Индивидуальная техника развития RS подростков

1 этап - диагностика типа RS подростка, выявление основной модальности в структуре RS и наименее развитой модальности восприятия.

2 этап - работа с конкретным образом (дом, столб, дерево, снег, дельфин...). Подростку предлагается представить любой конкретный предмет.

- выявление субмодальных характеристик. Вы выясняете, какими субмодальными характеристиками обладает образ, который представил себе подросток. Зачастую мономодальные учащиеся описывают образ характеристиками своей основной модальности. Например, если это визуал, то он говорит о яркости, расстоянии, цвете, четкости и т.д. Необходимо как можно подробнее составить представление о данном объекте.

- далее переходим к работе со второй модальностью. Выясняем субмодальные характеристики второй по значимости модальности в структуре RS подростка (например, чувство, тепло, текстура, вкусовые ощущения и т.д.).

- «наложение» субмодальных характеристик наименее развитой модальности с опорой на хорошо развитые модальности. Например, подросток представил дерево, описал его в визуальных субмодальностях: «Я представил дерево. Оно вот так метрах в десяти. Красивое, у него зеленая крона, на ветках лежит снег. Это ель. Вокруг снег блестит, солнышко». Далее Вы можете спросить о том, много ли на ветвях снега, не тяжело ли дереву? Ты рядом стоишь, а тебе не холодно? Для наложения третьей модальности можно попросить медленно идти к дереву. В этот момент нужно обращать внимание подростка на визуальные и кинестетические субмодальности: А ты по снегу идешь? А какой он? Во что ты обут? Ты движешься по снегу, видишь, как твои сапожки опускаются в снег, и (!) слышишь хруст снега. Далее можно подойти к дереву и увидеть, как налетел ветер, он сыплет на лицо снег и (!) слышно, как шумят ветви ели.

- закрепление. Оно заключается в повторении 2-го этапа с другим образом.

Рекомендуем проделывать данную процедуру со всеми мономодальными и бимодальными учащимися.

Цикл упражнений в классе на развитие визуализации

Данная работа нацелена на развитие сенсорных способностей учащихся, их воображения и, прежде всего, визуализации, как процесса создания мысленных образов. Мы под мысленными образами будем понимать репрезентацию в уме несуществующего объекта, явления или события (не только визуальные образы, но и образы сформированные через другие модальности). Не претендуя на всю полноту охвата методов проведения формирующей работы, данная методика знакомит с некоторыми из тех техник, которые были апробированы автором на группах учащихся (подростковые классы) и принесли определенный положительный результат в развитии RS учащихся.

Первоначальное использование левополушарной визуализации в классе нуждается в непринужденности и в атмосфере забавности.

Следующее упражнение следует выполнять в течение двух - четырехнедельного периода.

Упражнение

Учитель предоставляет ученикам сцену без описания (простое предложение, например: Появился кот. Вечер настал...).

Учитель просит дополнить сцену конкретными визуальными деталями и характеристиками (можно попросить их закрыть глаза).

Предложить учащимся обменяться их конкретными визуальными характеристиками.

Далее следует приступить к выполнению упражнений на развитие визуализации. Эти упражнения взяты из книги Фенкер и Миллинз «Перестаньте обучаться, и начните научаться».

Начните с визуализации цветов. Заполните Ваш мозг красным, синим, зеленым или любым другим цветом по выбору. Сконцентрируйте все Ваше внимание на сохранении цвета чистым и ясным. Если созданные Вами цвета кажутся Вам неясными, сфокусируйте на конкретной позе, отличающей эти цвета друг от друга. Это не обязательно произойдет, пока Вы не напрактикуетесь в упражнении несколько раз. Как красное отличается от голубого? Сконцентрируйтесь на этом различии, и цвета станут более ясными.

Затем попробуйте визуализировать знакомые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник. Для начала нарисуйте их на уровне глаз. Позвольте своим глазам детально изучить каждую часть фигуры, затем представьте в целом. Попробуйте изменить размер, форму и цвет объекта. Визуализируйте объект, Вращающийся в вашем мозгу.

Сейчас визуализируйте знакомый трехмерной объект: стул, мяч, карандаш... Поместите образ на расстояние одного-двух метров перед собой, расслабьтесь и изучайте его, затем закройте глаза и визуализируйте. Попытайтесь включить как можно больше деталей в Ваш внутренний образ.

Визуализируйте знакомого человека (или животное). Сконцентрируйтесь на лице, тщательно изучайте каждую деталь. Позвольте изменяться объекту в Вашей ментальной перспективе и рассматривайте лицо как издалека, так и очень близко. Посмотрите на него справа, слева, и, наконец, прямо. Заметим, что физические законы не препятствуют визуализации. Вы сможете приблизиться к объекту или мгновенно всецело охватить его взглядом.

Далее, визуализируйте знакомый Вам дом или здание. Представьте себя входящим или просто открывающим дверь. Изучайте пол, стены, открывающиеся взору проемы и другие комнаты. Позвольте глазам Вашего мозга путешествовать из комнаты в комнату и замечать фурнитуру, цвета, окна и другие детали. Затем вернитесь обратно и столь же тщательно исследуйте внешний вид дома или здания.

Сейчас визуализируйте тыкву. Это гладкая и ярко-оранжевая тыква с хвостиком на макушке. Представьте тыкву плавающей прямо перед Вами, медленно поднимающейся к потолку, затем опустите ее до уровня глаз и начните вращать ее быстрее и быстрее. Внезапно остановите ее и делайте все меньше и меньше, пока она не станет размером с яблоко. Сейчас измените цвет, сделав ее ярко голубой, затем зеленой, затем снова оранжевой.

Представьте себя удобно лежащим в своей кровати. Мысленно исследуйте знакомые объекты и фурнитуру комнаты. Сейчас повторите процесс, мысленно двигайтесь вокруг комнаты, рассматривая объекты, приближаясь к ним. Взгляните на окно и почувствуйте себя легко плывущим по направлению к нему, и затем выплывающим из окна. Вы дрейфуете, все выше и выше, пока не окажетесь над домом соседей. Изучайте улицы, дома дороги и деревья из этой перспективы. Затем мягко приземлитесь и почувствуйте, что вы стоите на ногах.

Сейчас визуализируйте очень конкретное место и представьте, что вы находитесь там. Это может быть любимое место или театр, который Вы посетите. А может быть место, в котором Вы не были, но желаете посетить, или воображаемое место, созданное Вами. Исследуйте его мысленно. Изучите окружение: цвета, форму, текстуру. Если это во сне, почувствуйте тепло солнечных лучей и дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, Вы пожелаете посетить это место много раз в будущее. Визуализируйте себя идущим туда для отдыха, для работы над проблемой или для практики в других упражнениях.

Визуализируйте конкретное Ваше место и вообразите встречу с очень мудрым человеком и наставником (если Вы верующий, то с Богом). Представьте себя встречающим этого человека и выразите ему Вашу дружбу. Это может быть или реальный человек, или воображаемый. Представьте себя спрашивающим у него ответы на вопросы по Вашему выбору. Внимательно слушайте, что он говорит.

Наконец, визуализируйте другое конкретное место, рабочее место, содержащее все приборы и инструменты, которые могут потребоваться для ответа на любой вопрос или для решения любой проблемы. Представьте экран на рабочем месте, где могут появляться любые образы по вашему желанию. Заметим, что Ваш наставник обязательно посетит Вас на рабочем месте, Когда Вам потребуется помощь. Поупражняйтесь в видении образов на Вашем экране.

Упражняясь с каждым около недели, через несколько недель Вы увидите впечатляющие результаты.

В ходе занятий используйте различные упражнения на развитие творческого воображения(рекомендуем упражнения из книги «Вообрази себе» -М., изд-во «Эйдос», 1994. Например, представь, какого цвета смех? Нарисуй или представь цвет смеха. Представь, какой вкус солнечного цвета. Как пахнет луна? Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги?

Для развития RS подростков необходимо использовать упражнения на развитие визуальной, аудиальной, кинестетической памяти. В качестве примеров приведем некоторые из использованных нами упражнений.

Упражнение. Ведущий на доске (экране) пишет побуквенно слово. Затем каждая буква подчеркивается, а слово - стирается, а черточки остаются, например: В Е Л О С И П Е Д . Группе задаются вопросы: Какая буква находится в центе? Крайняя слева? Вторая справа?..

Упражнение. Группе диктуется на слух набор цифр и букв (1,в,4,с,а,16,е,о,ц,б,3). Через минуту вы просите воспроизвести данный набор цифр и букв.

Упражнение. «Письмо» Инструкция: «Закройте глаза, расслабьтесь. Вам на теле будут писать кисточкой буквы алфавита. Ваша задача угадывать их. Причем вы должны не только «прочитать» букву, но и вызвать устойчивое ощущение». Когда группа достигнет достаточного уровня натренированности можно давать целый набор букв (и цифр) так, чтобы они их запомнили.

Любой формирующей работе у нас предшествовали комплексные диагностические исследования, результаты которых анализировались и обсуждались, что позволяло нам найти оптимальные пути проведения этой работы.

Мы ознакомили вас с незначительным числом методик , стараясь прежде всего, передать саму идею развития типов RS индивида. Хотелось бы напомнить, что формирующей работе должны предшествовать диагностическая работа и организационно-методическая – по разработке коррекционно-развивающей программы, нацеленной на развитие познавательной сферы участников данной программы.

О том, как составляются и реализуются эти программы, вы ознакомитесь на предмете «Психокоррекция и психотерапия»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Придумайте упражнения, которые будут детей ставить в такие условия, в которых им необходимо демонстрировать способности, свойственные другой модальности.

2. Организуйте и апробируйте групповую методику развития RS «Снимаем кинофильм»

3. Апробируйте индивидуальную методику развития RS, описанную выше.

4. Разработайте цикл упражнений на развитие визуальной, аудиальной, кинестетической памяти.

Рекомендуемая литература:4,18,97,111,120,134,146,160,163,164,143,171, 174.

ТЕМА 3. МЕТА-МОДЕЛИРОВАНИЕ

Определение мета-модели

Мета – модельбыла одним из первых паттернов, разработанных Р. Бендлером и Дж. Гриндером. Наблюдая за работой замечательных психотерапевтов Фрица Перлза и Верджинии Сатир, они заметили, что эти специалисты имеют склонность использовать вопросы определенного типа, когда они собирают информацию. Проанализировав специфику этих вопросов, Р. Бендлер и Дж. Гриндер пришли к выводу, о необходимости систематизации этих приемов. В соей работе «Структура магии» (1975)они детально описали мета- модель.

Наш язык никогда не сможет воздать должное скорости, разнообразию и чувствительности нашего мышления. У говорящего может быть полная и завершенная идея того, что он хочет сказать, лингвисты ее называют глубинной структурой. Мы сокращаем эту глубинную структуру, чтобы выразиться ясно. То, что мы на самом деле говорим, называется поверхностной структурой. Если бы мы не сокращали эту глубинную структуру, то любой разговор длился бы очень долго. Поверхностную структуру можно считать репрезентацией полной глубинной структуры языка

Мета-модель – это набор лингвистических средств для сбора информации, направленной на то, чтобы восстановить связь языка индивида и его опыта, который он я этом языке представляет. Мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Психологу важно понимать модель, которой обладает индивид. Существует множество «бедных» моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в огромном количестве межличностных и внутриличностных конфликтов.

Люди создают модели посредством трех универсальных процессов: исключения, (стирания) обобщения (генерализации) и искажения.

Эти процессы позволяют нам выживать, расти, учиться. Эти же процессы создают нам ограничения, снижают нашу способность к гибкости наших реакций. Так как эти три процесса выражаются в лингвистических паттернах, то мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых мета-моделью, чтобы работать с ними, в тех случаях, когда они ограничивают возможности выбора индивида, там самым нанося ему ущерб.

Чтобы перейти от глубинной структуры к поверхностной мы неосознанно отберем лишь некоторую часть информации, имеющейся в глубинной структуре. Мы предоставим собеседнику упрощенную версию, которая неизбежно будет искажать смысл, и наконец, мы будем обобщать так как перечисление всех возможных исключений и условий может сделать разговор слишком громоздким.

Например, мы можем сказать « Маша купила машину». Говоря это, мы предполагаем, что наш собеседник точно понимает, о ком идет речь, и мы опускаем все указания на этот счет. Мы не уточняем, каким образом, где, когда, на каких условиях она приобрела машину. Да и собственно, о какой машине идет речь, мы тоже не сообщили. И наш собеседник вполне может свое содержание вложить в наше сообщение, представив другую Машу, и совсем другой тип машины.

Таким образом, говоря о чем-либо, необходимо предоставлять информацию в том виде, в каком она будет максимально доступна слушателям. В свою очередь, в позиции слушателя важно отдавать себе отчет в том, насколько верно ты понимаешь собеседника. Правильному пониманию помогут вопросы. Мета - модель и была создана для того, чтобы научить слушателя обращать внимание на формы коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно варьироваться, но форма подачи информации дает слушателю возможность максимального понимания в любой специфической коммуникации.

Мета модель представляет собой серию вопросов, цель которых – повернуть вспять и разгадать упущения, искажения и обобщения языка. Эти вопросы имеют целью восполнить утраченную информацию, восстановить структуру и извлечь специфическую информацию, чтобы придать смысл коммуникации. Стоит помнить, что ни один из следующих паттернов сам по себе не является ни плохим, ни хорошим. Все зависит от контекста, в котором они используются и от результатов их применения.

В мета - модели выделяют три категории:

· Сбор информации до полного описания (исключения (опущения), отсутствие референтных индексов, неспецифические глаголы и номинализации)

· Ограничения модели говорящего (универсальные квантификаторы, модальные операторы возможности и модальные операторы необходимости)

· Логико-семантически ошибочные формы (причина-следствие, чтение мыслей, потеря субъекта)

§2. Сбор информации до полного описания

Сбор информации относится к получению точного и полного описания представляемого содержания посредством подходящих вопросов и реакций. Этот процесс служит также для связи индивида с его переживаниями. В данной категории четыре подразделения: исключения (опущения), отсутствие референтных индексов, неспецифические глаголы и номинализации. Расскажем о каждом из них.

1. Исключения – отсутствующие части модели.Для эффективной коммуникации необходимо понять, какая у партнера по общению (будь то ученик или клиент) карта мира. Сообщая о своей карте мира, собеседники обычно осуществляют это посредством поверхностных структур. Поверхностная структура, как мы отмечали ранее, представляет собой репрезентацию полной языковой репрезентации, из которой она выведена, - глубинной структуры. В случае, когда имел место языковый процесс исключения, мы почувствуем, что в поверхностной структуре недостает некоторых элементов. Эти элементы могут отсутствовать и в описываемой собеседником модели мира. Если в модели опыта индивида отсутствуют части этого опыта, значит, модель обеднена, что предполагает ограниченный выбор возможных способов поведения. По мере восстановления отсутствующих частей начинается процесс изменения.

Вначале нужно определить, является ли поверхностная структура полной. Один из способов заключается в том, чтобы спросить себя: Нельзя ли придумать другое правильное предложение, в котором бы для обозначения процесса, применялось бы то же слово, но с большим числом именных аргументов, чем в данной поверхностной структуре? Если вы сумели найти такую поверхностную структуру, значит, эта поверхностная структура не полная. Постараемся пояснить это на классическом примере, взятом из книги «Структура магии» Т 1.

Клиент: «Я боюсь».

Терапевт: «Чего?» («Чего или кого вы боитесь?»).

Другие примеры:

-Я не понимаю. Реакция: -Чего вы не понимаете?

-Я не люблю его (он мне не нравится).

Реакция: - Что в нем не нравится вам?

-Он - самый лучший!

Реакция: - Он самый лучший в чем?

В случаях исключения вопрос «Что именно?» вызовет информацию, касающуюся репрезентативной системы, используемой клиентом:

-Я не понимаю.

Реакция: - Как именно вы не понимаете?

-Ну, мне не ясно…

Наши рекомендации