Нейро-лингвистическое программирование
МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет психологии
А.Ф. РЕМЕЕВА
НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Москва-2010
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании происходит переориентация на развитие личности. Для успешного осуществления этого процесса необходимо использовать весь арсенал методов, имеющихся в современной науке и практике. Создание в мировой психологии новых теорий позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности личности во многих сферах деятельности, в том числе и в обучении. Открытия в области изучения мозга позволяют обогащать практику новыми фактами работы полушарий мозга, их взаимодействия и взаимовлияния.
В последнее время накоплен огромный материал, убедительно показывающий индивидуально-типологические различия в способах приема и переработки информации в связи с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга. Выявлены индивидуально-типологические особенности протекания отдельных психических процессов. В школьном обучении эти различия учитываются не в полной мере.
Собран внушительный практический материал, демонстрирующий эффективность методик НЛП (нейролингвистическое программирование). Одно из замечательных свойств методик НЛП, представленных в данном пособии - их эффектность. Они дают ощутимый результат, требуя незначительных затрат.
На сегодняшний день ведутся активные дебаты относительно того, стоит ли признавать НЛП как самостоятельное психотерапевтическое направление и достаточно ли закрепляются полученные при использовании этих методик результаты. Мы не станем в рамках данной работы акцентировать внимание на теоретических изысканиях, посвященных этим и другим вопросам. Нам представляется важным познакомить студентов с теми техниками, которые могут быть использованы в рамках образовательной среды, а так же в обыденной жизни.
Одной из сложнейших проблем профессионального образования является проблема перехода от учения к профессиональной деятельности: В рамках одного типа деятельности нужно «вырастить» принципиально другой (А.А. Вербицкий). Такой переход возможен, если студенты, обучаясь на факультете психологии, будут активно использовать те приемы и техники, освоение которых формирует компетенции - способности и готовности к самостоятельному овладению новыми методами оказания психологического воздействия, позитивному воздействию личным примером на окружающих, к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к постановке прикладных задач в определенной области применения психологии. В помощь студенту в достижении этой цели и разработано данное пособие.
ТЕМА 1. НЛП КАК МЕТОД ОКАЗАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ
История возникновения НЛП
Нейролингвистическое программирование (НЛП) является одним из новых направлений в психологии. Возникло оно в 70-х годах прошлого столетия. Изначально НЛП развивалось как метод психотерапии.
У истоков этого направления стояли Джон Гриндер и Ричард Бендлер [21, 58, 59]. Эти ученые, наблюдая за работой терапевтов В. Сатир, М. Эриксона, Ф. Перлса, создали модель английского языка, эффективно использовавшуюся в психотерапии. Они назвали ее мета-моделью. Открытия, которые они сделали, моделируя опыт различных людей, привели к созданию НЛП.
Нейролингвистическое программирование- это сложное словосочетание, за которым скрываются три простые идеи. Часть «нейро» отражает фундаментальную идею о том, что поведение берет в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения. Мы воспринимаем мир благодаря пяти органам чувств. Мы извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство.
«Лингвистическая» часть названия подчеркивает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочить наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникации с другими людьми.
«Программирование» указывает на способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.
НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и чувствуем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем (намеренно или ненамеренно) чтобы получить результат.
По мнению основоположников НЛП человека можно сравнить с компьютером, который работает по определенной программе. Все программы, по которым мы работаем, на каком-то этапе были для нас полезными и поэтому они у нас закрепились. Человек обладает определенной ригидностью в отношении своих программ, а именно: условия жизни изменились, а человек продолжает работать по старой программе. Целью работы с клиентом ( пациентом) является разработка для него некоторой новой позитивной программы и трансляции ее клиенту. Люди, однако, сопротивляются, когда им пытаются навязать извне какую-либо программу поведения. Поэтому в рамках этого подхода значительное внимание уделяется тому, как подстроиться к клиенту, внушить ему новую программу. Для этого используются техники транса, в основу которых положен эриксоновский гипноз.
Основные положения НЛП
Нейролингвистическое программирование - новое направление в психологии, которое, наряду с другими проблемами, исследует способы приема и переработки информации. В НЛП введено понятие «репрезентативная система» как система, посредством которой субъектом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам. Сегодня это понятие получило широкое распространение. В НЛП выявлены индивидуальные предпочтения различных типов RS в процессе восприятия информации. Данные предпочтения определяют различия стилей обучения. В большинстве случаев причиной низкой успеваемости школьников является несовпадение RS учащихся с характеристиками предъявляемой информации. В НЛП разработаны техники и приемы развития RS учащихся.
Для НЛП в первую очередь значима функциональная асимметрия человеческого мозга. Такая асимметрия приводит к тому, что различные полушария нашего мозга занимаются преимущественно реализацией различных функций.
Указанная асимметрия проявляется в нашем как вербальном, так и невербальном поведении. Так, по отдельным признакам, реализующимся в мимике, позе, жестах, можно определить, когда человек в своих суждениях опирается на свой опыт, заключенный в ощущениях, когда на логические построения, а когда на то и другое.
Используя принципы НЛП, по утверждению основоположников нейролингвистического программирования, можно описать любую активность индивида весьма детальным образом, что позволяет легко и быстро производить глубокие и устойчивые изменения этой активности.
На вооружение НЛП был взят тот факт, что опыт отдельного человека не соответствует реальности примерно так же, как географическая карта не дает истинного представления о территории. Рассказывая о каком-либо событии, люди основываются на собственном индивидуальном опыте, на особенностях своего восприятия. С точки зрения НЛП, имеется три основных канала, по которым люди воспринимают информацию об окружающем нас мире. Это зрение, слух и кинестетика. В отличие от отечественной академической психологии [92], где под кинестетическими подразумеваются либо мышечные, либо суставные ощущения, в НЛП кинестетика включает в себя и обоняние, и осязание, и тактильные ощущения и, собственно кинестетические ощущения. По каждому из этих каналов непрерывным потоком поступает информация, используемая нами для организации собственного опыта.
Каждый индивид создает некую репрезентацию (схему, карту) мира. Модели, создаваемые нами, отличаются одна от другой в силу ряда ограничений:
Нейрофизиологические ограничения: Наша нервная система постоянно искажает или опускает целые части действительного мира (мы не слышим, например, звуки высоко- и низкочастотные, видим не все цвета спектра, слышим не все запахи...).
Социальные ограничения связаны с ограниченностью языковой системы, приводящей к тому, что богатство нашего опыта зависит отчасти от различий, проводимых в какой-либо области наших ощущений (на языке майду - всего три цвета, а в русском языке - их множество).
Индивидуальные ограничения - это те ограничения, которые мы создаем, опираясь на собственный уникальный опыт.
Модели, создаваемые нами значительно упрощают взаимодействие с реальностью, поскольку большая часть информации не подвергается обработке, но они же создают значительные трудности в процессе коммуникации. Для того чтобы быть успешным в процессе общения необходимо предоставлять информацию собеседнику таким образом, чтобы она была максимально приближена к его модели восприятия мира.
Р. Бендлер и Д. Гриндер основными объектами исследования определяли особенности речевого общения и языковых процессов у людей. В основе нашего представления о мире лежит сенсорная информация. Ощущения постепенно объединяются в образы, образы связываются между собой в целостные представления об отдельных фрагментах окружающей действительности. Так в сознании возникает модель мира, с помощью которой человек понимает его устройство и живет в нем. В этой модели, помимо образов, ощущений и чувств, определяемых фактами, есть также логические образы фактов – знания и мысли. Наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых метафор, прочтение которых зависит как от степени приобщенности индивида к культуре, так и от уровня его владения языком.
В основе НЛП лежат следующие положения:
1. Стереотипы поведения формируются под влиянием внушения значимых лиц и в трансовых состояниях во время переживания стресса;
2. Основная часть программы кодируется в неосознанных языковых структурах и проявляется в формальной организации речи и невербальных реакциях человека;
3. Симптомы выполняют защитную функцию и в результате самопрограммирования в трансе могут смениться новыми, более адаптивными стереотипами;
4. Для позитивных изменений достаточно индивидуальной «подстройки» (пристройки) к клиенту и эффективной технологии взаимодействия с ним (работа с мета-моделью).
В НЛП применяются специфические методы диагностики: тест для определения типа репрезентативной системы, калибровка глазодвигательных сигналов и невербальных ответов «да-нет».
Коррекционные техники НЛП базируются в основном на трансовых состояниях пациента.
Выделяют следующие принципыэффективности НЛП. Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь, дело психотерапевта – способствовать их реализации. Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности - основа психотерапии. Терапевтическая коммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнера взаимодействия. Темп терапевтического процесса задается пациентом. Сопротивление расценивается как признак неправильного использования энергии пациента. Предполагаемые приемы должны удовлетворять требованиям готовности пациента, конкретности и достижимости в недалеком будущем определенных целей, низкого риска и ориентации на успех. Результаты терапии зависят не столько от используемых приемов. Сколько от модели поведения психотерапевта, которая должна соответствовать его стилю жизни. Необходимо доверять своей интуиции, своему «бессознательному», предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентом.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Как объясняется название данного направления – Нейролингвистическое программирование?
2. Что такое «репрезентация мира»?
3. Каким образом происходит создание карты, модели, репрезентации опыта индивида?
4. Какое значение для НЛП имеет функциональная асимметрия человеческого мозга?
5. Как объясняется с точки зрения НЛП возникновение стереотипов нежелательного поведения?
Рекомендуемая литература: 21,32,58,59,60,68,102,128,143.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Назовите имена ученых, которые занимались исследованием межполушарной мозговой организации человека.
2. Перечислите известные вам типологии личности. Заполните таблицу:
Типология | Типы личности | Краткая хар-ка типов |
по Э. Кречмеру | ||
по А.Ф. Лазурскому | ||
по К.Г. Юнгу | ||
по И.П. Павлову |
Рекомендуемая литература: 2,26,45,101,106,112,128,147,196.
Деятельности личности
Изучение познавательной деятельности личности связано, прежде всего, с изучением проблемы функционирования мозговых структур.
Развитие центральной нервной системы, начиная уже с плоских червей, сопровождается возникновением двусторонней (билатеральной) симметрии всего тела. В процессе филогенеза у человека каждое полушарие мозга приобретает все большую специализацию, что особенно проявляется в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема и переработки информации [48].
Эволюция представлений о функциональном значении парности полушарий берет свое начало от признания независимости и равноценности полушарий как двух органов психики. Это представление позже сменилось концепцией доминантности полушарий, утверждающей ведущую роль левого полушария в реализации речи и некоторых психических процессов, а также представлением о ведущей роли правого полушария в невербальных процессах. И, наконец, к концепции функциональной специфичности.
На данном этапе развития психологии идет все более глубокое изучение мозговых основ различных видов психических процессов. На сегодняшнем этапе развития нейропсихологии наиболее актуальны с этой точки зрения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Кроме того, межполушарная асимметрия мозга является одной из важнейших проблем современного естествознания, изучением которой занимаются самые различные дисциплины (анатомия, физиология, неврология, лингвистика и другие) [11, 12].
В отечественной психологии проведена огромная работа по изучению данной проблемы. Свое развитие проблема межполушарной асимметрии мозга получила в трудах одного из крупнейших советских психологов Б.Г. Ананьева и его сотрудников [6, 7, 8]. Интенсивно разрабатывались эти проблемы также в трудах А.Р. Лурии [30, 114]. Исследования А.Р. Лурии легли в основу теории системной динамической локализации высших психических функций человека, согласно которой все психические процессы (как вербальные, так и невербальные) осуществляются при участии обоих полушарий головного мозга, каждое из которых вносит свой вклад в их обеспечение.
Сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной [109, 110, 123] получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой [68], которые выдвинули пространственно-временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем-прошлом, левополушарная - в настоящем-будущем времени [70].
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии отводится выявлению межполушарных дихотомий. Правое полушарие - холистическое, оно воспринимает действительность целиком, как гештальт, в то время как левое полушарие - ассоциативное, аналитическое, оно обрабатывает информацию последовательно, дискретно. Левое полушарие пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах. Правое полушарие производит параллельную оценку признаков изображения. Способности к формированию логических операций традиционно связываются с функционированием левого полушария [72, 144, 152].
К первосигнальному фактору, связанному с преобладанием невербальных компонентов восприятия, мышления, памяти, непроизвольной регуляции психической деятельности относят показатели лабильности нервной системы и доминирования правого полушария, а второсигнальный фактор, определяющий образование вербально-логического стиля в познавательной деятельности составляют показатели инертности нервной системы и доминирования левого полушария [52, 93].
Согласно гипотезе Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой [25], с доминированием правого или левого полушария связаны два способа человеческого познания - чувственное и абстрактное. В.Л. Бианки [23] на основе анализа процессов образования временных связей высказал гипотезу об индуктивно- дедуктивной специализации полушарий головного мозга. В.Л. Деглин и Т.В. Черниговская [66] пришли к выводу, что структуры левого полушария являются субстратом формально-логического модуса мышления, а структуры правого полушария– ассоциативно-эмпирического.
По мнению E. Goldberg, K. Podell, V. Lovell [207], правое полушарие ответственно за переработку новой когнитивной информации, левое полушарие связано с переработкой рутинной информации и устоявшихся стратегий поведения.
Концепции функциональной асимметрии мозга можно сгруппировать следующим образом. Первую группу составляют концепции, определяющие различия между правым и левым полушариями особенностями информации, которую они обрабатывают. Приверженцы этого направления считают, что нельзя безоговорочно относить обработку вербального материала к функции только левого полушария. Восприятие слова как целого осуществляется правым полушарием (как, например, в случае письма иероглифами), менее латерализовано оперирование математическими символами. Оперирование образной информацией также не является прерогативой правого полушария. Левое полушарие играет важную роль в обработке простых зрительных стимулов.
Вторую группу составляют концепции, связывающие функциональную асимметрию мозга с различием в способах оперирования информацией, в стратегии ее переработки. Основные признаки правого полушария: симультанность схватывания всех элементов информации, континуальность восприятия и формирования целостного образа мира. Основными признаками левого полушария являются последовательный анализ отдельных компонентов целого, дискретное их восприятие и постепенное восприятие не образа, а упрощенной его модели. Симультанность и сукцессивность как различительные признаки указываются почти всеми авторами. Но последние исследования в этой области доказали, что нельзя безоговорочно связывать симультанность с правым полушарием, а сукцессивность - с функциями левого полушария. Многие исследователи в своих работах сочетают оба этих подхода.
И, наконец, третья группа концепций различия между функциями левого и правого полушарий сводит к различным способам контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации [204].
На современном этапе изучается проявление функциональной асимметрии мозга в области психологии творчества [10, 11, 49, 50, 53, 87]. Исследуется влияние межполушарной асимметрии на познавательные способности [47, 56, 57, 93, 96, 146]. Обнаружено, что от особенностей межполушарной асимметрии головного мозга зависят различия в поведении, специфика интеллектуальной и эмоциональной саморегуляции [185].
Намечается перспективность использования знаний о функциональной асимметрии человека в организации быта, труда, профориентации и профотбора, в решении проблем воспроизведения психической деятельности вне мозга человека [130, 141].
Выявлено статистически значимое преобладание индивидов с левополушарной специализацией в Западной цивилизации, а с правополушарной - в Восточной цивилизации [145]. Разделение головного мозга на два функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности [125]. Асимметрия мозга изучается в связи с проблемой индивидуализации обучения [57,116, 165, 171].
Разработка ее идет в двух направлениях. Первое направление предполагает исследование особенностей динамики межполушарной асимметрии мозга, при выполнении какой-либо деятельности или при обучении [51, 75, 99, 105].
Второе связано с изучением влияния типа межполушарной асимметрии на эффективность обучения [159, 170, 182-184].
В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г. Степанова [160-169], который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.
В конце 50-х годов В.Г. Степанов, занимавшийся проблемами зрительного восприятия, дал экспериментально обоснованное и наиболее полное современное описание двух основных типов восприятия - «детализирования» и «угадывания». До исследований В.Г. Степанова для изучения особенностей восприятия информации использовались дихотические методики, тахистоскопическая методика, использовалось также схематезированное изображение, разделенное на условные составляющие элементы, фотографии расфокусированных изображений знаковых предметов.
Обладая каждая своими достоинствами, ни одна из этих методик не давала развернутого представления о течении процесса восприятия. Успешнее решалась эта проблема с помощью методики по наблюдению постепенно уточняющегося изображения на экране оптико-электронной установки. В разработке методики участвовали А.А. Харкевич, Е.И. Игнатьев, В.А. Махонин, В.Г. Степанов. По мнению М.С. Шехтера [219], в этих опытах применялась более совершенная, чем в исследованиях Дж. Брунера и М. Поттер, экспериментальная методика. Она заключалась в том, что с помощью преобразователя сигналов, пропускающего ограниченное количество визуальной информации, экспериментатор мог предъявлять испытуемым на экране установки постепенно проясняющееся изображение, характер этого уточнения тест-объекта можно было произвольно менять в соответствии с целями исследования. В своем исследовании мы применили модификацию этой методики: использовался обычный диапроектор.
Позднее результаты, полученные с использованием вышеуказанной методики, были подтверждены на больных с «расщепленным» мозгом. Эти исследования проводились в США под руководством Сперри [157, 158], который выяснял, что произойдет с процессами приема и переработки информации, если полностью перерезать мозолистое тело, разобщив тем самым большие полушария мозга человека. Больных людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление эпилепсии. Сперри наблюдал пациентов с «расщепленным» мозгом в различных экспериментальных ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения.
Получены интересные результаты. Если картина предъявлялась на правой стороне экрана, то больной сообщал, что на ней изображено, но не мог сказать о рисунке, расположенном в левой части экрана. Если испытуемому с перерезанным мозолистым телом давали предмет в левую руку, то он не мог его назвать, и справлялся с этой задачей, если предмет вкладывали в правую руку. Следовательно, правое полушарие не может ничего сообщить о раздражителях, предъявляемых левой части тела, но знает о них. Способности к восприятию речи у правого полушария не намного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. Правое полушарие превосходит левое в работе со зрительными образами и в анализе пространственных отношений.
Использование этой методики дало не только много сведений о латерализации церебральных функций больных людей, но и подтвердило данные об особенностях перцепции у человека при доминировании одного из полушарий, полученные в исследованиях В.Г. Степанова.
Представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия полностью совпадают с представлениями о лево- и правополушарных стратегиях переработки информации. Данные недавних совместных исследований В.Г. Степанова с физиологом М.Н. Русаловой на здоровых людях показали, что в процессе детального восприятия у этих испытуемых преобладает активность левого полушария, а при угадывающем восприятии - правого. Выводы делались по показаниям блокады альфа-ритма в электроэнцефалограмме (ЭЭГ).
Исследователем Т.Л. Павловой изучаются индивидуально-типологические закономерности развития детализирующего и угадывающего способов восприятия младших школьников [129]. В своих работах она отмечает, что свойства угадывающего способа восприятия в младшем школьном возрасте совершенствуются лишь при создании определенных условий обучения. Т.Л. Павлова пришла к выводу о том, что учет индивидуально-типологических особенностей зрительного восприятия дает возможность для достижения более высоких результатов в обучении младших школьников.
Как известно, асимметрия полушарий головного мозга человека имеет анатомические (морфологические), физиологические (функциональные) и клинические (поведенческие, феноменологические) доказательства [89]. Наиболее полно изучена разница в функционировании левых и правых структур второго блока (по концепции А.Р. Лурия о трех функциональных мозговых блоках): блока получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира.
Изучение межполушарных различий психических функций составляет лишь одну сторону проблем функциональной асимметрии мозга. Второй, не менее важный, но менее изученный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления различных, прежде всего высших психических функций. В этом отношении наибольший интерес представляют работы Б.А. Ананьева, и его школы [5, 6, 7], А.Р. Лурии [114], М. Газзанига и соавторов [43, 205, 206], Э.Г. Симерницкой [152], В.М. Мосидзе [120]. Взаимодействие полушарий мозга обеспечивается комиссурами мозга. Есть данные, что до 3-4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело еще не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни [208].
Межполушарная асимметрия - динамическое образование, обусловленное различными факторами и, прежде всего, возрастом субъекта [141].
Организация межполушарных психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека степень выраженности функциональной асимметрии во многом зависит от качества обучения [26, 74, 75, 104]. При обучении может происходить направленный сдвиг функциональной асимметрии мозга вправо или влево в зависимости от специфики внешних воздействий на человека, в том числе от методики обучения [74, 103, 119]. Подача учебного материала должна соответствовать требованиям и специфике различных способов восприятия и переработки информации [32, 33, 98, 100, 118, 174, 175, 176]. Гармоничное обучение возможно только в том случае, если в учебный процесс вовлечены оба полушария мозга, при их взаимодополняющей активности [207].
Накоплен огромный эмпирический материал по изучению межполушарной асимметрии головного мозга. Обобщая имеющиеся в научной литературе факты [10, 13, 14, 16, 19, 20, 21, 22, 29, 30, 32, 36, 37, 46, 55, 62, 83, 88, 90, 135, 136, 140, 141, 156, 158, 168, 170, 173, 186, 187, 190, 195, 205, 206, 208, 209, 210, 211], дадим характеристику лево-правополушарных стратегий переработки информации.
Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности, сукцессивная организация протекания различных психических процессов. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно. Вид информации, которой оперирует полушарие: слово и другие условные знаки. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Данное полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, выполняется схематическое распознавание отдельных объектов. Данному полушарию присуща большая вербализованность. В нем осуществляются собственно языковые (грамматические в самом широком смысле слова) операции над текстом. В этом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторические программы поведения, которые общество присваивает человеку.
Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, симультанная обработка больших объемов информации. Вид информации, которой оперирует полушарие: образы и другие невербальные сигналы, характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с "записанными" для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса). Малая вербализованность. С правым полушарием связано художественное видение мира.
Необходимо отметить, что полно описанная функциональная асимметрия мозга человека, как выяснилось в последних исследованиях, присуща только праворукому большинству человечества. Она состоит в разграничении функций правого и левого полушарий мозга в общем их деле - в осуществлении психической деятельности. Каждый левша выглядит имеющим свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у других левшей и амбидекстеров. Очевидно также и то, что левши не являются полными функциональными антиподами правшей [3, 4, 16-18, 69, 71, 127, 203].
По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25% леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. и др. [16, 17, 18].
Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга [17].
Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование...
Сложность положения учащихся-левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось отсутствием методик обучения письму левой рукой. На сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей [17].
Особенности способов приема и переработки информации у человека и участвующие в них виды познавательных процессов различны. Между тем общепризнанно, что наша цивилизация на протяжении нескольких столетий опирается при обучении на детализирующий (или левополушарный) способ приема и переработки информации, это притом, что угадывающий (или правополушарный) способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции, то есть, способствует раскрытию новых больших личностных возможностей учащихся [209, 210]. Необходима дифференциация обучения школьников с учетом их приверженности определенному способу познания в течение всех лет пребывания в школе.
Сказанное требует нового подхода к решению проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека [13, 73, 122, 124, 135, 140, 180, 181].
В целом, приведенные выше данные иллюстрируют важность изучения проблем, связанных с функциональной асимметрией мозга для оптимизации процесса обучения. Показано, что степень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия является продуктом онтогенетического развития, особенностей обучения личности.
Психологические особенности функционирования полушарий мозга проявляются, прежде всего, в различиях способов перцептивной деятельности, следовательно, межполушарная асимметрия является основой индивидуально-типологических различий познавательной деятельности личности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Назовите основные различия в обработке информации левым и правым полушариями головного мозга.
2. Охарактеризуйте существующие группы концепций функциональной асимметрии мозга; В чем их сходства и отличия?
3. Сформулируйте определение понятия «дихотомия».
4. Проведите сопоставительный анализ характеристик лево-правополушарных и правополушарных стратегий переработки информации.
Рекомендуемая литература: 6,7,8,11,12,23,25,30,48,52,66,68,
70,72,93,109110,114,123,144,152,207.
§3.Репрезентативная система как характеристика познавательной деятельности индивида
Репрезентативная система (RS) - термин, созданный и используемый психологами нейролингвистического программирования.
RS является понятием, характеризующим способы восприятия и переработки информации, зависящие от особенностей межполушарного взаимодействия мозга.
Один из основных принципов НЛП состоит в том, что последовательность переживаний, подобно порядку слов в предложении, влияет на их значение. Другой основополагающий принцип заключается в том, что слова есть неадекватные ярлыки для опыта. Одно дело прочесть, как вбивать гвоздь в доску. Совсем другое - почувствовать молоток в руке и услышать характерный звук, с каким входит гвоздь в мягкую сосну. Еще один опыт - ощутить дрожь молотка и увидеть, как сгибается гвоздь, когда вы слышите «бэннь», сообщающую вам о незаметном сучке.
Одной из самых ранних моделей НЛП была идея «модальностей» или «репрезентативных систем». В большинстве публикаций по НЛП эти термины используются как синонимы. Мы рассматриваем репрезентативную систему как систему, посредством которой субъектом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам. Репрезентативную систему индивида можно рассматривать и как состояние психики, которое проявляется в вербальном и невербальном поведении.
Наши рекомендации