Диспозициональное направление в теории личности
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.
Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции "черты", которую он считал наиболее валидной "единицей анализа" для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга.
Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.
лпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:
ощущение своего тела;
ощущение самоидентичности;
чувство самоуважения;
расширение самости;
образ себя;
рациональное управление самим собой;
наконец, проприативное стремление.
Предмет и задачи социальной психологии
Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая факты, механизмы, закономерности поведения, общения и деятельности личности, включающая различные социальные группы, а так же психологические характеристики самих этих групп.
Социальная психология включена в такие предметы как: социология, педагогика.. Ведь все эти науки изучают механизмы поведения личности, механизмы его деятельности.
Основные проблемы социальной психологии:
- взаимодействие в системе «Я – другой», то есть изучение личностных отношений, возникающих между людьми в процессе общения.
- взаимодействие в системе «социум – я», то есть определение влияния различных социальных условий на поведение личности.
- взаимодействие в системе «группа – группа», то есть изучение группы как целостного организма.
Методы социальной психологии:
1. Исследование и диагностика (наблюдение, эксперимент, беседа)
2. Обработка и интерпретация научных данных статистических методов
3. Коррекции и терапии
4. Обучение и развитие
5. Отличие социологии от соц. Психологии: Социология изучает общество и процессы в нем, а социальная психология изучает поведение людей, как они влияют друг на друга.
Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Задачи
- Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
- Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
- Массовые психические явления.
- Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
- Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.
Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.