Познавательная деятельность индивида как объект исследования
По утверждению основоположников НЛП, репрезентативная система является важной характеристикой познавательной сферы ученика. В отечественной психолого-педагогической науке понятие «репрезентативная система» используется недостаточно. Представляется важным проведение развернутых научных исследований, посвященных данной проблеме. Актуальным является, в частности, и экспериментальное изучение влияния типов репрезентативных систем субъектов образовательного процесса на эффективность процесса обучения.
Известно, что в психике не существует ни одного процесса, который был бы изолирован от других процессов и структурной организации деятельности в целом. «Все психические явления даны в зачаточном или полном своем виде фактически в любой психической деятельности, но в исключительно целостном, нерасчлененном виде: они не распределены, не разведены на различные виды деятельности и поэтому принципиально не могут быть исключены из данной деятельности» С.Л. Рубинштейн ([147], с.219).
Изменения существующей системы образования требуют совершенствования процесса обучения. Именно обучение как процесс передачи общественно-исторического опыта во многом способствует повышению адаптации человека к жизни в изменчивом мире. Достичь высокого обучающего эффекта позволяют методы, в которых учитываются индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности учащихся.
Решение задач, связанных с потребностями системы образования, невозможно без индивидуального подхода к каждой личности, включенной в образовательный процесс. Из этого следует, что для повышения эффективности учебно-педагогической деятельности большое значение приобретает исследование проблем, связанных с изучением особенностей учащихся, проявляющихся в учебно-познавательной деятельности. Актуальность исследования познавательной деятельности учащихся продиктована также необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению, потребностью в новых методах и методиках, имеющих более широкие возможности и больший эффект воспитательного воздействия.
Изучение познавательной деятельности школьников в виде целостного процесса необходимо в интересах внедрения научных результатов в массовую педагогическую практику, поскольку эффективность их воздействия на содержание и стиль работы школы находятся в прямой зависимости от того, на каком уровне обобщения и систематизации доводятся до практиков отдельные научные факты, явления, выводы.
Современные исследования в области познавательных способностей и стилей познавательной деятельности позволяют осуществить подход к определению значения и специфики индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности с целью учета их для повышения эффективности процесса обучения.
В различных подходах к вопросу взаимосвязи индивидуального и типического немалое место уделялось рассмотрению индивидуальных различий в контексте проблемы типологизации познавательной деятельности. Достаточно вспомнить типы ученых и художников по Кречмеру Э. [101], типы (низшего уровня) по А.Ф. Лазурскому [106], интровертированные и экстравертированные типы по К. Юнгу [196]. Заметим, что, выделяя типы, К. Юнг сразу же указывает на субъективную тенденцию к компенсации односторонности присущего человеку типа и отмечает ее биологическую целесообразность.
В учении И.П. Павлова [128) даются основы индивидуальных различий и выделяются специально человеческие типы с преобладанием первой или второй речевой сигнальных систем. Очевидно, что «художники» (в первом случае) и «мыслители» (во втором) - познавательные типы.
Однако тщательный анализ конкретных результатов исследований последних лет выявил принципиальную упрощенность вывода о двух типах мышления, жестко закрепленных за полушариями. И здесь уместно вернуться к решению проблемы типологии, как предлагает К.А. Абульханова-Славская: «...должна быть снята альтернатива индивидуализации и типизации в психологии», поскольку индивидуальное выступает не единичным вариантом типического, а должно занимать место среди ряда типов, которые «одновременно будут типами индивидуальностей, определяемыми по комплексу параметров» ([2], с. 26).
Исследование типологических особенностей носит общеметодическое значение. Социально-психологические задачи также включают изучение роли когнитивных типологических характеристик, поскольку успешность социального поведения, межличностного взаимодействия и обучения во многом определяется перцептивной деятельностью личности.
Б.Ф. Ломов отмечает, что, хотя исследования различий между людьми - принадлежность дифференциальной психологии, получаемые данные могут иметь большое значение для общей психологической теории личности, поскольку они позволяют раскрывать динамику общего, особенного и единичного в ее складе [112].
Движение от единичного к особенному приводит к распределению единичных факторов, наблюдений на особые группы и позволяет переход к общему. В психологии единичное - индивидуальное, и диалектика перехода от индивидуальных субъективных и объективных характеристик через особенные к общим убедительно продемонстрирована в системных отношениях, выявленных В.А. Ганзеном [45].
Как отмечают Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова [26], психосенсорная сфера у человека максимально индивидуализирована: одну и ту же ситуацию два человека воспринимают с разными оттенками, определяющихся и сиюминутным состоянием, и прошлым опытом восприятия каждого из них. Психомоторная сфера и абстрактное познание, напротив, унифицированы: благодаря этой второй стороне психики один человек общается с другим, понимает его. Следовательно, выявлению индивидуального своеобразия человека способствует методики, направленные на диагностику асимметрии мозга именно в процессе чувственного познания.
Исследование межполушарной мозговой организации человека на основе данных о роли каждого из полушарий в организации перцептивных процессов позволяет с большей вероятностью прогнозировать эффективность сложных видов деятельности. Это относится и к обучению.
Таким образом, познавательная деятельность как объект исследования рассматривается в различных психологических подходах. Важную роль в контексте проблемы типологизации познавательной деятельности имеет вопрос о взаимосвязи индивидуального и типического. При этом одной из основ индивидуальных различий является специализация функций левого и правого полушарий коры головного мозга.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Назовите имена ученых, которые занимались исследованием межполушарной мозговой организации человека.
2. Перечислите известные вам типологии личности. Заполните таблицу:
Типология | Типы личности | Краткая хар-ка типов |
по Э. Кречмеру | ||
по А.Ф. Лазурскому | ||
по К.Г. Юнгу | ||
по И.П. Павлову |
Рекомендуемая литература: 2,26,45,101,106,112,128,147,196.