Результаты контрольного эксперимента
Приобретение конфликтной компетентности происходит в течение всей жизни, в тесной связи с возрастным развитием. Однако к настоящему времени не разработан вопрос о психологическом содержании и становлении конфликтной компетентности как о ресурсе, то есть возможном средстве развития общения в подростковом возрасте. Это затрудняет проектирование образовательных условий и оценку эффективности программ, ориентированных на приобретение ресурсов позитивного личностного развития в подростковом возрасте и общения как фактора, обеспечивающего данное развитие [19].
Конфликтная компетентность подразумевает способность занять активную, управляющую позицию в конфликте. И это отнюдь не означает, особенно в сфере личностных или межличностных конфликтов, снижения значимости конфликта, «притупления» остроты его переживания. Конфликтная компетентность - это способность к конструктивному самоопределению в конфликте, его творческому переживанию, напряженному внутреннему поиску и продуктивному разрешению [13].
Специфическое содержание конфликтной компетентности в интимно-личностном общении определяется, с нашей точки зрения, его главным законом - взаимностью доверия, принятия и сопереживания, а также психологической близостью, значимостью участников. Известно, что этические, ценностные компоненты присутствуют в любом акте общения, явно или неявно представленные в виде отношения к другому человеку, участнику взаимодействия, определяя его характер [13].
Следовательно, важным показателем компетентности в личностном общении выступает способность и в ситуации конфликта сохранять отношение к другому как равному и равноценному. Это предполагает выраженную ориентацию на партнера и способность к восстановлению и поддержанию диалога в ситуации конфликта, так как именно диалог соответствует субъект-субъектному общению и условию взаимности [36].
В связи с этим, является актуальным разработка программы, способствующая развитию конфликтной компетентности подростков. Развивающая программа проводится с подростками экспериментальной группы, состав и особенности которой представлены в таблице 5 (Приложение Г). В экспериментальную группу вошли испытуемые, у которых отмечается уровень конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула» (в количестве 15 человек).
В основе программы мы выделяем следующие составляющие:
- способность обнаруживать, адекватно понимать и готовность преодолевать противоречия, «разрывы» в общении;
- способность занимать разрешающую рефлексивно-эмпатийную позицию в конфликте;
- способность удерживать в конфликте отношение к сверстнику, отвечающее принципу субъект-субъектности;
- ориентация на сверстника и учет его позиции, интересов, мотивов, возможностей в конфликтном взаимодействии;
- готовность и способность восстанавливать и поддерживать межличностный диалог [43].
Цель: снижение уровня конфликтности и расширение репертуара стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
-создание условий для открытого доверительного общения, эмоциональной поддержки;
-развитие коммуникативных навыков; навыков саморегуляции, необходимых для конструктивного взаимодействия в конфликте;
- формирование теоретических представлений о конфликте и различных стратегиях поведения в конфликте;
-формирование навыков и приемов эффективного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и способов нахождения решения в конфликтных ситуациях за счет расширения репертуара стратегий поведения в конфликте и гибкости в их использовании в зависимости от ситуации.
Система развивающих мероприятий состоит из специально подобранных упражнений, ролевых игр и групповых занятий.
Стоит отметить, что в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма, так как с точки зрения психокоррекционного и развивающего результата этот выбор обусловлен большими потенциальными возможностями. Работа в группе позволяет подросткам приобрести ряд важнейших качеств, таких как: умение вырабатывать совместное решение; терпимость к другим мнениям и позициям; необходимость поиска компромиссов; способность аргументировано отстаивать свою точку зрения; стремление к диалогу; умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы [32].
Система развивающих мероприятий, состоит из8 занятий, частота проведения- 2 раза в неделю (приложение Д).
Каждое занятие включает в себя:
1. Вводная часть: приветствие, разминка, вводная беседа и пр.
2. Основная часть: игровые упражнения, мозговой штурм, тренинговыеупражнения, ролевые и деловые игры и пр.
3. Заключительная часть: релаксационные упражнения, рефлексия, обратная связь.
Результаты работы позволили сформулировать рекомендации для педагогов и родителей:
· вмешиваться в конфликт со стороны взрослых целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько оказать помощь подростку в познании самого себя, своего сверстника, своего учебного коллектива;
· прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо узнать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
· конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
· для снижения уровня конфликтности в подростковой среде необходимо проведение психокоррекционных мероприятий;
· формируя конфликтную компетентность, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростка.
После завершения развивающей программы был проведенконтрольный эксперимент с подростками экспериментальной группы и применялись те же методики, что и на констатирующем этапе:тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).
Сначала мы сравнили результаты до и после проведения программы развития конфликтной компетентности по тесту «Оценка уровня конфликтности личности». Данные представлены в таблице 6 (приложение Е), таблице 5 и на рис. 3.
Таблица 5
Уровни конфликтности
подростков экспериментальной группы до и после проведения программы конфликтной компетентности
№ п./п. | Уровень конфликтности | «До» | «После» | ||
Количество человек | % | Количество человек | % | ||
1. | очень низкий (14–17) | ||||
2. | низкий (18–20) | 13,3 | |||
3. | ниже среднего (21–23) | ||||
4. | чуть ниже среднего (24–26) | 26,6 | |||
5. | средний (27–29) | 33,3 | |||
6. | чуть выше среднего (30–32) | 6,6 | |||
7. | выше среднего (33–35) | 53,3 | |||
8. | высокий (36–38) | 46,6 | |||
9. | очень высокий (39–42) |
Рис. 3. Сравнительные результаты (в %) уровней конфликтностиподростков экспериментальной группы до и после проведения программы развития конфликтной компетентности
Анализируя полученные данные, проведем сравнительную характеристику уровней конфликтности подростковэкспериментальной группы до и после проведения программы развития конфликтной компетентности. До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю.
После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).
Помимо этого, уровень чуть ниже среднего составляет 26,6% после проведения программы. Отмечается, что к уровню ниже среднего относятся 20% испытуемых экспериментальной группы, наряду с тем, что до проведения специальных мероприятий данный показатель был равен нулю.
Стоит обратить внимание, что после проведения развивающей программы результаты 2 человек (13,3%) относятся к низкому уровню конфликтности подростков экспериментальной группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения программы развития конфликтной компетентности, уровень конфликтностиподростков экспериментальной группы снизился.
Сравнив уровни конфликтности, мы повторно провели с подростками экспериментальной группы диагностику поведенческой стратегии в ситуации конфликта при помощи опросника «Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П.Пугачева), результаты которого представлены в таблице 7 (приложение Е), таблице 6и на рис. 4.
Таблица 6
Доминирующие стратегии поведения подростков экспериментальной группы до и после проведения программы развития конфликтной компетентности
№ п./п. | Стратегия поведения | «До» | «После» | ||
Количество выборов | % | Количество выборов | % | ||
1. | «Черепаха» | 13,3 | |||
2. | «Акула» | 6,6 | |||
3. | «Медвежонок» | 13,3 | |||
4. | «Лиса» | 33,3 | |||
5. | «Сова» | 33,3 |
Рис. 4. Стратегии поведенияподростковэкспериментальной группы в ситуации конфликта до и после проведения программы развития конфликтной компетентности
Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод, что у большинства подростков экспериментальной группы после проведения программы развития конфликтной компетентности доминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.
Некоторые из подростков экспериментальной группы придерживаются стратегий поведения в ситуации конфликта как: «Черепаха» и «Медвежонок» (13,3%), то есть, испытуемые в некоторых случаях отказываются от достижения личных целей, таки от участия во взаимоотношениях с окружающими. Помимо этого, соответствуют стратегии сглаживания острых углов («Медвежонок»).
Стоит обратить внимание, что если до проведения развивающей программы все испытуемые экспериментальной группы придерживались силовой стратегии поведения в ситуации конфликта - «Акула», то после проведения развивающих мероприятий, лишь один человек (6,6%) следует данной стратегии.
Следовательно, сравнивая полученные результаты до и после проведения программы развития конфликтной компетентности, можно сделать вывод, что отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте подростков экспериментальной группы после проведения развивающей программы.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
В экспериментальном исследовании участвовали 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет; были определены методики исследования: тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).
Таким образом, анализируя данные методик, можно выявить взаимосвязь между уровнем конфликтности и стратегией поведения в конфликтных ситуациях. У испытуемых подростков 5-8 классов преобладающими уровнями я конфликта являются средний и выше среднего (22,5%), а доминирующими стратегиями поведения являются «Акула» (35,7%) и «Сова» (28,5%). В частности, у подростков среди пятиклассников доминирующим уровнем является высокий (33,3%) и при этом ведущая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является силовая - «Акула» (58,3%).
Среди шестых классов преобладает два уровня конфликтности: высокий и ниже среднего (28,5%), при этом большинство подростков предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации – «Сова» (40%).
У восьмиклассников средний и выше среднего (35,7%) уровень конфликтности, при этом две доминирующие стратегии: «Акула» (37,5%) и «Сова» (31,2%).
У семиклассников ведущая стратегия поведения в конфликте является «Сова» (33,3%) и соответственно уровень конфликтности – средний (30%).
С целью развития конфликтной компетентности подростков была разработана и реализована программа. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы подростков было выбрано 15 человек,которые составили экспериментальную группу с уровнем конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, у данных подростков наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула».
До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю.
После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).
После проведения программы развития конфликтной компетентности доминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.
Следовательно, сравнивая полученные результаты до и после проведения программы развития конфликтной компетентности, можно сделать вывод, что отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте подростков экспериментальной группы после проведения развивающей программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучение и развитиеконфликтной компетентности подростков.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. Не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием.
2. Обобщение научных подходов дает возможность понимать под компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности.
3. За основу нашего исследования мы взяли определение Б.И. Хасана, а именно, конфликтная компетентность представляет собой умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта.
4. Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
5. У подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях - конструктивное.
6. Особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.
Анализ теοретических полοжений позвοлил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Павловская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет. Для достижения цели нами были выделены следующие методики как инструментарий для нашего исследования:тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник«Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).
Исходя из анализа экспериментального исследования, можно сделать ряд выводов:
1. У испытуемых подростков 5-8 классов преобладающими уровнями конфликта являются средний и выше среднего (22,5%), а доминирующими стратегиями поведения являются «Акула» (35,7%) и «Сова» (28,5%). В частности, у подростков среди пятиклассников доминирующим уровнем является высокий (33,3%) и при этом ведущая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является силовая - «Акула» (58,3%).
2. Среди шестых классов преобладает два уровня конфликтности: высокий и ниже среднего (28,5%), при этом большинство подростков предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации – «Сова» (40%).
3. У восьмиклассников средний и выше среднего (35,7%) уровень конфликтности, при этом две доминирующие стратегии: «Акула» (37,5%) и «Сова» (31,2%).
4. У семиклассников ведущая стратегия поведения в конфликте является «Сова» (33,3%) и соответственно уровень конфликтности – средний (30%).
5. С целью развития конфликтной компетентности подростков была разработана и реализована программа. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы подростков было выбрано 15 человек, которые составили экспериментальную группу с уровнем конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, у данных подростков наблюдается стратегия поведения в конфликтах – «Акула».
6. До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю. После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является – средний (33,3%).
7. После проведения программы развития конфликтной компетентностидоминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.
Таким образом, после проведения программы развития конфликтной компетентности, уровень конфликтности подростков экспериментальной группы снизился и у них отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 496 с.
2. Барканова О.В. Социально-психологический тренинг для подростков и старшеклассников: учебное пособие / О.В. Барканова.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 255 с. (электронное издание).
3. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: диссерт. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 127 с.
4. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Инфра, 2009. 215 с.
5. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. С.
6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
7.Братченко С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии: Тезисы докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 27-31.
8.Войтова С.Л., ЗубатЕ.Н.Конфликтология. С-Петербург: СПб, 2000. 93 с.
9.Волчек В. В. Конфликтная компетентность // Молодой ученый. 2014.
10.В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина,1980. 252 с.
11.Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
12.Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Проспект, 2006.
13.Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2012.312 с.
14.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО, 2001. 130 с.
15.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. № 5 С. 20-38.
16.Дмитриев А. В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2008. 199 с.
17.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2004. 188 с.
18.Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. М.: Просвещение, 2000. С. 50-79с.
19.ЖуравлевА. Л., ВоловиковаМ. И., РебекоТ.А.. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. М.: Институт психологии РАН, 2009. 412 с.
20.Зайцев А. К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2008. 192 с.
21.Землянушкина О. О. Конфликты между детьми и их разрешение. Занятие для подростков // Школьный психолог. 2001. № 43. С. 12 – 13.
22.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 238 с.
23.Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М.: ИНФРА,2000. 65 с.
24.Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие. Яросл.гос.ун-т. Ярославль: ЯрГУ. 2006.
25.Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999. 255 с.
26.Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие. Красноярск, 2009.
27.Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 2008. 201 с.
28. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2003. 199 с.
29.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 544 с.
30.Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность. СПб.: СпбГУ, 2007. 34 с.
31.Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов-на-Дону, 2007. 455 с.
32.Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007.
33.Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 320 с.
34.Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. М.: Просвет, 2010.
35.Пашкова О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2002. с.25-50.
36.Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. №4. С. 41-45.
37.Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.И. Фельдшьтейн. М.: Б.и., 1983. 276 с.
38.Покусаев В.Н. Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе. Волгоград: Перемена, 2001. с. 79
39.Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Еврознак, 2009. 337 с.
40.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издат. центр, 2000. 184 с.
41.Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.
42.Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014.