Стратегии межличностного воздействия
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов(субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Под взаимодействием в социальной психологии понимают прежде всего организацию совместной деятельности. Обмен знаниями по поводу этой деятельности предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих индивидов в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
По видам выделяют межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Межличностное взаимодействие - это вербальные или невербальные контакты и связи двух и более индивидов, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. К основным признакам межличностного взаимодействия относят:
- наличие общей цели, достижение которой предполагает взаимные усилия;
- эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими индивидами;
- рефлексивная многозначность - зависимость восприятии от условий осуществления и оценок его участников.
Взаимодействия имеет три уровня развития - низкий, средний и высокий.
На начальном (низком) уровне взаимодействие представляет простейшие первичные контакты, основанные на конкретно-чувственном восприятии внешнего облика, особенностей деятельности и поведения индивидов. На данном уровне имеет место эффект конгруэнции.
Конгруэнция - это подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание. Следствием конгруэнции является снятие напряжения, возникновение симпатии на подсознательном уровне.
На среднем уровне развития процесс взаимодействия индивидов получил название продуктивной совместной деятельности, предполагающей эффективное влияние друг на друга.
Высокий уровень взаимодействия предполагает эффективную совместную деятельность индивидов, сопровождающуюся взаимопониманием. Взаимопонимание - это такой уровень взаимодействия, при котором осознаются действия партнера и оказывается взаимное содействие при достижении совместной цели.
По результатам направленности выделяют следующие поведенческие стратегии взаимодействия
- содействие (результативная помощь другим);
- противодействие (препятствование другим участникам взаимодействия);
- уклонение от взаимодействия ( избегание связей).
На основании стратегий выделяют следующие типы социального взаимодействия:
- сотрудничество (активная взаимная помощь при удовлетворении своих потребностей);
- противоборство(конкуренция, соперничество);
- уклонение (избегание активного сотрудничества)
- однонаправленное содействие ( один из участников взаимодействия препятствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним);
- однонаправленное противодействие ( один из партнеров препятствуют достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым);
- контрастное взаимодействие (один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому, которое может маскироваться); компромиссное взаимодействие ( оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия).
Институты социализации
Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.
Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства.
Социализация - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения им общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Таким образом, социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидуумом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью социальных связей за счет ее активной, целенаправленной деятельности, активного включения в социальную среду.
два основных типа социализации:
1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.Институтами социализации личности выступают семья, дошкольные детские учреждения, коллективы; средства массовой информации; официоз, этнопсихология, клубы, ассоциации по интересам и увлечениям: партийные, общественные, религиозные и другие организации и союзы.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.
Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6–7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т. д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны – положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.
Как социальный институт семья имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга. Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. Поскольку семья рассматривается обычно как самый ригидный институт социализации, она несет в себе относительно большое количество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производственной группы, которые склонны к значительным изменениям, особенно в кризисный период.
Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений. Функцияэмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отношений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько его личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы является ведущей. Несмотря на то что школьный класс имеет как формальную, так и неформальную структуру межличностных отношений, следует отметить их регламентированность. По сравнению с семьей школа все же обладает более жесткими социальными нормами, нарушение которых сопровождается обязательными формальными санкциями. Функция селекции и распределения индивидуумов применительно к ролевой структуре взрослого общества связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли как на конвенциональном, так и на межличностном уровнях.
Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Во-первых, она определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути практически во всех странах мира. Пока еще не существует в мире более успешных широко распространенных институтов социализации молодого поколения, имеющих достойную альтернативу современной школе как институту социализации. Во-вторых, школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени (10–12 лет). Социально-психологические закономерности влияния школы на учащихся остаются неизменными вне зависимости от типа школы, места ее нахождения или качества образования, которое она дает. Следует отметить, что социализирующие функции школы привлекают внимание значительно меньшего числа исследователей, чем ее образовательные функции, поскольку образовательные функции являются непосредственными, а социализирующие выступают в качестве побочного эффекта.
Что касается профессиональной группыили трудового коллектива,то их значение в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот институт социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношений и способствовать социальной дезадаптации личности.