несколько ша­гов навстречу себе, то можно перейти к следующему этапу. При этом следует отдавать себе отчет, что описываемые ниже процедуры могут оказаться труд­ными для участников и потребуют от ведущего до­статочно высокой квалификации.

4 этап - поиск анти-героя

Ведущий. Спасибо вам за чудесные сказки. Без сомнения, сейчас произошло чудо. Ведь еще 30 мин назад у человечества было на несколько сказок меньше, чем сейчас! Но не будем почи­вать на лаврах, радуясь заслуженному сказочно­му успеху. Давайте работать дальше. Возьмите, пожалуйста, пустой листок и положите перед со­бой. Разделите поверхность листа на две части вертикальной чертой. В верхней части левого столбца напишите имя выбранного вами на пер­вом этапе игры сказочного персонажа. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств характера, которыми обладает этот герой. Именно ваш герой, а не классический персонаж извест­ной сказки.

Ведущему необходимо дать участникам достаточ­ное время для этой работы. Можно обратить внима­ние участников группы, что чем больше качеств за­фиксировано, тем лучше.

Ведущий. На вашем листе остался пустым пра­вый столбец. В нем я прошу записать такие ка­чества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчер­киваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противо­положными на уровне ваших ощущений и по­нимания обозначенных качеств... А теперь, ког­да эти качества записаны, подумайте: есть ли такие сказочные герои, которые обладают имен­но такими качествами - теми, что записаны в правом столбце?

Если кто-либо из участников затрудняется в на­хождении соответствующего героя, следует вынести этот вопрос на обсуждение группы. Как правило, в результате совместных поисков нужный персонаж находится. Таким образом, у каждого участника есть два персонажа, оказавшихся противоположны­ми друг другу.

5 этап - образ анти-героя

Ведущий. Мы с вами очень много времени удели­ли проработке образа вашего сказочного героя, первым появившегося в вашей сказочной стра­не. Но ведь и этот возникший только что пер­сонаж нуждается в вашем внимании. Я предлагаю немного поработать и с ним. Для этого я :• прошу вас сесть поудобней, расслабиться и как можно ярче представить себе этого персонажа. Обратите внимание на облик вашего героя. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? в какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчет­лива возникшая картинка?

А теперь откройте глаза — те, у кого они были закрыты. Вернемся сюда, в нашу комнату. Мож­но потянуться... Вы только что видели своего нового персонажа. Давайте попробуем вжиться в этот образ. Сядьте на стуле так, как мог бы сидеть этот герой... Займите позу, наиболее ха­рактерную для него... Сделайте какой-либо жест, который мог бы сделать он... Встаньте, пройди­тесь внутри круга так, как ходит этот персо­наж... Остановитесь, обратитесь к тому челове­ку, с которым вы оказались рядом, скажите ему что-нибудь, что мог бы сказать ваш герой... Пройдите дальше... Скажите другому человеку что-либо от имени этого персонажа... Снова сде­лайте несколько шагов и снова - теперь уже в последний раз - выскажетесь так, как говорил бы ваш персонаж-Ведущий должен внимательно следить за происхо­дящим, при необходимости помогать участникам, ис­пытывающим затруднения, не теряя при этом кон­троля за всей группой и выдерживая необходимый темп.

Ведущий. Давайте встанем в круг. Отделите от себя выбранного персонажа. Представьте, что он стоит сейчас перед вами. Он вас видит и слышит. Вы можете сказать ему все, что посчитае­те нужным. Если не захотите говорить — не на­до. Итак, кто готов сказать что-нибудь своему персонажу?

Не следует поочередно передавать слово по кругу. Пусть начнут говорить те, кто окажется готовым к этому непростому монологу (может быть, диалогу). Важно, чтобы слова звучали вслух. И не имеет осо­бого значения, что не все участники помнят, к ка­кому именно персонажу обращается человек. Глав­ное - смысл сказанного. (Любопытно, что чаще все­го звучат прямые советы и рекомендации...)

После того, как выскажутся все желающие, веду­щий предлагает занять места в кругу для подведе­ния итогов игры и общего обсуждения.

Представляется важным затронуть следующие во­просы:

• Что вам особенно трудно было выполнять в на­шей игре?

• Что далось легко?

• Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале?

• Что значит для вас этот герой?

• Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?

• Как протекал этот творческий процесс?

• Какие чувства вызвал у вас персонаж, появив­шийся на последнем этапе?

• Насколько сложно было вжиться в образ этого персонажа?

• Что вы при этом чувствовали?

• Что значит для вас этот персонаж?

• Изменилось ли ваше отношение к этому герою?

• Что вам дала проведенная в группе работа?

Возможно, что в процессе тренинга еще не раз придется возвращаться к этим персонажам — герою и анти-герою. Некоторым участникам наверняка еще захочется встретиться с ними снова и погово­рить. Это не удивительно: многие участники сами признаются в том, что в сказочных персонажах они увидели себя...

Защиринская О.В. Сказка в гостях у пси­хологии. Психологические техники: сказко-терапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001.

"Абсурд как изыск интеллекта является мощнейшим мотиватором к самоизучению и психокоррекции. Сказка ведет нас к чело­веческим ценностям, разуму от обратного, предъявляемого в гротескной форме. Давай­те ужаснемся и сразу начнем думать в пользу позитивного самоизменения. Сказ­ка - целитель сознания человека, затеряв­шегося в хаосе безумия и абсурда повсед­невности. Простота героя-дурака придает нам чувство веры в постижение возможно­стей собственной воли, интеллекта и могу­щества. Каждый - творец своей судьбы в этнокультурном контексте!" (с. 39).

Путешествие к волшебнику

Предлагаемую игру можно использовать как совершенно самостоятельную процеду­ру, так и в рамках психологического тре­нинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного занятия, в котором пред­ставлены все необходимые этапы - разо­грев, основная часть, рефлексия и обсужде­ние. Игру полезно проводить при возник­новении ссор и конфликтов в группе под­ростков.

Цели:

• сплочение группы;

• помощь в развитии эмпатии и самосознания;

• формирование навыков совместной деятельности;

• развитие умений чувствовать группу и ее от­дельных членов;

• выработка навыков предоставления и получения обратной связи.

Размер группы: не более 12 человек.

Ресурсы: просторное помещение, свободное от лиш­ней мебели, легкие стулья по числу участников, тол­стая веревка длиной не менее 5 м, листок бумаги с текстом ("письмо от дедушки"), повязки (не более 6), лист ватмана, магнитофон, кассета с релаксацион­ной музыкой, пачки фломастеров, карточки (по чис­лу участников) с написанными на них именами уча­стников.

Время: не менее двух часов.

Ход игры.

Л этап - физический разогрев

Упражнение "Багажная полка"

Ведущий. Давайте представим, что наступили, на­конец, долгожданные летние каникулы. Вы от­правились на отдых в деревню, далеко-далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных улиц. Ехать туда вам при­шлось на поезде. Вот вы входите в вагон, отыс­киваете свое купе и обнаруживаете, что свобод­на от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую | дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? какой формы? Ощутите ее вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть ба­гаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! Взяли груз. Поднимаем его вверх... Ощущаете напряжение рук? работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие и... сум­ка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью рас­слабиться и сесть. Несколько раз сожмите и ра­зожмите пальцы, повращайте кистями рук.

Упражнение "Спагетти"

Ведущий. Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо бы­ло бы перекусить. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления. Но это не просто лапша - это настоящие спагетти! Длинные тонкие макаронины лежат в тарелке перед вами. Захватим пальцами одну из них. Она висит, свободно раскачиваясь. Если мы нач­нем вращать кистью руки, то и наша вообража­емая макаронина начнет извиваться, наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спа­гетти вилкой. Накрутите их на вилку. Поймай­те макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, по­чувствуйте себя настоящее макарониной...

Упражнение "Деревенский дом"

Ведущий. Вот вы, наконец, добрались до той са­мой глухой деревушки, где собираетесь провес­ти несколько дней и замечательно отдохнуть. Вы пришли к дому, в котором вас должен был ждать дедушка-охотник. Но между дощечками калитки вы обнаружили записку, в которой де­душка сообщал, что он на некоторое время уе­хал и вам самим следует обустроиться в доме. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары... А теперь, пожалуйста, при­готовьте козлы, положите на них бревнышки и распилите их на чурбачки большой двуручной пилой. Это не слишком-то просто: надо согласо­вывать свои движения, добиться единого ритма. Так, а теперь каждый берет в руки топор и на­чинает колоть дрова. Только будьте осторожны и не заденьте друг друга.

Дедушка сообщил в записке, что вы можете до­стать из подпола банку с солеными огурчиками. Ход в подпол закрыт крышкой, а на крышке стоит большой тяжелый сундук. Чтобы открыть люк, нужно сдвинуть сундук. Работаем в парах.

Давайте попробуем, объединив усилия, все-таки убрать в сторону этот тяжеленный сундук. Еще немного напряжения и - ура! - люк освобож­ден. Вы сумели добраться до вожделенной бан­ки с огурцами. Откройте ее. Достаньте оттуда огурчик - руками! Откусите. Очень хорошо! За­мечательно хрумкать огурчиками в большом и светлом деревенском доме!

2 этап - погружение в игровую ситуацию

Ведущий. Вам было интересно и весело. Вы бы­ли вместе — и никого взрослых. Чудесно! Но прошел день. Наступила ночь. Вы заснули. Но наступивший день оказался совершенно иным, чем предыдущий. Было тускло и серо. Было грустно и плохо. Ребята начали ворчать друг на друга и беспричинно ссориться. Конфликты вспы­хивали на пустом месте, как бенгальские огни, но, в отличие от них, сгорали совсем не так бы­стро. Никто не мог понять, в чем дело. Вдруг вы услышали негромкий стук в окно. Это был почтовый голубь. Он принес вам письмо.

Ведущий протягивает ребятам листок бумаги. Один из членов группы зачитывает послание вслух.

"Ребята! Я не успел предупредить вас, что наши места находятся на самой границе волшебного мира. Ведьма наслала на вас злые чары, вызвав ссоры и конфликты. Эти чары может снять только Волшебник, живущий очень далеко. Ес­ли вы хотите избавиться от заклятия, вам нуж­но будет пройти через заколдованный лес, пре­одолеть высокие горы, топкое болото глубокое озеро. Желаю удачи! Дедушка".

Ведущий. Что же, ребята, вам решать - рискнуть и отправиться в опасное путешествие или же остаться здесь, в деревне, но при этом продол­жать ссориться и конфликтовать. Что же вы вы­бираете?

Участники группы, выбирают путешествие.

3 этап - преодоление препятствий Упражнение "Заколдованный лес"3

На полу чертят мелом или отмечают веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой уклады­вают один за другим несколько стульев. Получает­ся извилистая тропинка длиной 3 — 5 м. Ведущий. Вы вступили в лес. Почему он считает­ся заколдованным? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых, человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помогать друг другу. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязы­вают глаза. Его задача — пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания словами: влево, вправо, два шага вперед и т. п. Разумеется, ему нельзя под­ходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партне­ра. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает товарищу идти по тропе.

Участники разбиваются на пары, желательно ина­че, чем в предыдущих упражнениях.

Уверены ли вы в своих силах? в надежности партнеров? Бывало ли с вами так, что в состоя­нии напряжения вы теряли контроль над собой и забывали самые простые вещи: например, где право и где лево? Не перепутайте эти направле­ния во время прохождения по заколдованному к,- участку леса. Прежде чем мы начнем движе­ние, важно запомнить следующее: ведущий не­сет полную ответственность за ведомого. Он дол­жен четко и вовремя предупреждать его о воз­можных опасностях и преградах. И второе: до­рогие зрители, успех прохождения зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать кон­такту между партнерами, проходящими по за­колдованной тропе. Понаблюдайте, как органи­зует переход каждая пара, в чем отличия дей­ствий участников.

Ведущий завязывает повязку на глазах одного из членов первой пары, игра начинается. Когда все па­ры преодолеют заколдованный участок тропы, начи­нается обсуждение этого упражнения.

• Что вы чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами?

• Что для вас оказалось сложнее — проходить тро­пу или руководить действиями другого?

• Что увидели зрители?

• Кто запомнил и может продемонстрировать ти­пичный "язык тела" проходящему по заколдованно­му участку игрока?

• Чем отличается поведение человека, лишенного возможности видеть окружающий мир?

Упражнение "Пропасть"'4

Это упражнение проводится около свободной сте­ны. Желательно, чтобы пространства было много, так, чтобы, встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длины стены. На расстоянии при­мерно 30 см от стены проводят черту (можно про­сто положить на пол веревку). Участники становят­ся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и чертой.

Ведущий. Должен предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах, где вас ожидают не­шуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия, это грани­ца узкой тропки. За ней глубокая пропасть, па­дение в которую не оставляет надежды остать­ся в живых. По моему сигналу вы превращае­тесь в причудливые скальные глыбы, самым не­ожиданным образом нависающие над тропин­кой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригни­тесь... Только крайний слева участник становит­ся альпинистом. Его задача - пройти вдоль про­пасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигать­ся ползком, цепляясь за камни... Главное — не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следую­щий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы в целости и сохранности ми­новали опасный участок маршрута.

Это упражнение помогает снять напряжение в от­ношениях и великолепно работает на сплочение группы. За счет телесного контакта и азартного про­текания игра может оказаться одним из централь­ных моментов занятия. Вместе с тем ведущему не­обходимо быть внимательным и сразу же пресекать малейшие попытки с помощью силы и грубости пре­одолеть возникшую трудность. Того, кто ведет себя не по-джентльменски, можно вернуть к началу тро­пы и попросить пройти ее заново.

Когда все участники группы преодолели препятст­вие, можно обсудить чувства, которые они испыты­вали во время упражнения.

Упражнение "Болото"

Ведущий. Едва только вам, лихим путешествен­никам, удалось перевалить через труднодоступ­ные горы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его можно только по редким кочкам. Нельзя осту­паться, иначе можно запросто утонуть в тряси­не. Сейчас вы начнете путь через болото. Будь­те очень осторожны! Помогайте друг другу пере­бираться с кочки на кочку. Поддерживайте сво­их товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутни­ков. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и не­продуманность действий могут привести каждо­го участника и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответ­ственность, поддержка друзей обеспечат успех.

Стулья (по числу участников) ставят в круг вплот­ную друг к другу. Ведущий предлагает подросткам разуться и взобраться на стулья.

Ведущий. Вы начнете движение по моей коман­де. Будете переходить со стула на стул по часо­вой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на тот стул, с которого начали движе­ние. Вперед!

Когда участники группы справятся с этим задани­ем, ведущий поздравляет их и сообщает, что путь по болоту еще не закончен. Он предлагает некоторым участникам встать по двое на одном стуле и убира­ет из круга освободившиеся стулья (при численнос­ти группы в 12 человек можно убрать 3 стула, ра­зумеется, не рядом стоящих). Группа снова начина­ет движение в усложнившихся обстоятельствах. При успешном завершении этого этапа ведущий вытас­кивает из к

Наши рекомендации