Биховиаристское направление в теории личности

Представители:

Павлов, Бехтерев, Уотсон, Толмен, Скиннер

В качестве предмета психологии в нем фигурирует объективно фиксируемые характеристики поведения (поведение чела в группе, обществе)

Поведение – объективная наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Включает в себя как простые реакции организма, также сложные опосредованные реакции(обусловленные опытом человека)

Поведение – все поступки человека от рождения до смерти

Включает:

· Внешние реакции (видимые/приобретенные)

П: игра в теннис, музицирование, беседа

· Внутренние (скрытые/приобретенные)

П: речь

· Наружные видимые наследственные

П: мигание, безусловные рефлексы

Основная Формула:

Реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде.

Центральная проблема бихевиоризма – проблема приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон ассоциативного сдвига.

-Поведенческая психология.

Представители: Павлов, Бехерев, Скиннер.

Поведение – объективная наблюдательная реальность , которую можно исследовать в эксперементальных условиях. Поведение включает в себя простые и сложные реакции организма. Поведение – это поступки человека в процессе онтогенеза. Оно включает в себя разные реакции: видимые – приобретенные ( игра в теннис, игра на музыкальных инструментах), внутренне – приобретенные (мышление, память, речь), наружно – видимо – наследственные (моргание, мигания).

Центральная проблема: Научения приобретения опыта путем «проб и ошибок»

Любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул – это изменение внешней среды, реакция – ответ организма на изменение внешней среды.

Бихевиоризм игнорировал важнейшие психические компоненты действия – мотивацию и психические образы действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии поведения людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиористами как "черный ящик".

Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Бихевиоризм возникает в США в ЗО-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. нашего века. В рамках этого направления обычно выделяют классический (радикальный) бихевиоризм и необихевиоризм.

Согласно сложившимся представлениям, в психологии поведение определяется как внешние проявления психической деятельности, т.е. к нему можно отнести:

1. все внешние проявления физиологических процессов, связанные

с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интона

ции, дрожание, особенности дыхания, мышечное напряжение и др.);

2. отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание кула

ков и др.);

1. действия как более крупные акты поведения, имеющие опреде

ленный смысл (просьбы, приказы и т.п.);

2. поступки как акты поведения с определенным значимым резуль

татом (азартно играть в карты, проиграть все состояние и т.п.).

В бихевиоризме поведение рассматривается как система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к среде. Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнялись от рефлексов до мышления. Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Именно эти изменения поведения возникают в результате приобретаемого опыта жизни — научения.

В бихевиоризме выделено три категории научения: реактивное, оперантное и когнитивное. В соответствии с этим распространено также подразделение бихевиоризма в зависимости от интерпретации самого процесса научения: классическое Павловское обуславливание (Павлов И.П., Вольпе Д. и другие), инструментальное, или оперантное, обуславливание (Торндайк Е., Скиннер Б.) и познавательные концепции, или когнитивные теории научения (Толмен Е., Бандура А.).



Наши рекомендации