Сказка о Деревьях-Характерах
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко, за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе. Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...
Давайте сочиним сказку...
Сказка может излечивать. Есть у нее такое удивительное свойство. Это свойство стало краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого направления в практической психологии. Но не следует думать, что помогает людям только рассказанная им сказка. В неменьшей степени (а может быть, и в большей) оказывает на человека благотворное влияние сказка, сочиненная им самим. Об этом еще М. Бурно писал, называя этот процесс терапией творческим самовыражением. Вот только сочинить сказку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться. Предлагаемая процедура помогает человеку написать сказку. Это своеобразный чудесный стартер, запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет почти любому человеку - от первоклассника до пенсионера - за довольно короткий промежуток времени создать свой личный волшебный продукт - новую сказку.
Упражнение может быть применено в психологическом тренинге метафоризации или сказкотерапевтическом тренинге, но может выступать и как специальная творчески-ориентированная психотехника в рамках тренингов другой направленности, проводимых для подростков (впрочем, и для взрослых тоже).
Цели:
• развитие креативности;
• формирование умения сочинять сказки;
• пробуждение архетипических ресурсов;
• развитие умения видеть различные смыслы сказочных метафор.
Размер группы: не более 15 человек. Ресурсы: листы формата А4 для записи сказок, авторучки (по числу участников). Время: примерно 80 мин.
Ход упражнения
1 этап - подготовка
Ведущий. Положите перед собой лист бумаги. Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но наверное, есть такие слова или словосочетания — устойчивые обороты, которые встречаются почти во всех или во всяком случае во многих сказках. Пожалуйста, запишите в столбик такие слова, желательно существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках. Таких слов или словосочетаний должно быть ровно 7 — вы ведь знаете, что 7 - это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.
Это задание является по сути разогревающим. Чтобы подобрать нужные слова, участники вынуждены окунуться с мир сказок, побродить там, возрождая в памяти полузабытые тексты. А включение руки для записи этих слов также помогает "разогреть творческий двигатель" для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит - ни много ни мало - написать собственную сказку.
Ведущий. Теперь, когда все справились с заданием, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанным те слова, которые продиктую вам я:
Дом
Река
Круг
Гора
Путь
Пещера
Превращение
Почему предлагаются именно эти слова? В общем-то, можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весьма условным (например, я применял такие наборы: мандарин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, автомобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пещера, солдат). Однако опыт подсказал, что лучше, если слова будут самыми обычными, но на самом деле являются чрезвычайно эмоционально насыщенными архетипическими образами. Анализ большого количества литературных источников по юнгианской психологии, сказкотерапии, имаготерапии, символизму помог отобрать названный выше набор "сказочных" слов, которые, по мнению многих авторов, являются одними из самых значимых для человеческой психики и рассматриваются как очень "символически нагруженные" в культуре.
2 этап - написание сказки
Ведущий. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать инструкцию для дальнейших действий. На этом же листе вы должны будете написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов: первый вариант: вы используете при написании сказки те 7 слов, которые включены вами в первый набор;
второй вариант: в тексте вашей сказки обязательно должны встретиться все слова второго набора;
третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов; и наконец, есть четвертый вариант: вы не обращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку! Решайте, какой из предложенных вариантов вам наиболее по душе и приступайте к сказко-творчеству. Покиньте круг и выберите в нашей комнате место, где вам будет наиболее комфортно творить. У вас есть двадцать волшебных; минут!
Если вам трудно начать, то можете использовать следующий прием: прикройте глаза и вызовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность, оживите его, включите движение и... понаблюдайте, что будет происходить. А потом запишите родившуюся сказку.
На самом деле для подлинного творчества, не скованного особыми границами, предпочтителен последний вариант. В конечном счете слова, найденные самими участниками, как и слова, предложенные ведущим, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться воображение. Но если сказочник не нуждается в таких опорах, то не следует мешать его свободному самовыражению в сказке.
Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант, используя слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает ведущий.
По мере окончания работы участники собираются в кругу. Ведущему не стоит торопить их, ведь создание сказки - процесс сугубо индивидуальный, не терпящий жесткой регламентации. Нестрашно, если времени потребуется чуть больше, чем планировалось. Когда все участники завершат свою работу, ведущий выделяет еще минуту на придумывание названия сказкам, а затем предлагает желающим прочесть свои произведения вслух. Если группа не слишком велика, то следует выслушать всех. Вместе с тем не надо настаивать в случае нежелания кого-то из участников на его выступлении; в конце концов, каждый имеет право не раскрывать себя (а ведь то, что в сказке очень часто раскрываются какие-то личностные черты автора, становится ясно многим участникам).
3 этап - работа со сказками
Дальнейшие действия группы ведущий может организовать разными способами.
1 вариант
Путем открытого голосования (например, положа руку на плечо автора) участники выбирают две сказки. Группа делится пополам, авторам выбранных сказок предлагается стать режиссерами и поставить за полчаса сказку своего коллеги. Не свою, а именно своего коллеги! Затем организуется обсуждение того, насколько слушателям сказок удалось понять их важнейший смысл и реализовать его в своем спектакле.
2 вариант
Выслушав все сказки, участники выбирают ту (или те) из них, которая больше всего, как им кажется, похожа на их собственную сказку. Объединившись в двойки или тройки, они обсуждают сходство сюжетов, тем, идей, а затем представляют группе свою точку зрения. Затем выявляется тема, наиболее часто встречающаяся в группе. Эта тема может стать предметом дальнейшей отработки в тренинге.
3 вариант
Этот вариант применяется только в обучающих группах по сказкотерапии или в терапевтических группах, в которых осуществляется работа с использованием сказкотерапии. Из всех сказок выбирается одна, на ее примере демонстрируется, как можно проводить психологический анализ сказки. Это особая технология, требующая достаточно высокой квалификации ведущего, которая здесь описываться не будет.
Свирепо ОЛ., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
"Именно это свойство - способность перекраивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл, -делает ее столь ценным инструментом психотерапии. Принцип метафоры используют для того, чтобы по-новому расставить акценты, помочь пациенту переосмыслить свой опыт... То есть для того, чтобы метафора была эффективной (это в равной степени касается и символа, и образа), необходимо, чтобы она чем-то напоминала "первичные метафоры", "первичные мотивы", как бы работала на соответствующей частоте" (с. 16).
"В течение тысячелетий происходило на-пластывание слоев, но основа осталась прежней. Отсюда вытекает гипотеза: в сознании современного человека накопились все предыдущие слои, и чтобы обнаружить и устранить нарушение, нужно снимая слой за слоем, проникнуть в те архаические пласты психики, которые и окажутся самыми здоровыми, потому что образованы как система координат человеческого бытия" (с. 21).
В качестве примеров сказок, созданных по описанной технологии, приведем две сказки участников одной тренинговой группы. Легко увидеть, какими разными они оказались...
Приложения