Особенности развития конфликтной компетентности подростков

Развитие конфликтной компетентности в подростковом возрасте, по результатам ряда исследований, имеет следующие структурно-содержательные особенности. Знания подростков о различных способах поведения в конфликтных ситуациях имеют различную выраженность. По мнению подростков, чаще всего разрешению конфликтной ситуации способствует ориентация не только на свои собственные интересы, но и на интересы другого, совместный поиск путей разрешения возникших противоречий. В меньшей степени разрешение конфликтов подростки связывают с их избеганием, с нежеланием вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий.

Таким образом, подростки ориентированы не только на активное включение в конфликт, но и на его разрешение. С одной стороны, это подтверждает конфликтность подросткового возраста, с другой – свидетельствует о достаточно высоком уровне интеллектуальной готовности подростков к компетентному поведению в конфликтных ситуациях [47].

На протяжении подросткового возраста происходит постепенное увеличение эмоциональной готовности и способности подростков к отзывчивости и чувствительности в конфликтных ситуациях по отношению к сверстникам и постепенное уменьшение – по отношению к родителям и учителям. Это, во многом, обусловлено возрастными особенностями подростков, а, именно, тем, что одной из главных тенденций переходного возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на сверстников [47].

Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями процессов развития в этот период. Важнейшая среда развития в подростковом возрасте - это общество сверстников, субъективная значимость которых резко повышается. Для подростка становится важным не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от статуса, который он занимает в группе, и который начинает определяться, прежде всего, отношением и оценками сверстников. Для некоторых важным может оказаться занять положение лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для кого-то - снискать непререкаемый авторитет [13]

Высокая субъективная значимость отношений со сверстниками определяет остроту переживания и интенсивность конфликтов в этой сфере, а также мотивирует к их разрешению. Рассмотрим специфическое содержание подростковых конфликтов со сверстниками как в группе, так и с более тесным кругом близких друзей и постараемся выделить новые, по сравнению с предыдущими возрастами, возможности их разрешения, а также позитивные функции этих конфликтов [1].

Агрессивность и жестокость признаются характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная на совершенно невинных, посторонних людей [39].

Самсонова Н.Г. заметила, что в конфликтных ситуациях довольно часто происходит фиксация на агрессивных реакциях. Несмотря на неуспешность агрессивных способов поведения, подросток продолжает настаивать на своем, даже не пытаясь применить другие тактики поведения, зная о них. Автор выдвигает 3 гипотезы для объяснения данного факта:

1) отсутствие положительного опыта применения других способов поведения;

2) агрессия выбирается как наиболее эффективный и простой способ достижения своей цели;

3) агрессия срабатывает как самозащита, поскольку межличностные конфликты затрагивают слишком значимую сферу, и ребёнок не может контролировать и регулировать свое поведение. Фиксация на агрессии в конфликтах объясняется также общим повышением агрессивности в подростковом возрасте, как кризисном [41].

Становящееся интимно-личностное общение подростков чрезвычайно значимо, эмоционально насыщено, что в сочетании с недостатком опыта приводит к многочисленным конфликтам, за которыми нередко следует прекращение общения и разрыв дружеских отношений. Преодоление конфликтов, напротив, ведет к развитию общения и построению более зрелых отношений [16].

«Диалог как принцип общения придает межличностному конфликту конструктивный смысл, позволяет конфликту стать источником развития личностных смыслов, ценностей, формирования межличностной культуры (культуры событийности, культуры «границ»)». Особенности интимно-личностного общения в большей мере отражает понятие «межличностный диалог», включающее, помимо равноправия, равноценности, свободы участников, в качестве действительной основы глубинного контакта процесс сопереживания, то есть эмоционально-интуитивное постижение собеседниками внутреннего мира друг друга, создающее единство встречи индивидуальных переживаний [7].

Изучение особенностей причин, видов и мотивов урегулирования конфликтов в межличностных отношениях базируется на таких основных подходах: мотивационном, когнитивном, деятельностном и организационном [42].

В изучении межличностных конфликтов доминирует мотивационный подход, его основоположники М. Дойч, Л. Козер, Дж. Бертон, К. Митчелл и др. Сторонники мотивационного подхода считают источниками конфликтов в межличностных отношениях осознание несовместимых стремлений и интересов соперников. В мотивационном подходе к изучению межличностных конфликтов широко применяют понятие «конкуренция»[5].

Когнитивный подход к изучению конфликтных ситуаций рассматривается в исследованиях Н. Фригиной и М. Крогиуса, а в зарубежной литературе - в трудах скандинавских и швейцарских психологов. Когнитивный подход исследует конфликт в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности на ее поведение.

Деятельностный подход исследования межличностных конфликтов дает возможность проанализировать уровень эффективности совместной деятельности индивидов. Деятельностный подход находим в трудах С.А. Донченко, Т.М. Титаренко, М. И. Пирен и др. Деятельность помогает по-новому подойти к явлениям детерминации межличностных внутригрупповых конфликтов. Деятельностный подход как объективные детерминанты межличностных конфликтов выделяет противоречия предметно-деятельностного характера, предопределенные общей групповой деятельностью [17].

Организационный подход широко применяется для анализа конфликтов, в первую очередь, в сфере управленческих отношений. Модели организационного конфликта предложены Н.В. Гришиной, Г.В. Ложкиным и др. [13].

Каждый из предложенных подходов по-своему эффективен и дает возможность определить направление развития межличностного конфликта, его причины, содержание и последствия.

Важным ресурсом развития межличностного общения выступает конфликтная компетентность, понимаемая как система внутренних ресурсов, позволяющая человеку быть «посредником самому себе» в конфликте - занимать управляющую, рефлексивно-эмпатийную позицию и удерживать взаимодействие в режиме продуктивного разрешения исходного противоречия [46].

В конфликтной компетентности как сложном личностном образовании выделяют уровни: ценностей, мотивов и установок, умений. Основным гуманистическим критерием конфликтной компетентности полагается «такое завершение конфликта, такой выход из него, который сопровождается личностным развитием участников, их самореализацией» [36].

Знания о конфликте, его функциях, закономерностях, способах разрешения обсуждаются как необходимый компонент конфликтной компетентности, но лишь в случае, когда они, встраиваясь в личный опыт, оказывают мотивирующее влияние, становятся компонентом социальной установки - готовностью действовать определённым образом по отношению к себе, к другим, к ситуации [13].

Продуктивному подходу к конфликту соответствует ориентация на управление конфликтом (Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, Т.И. Привалихина), что подразумевает занятие участником конфликта субъектной позиции: активной, инициативной, осознанной. Субъектная позиция как важнейшая характеристика конфликтной компетентности требует, прежде всего, рефлексивной культуры, которая позволяет выделять предмет конфликта, оценивать наличные и необходимые ресурсы, более или менее адекватно видеть ситуацию, прогнозировать ее развитие, выступая тем самым «посредником самому себе». Рефлексия обеспечивает также своевременное распознавание и адекватное понимание противоречия, лежащего в основе конфликта. Продуктивность в разрешении конфликтных ситуаций в общении, в понимании Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растяникова, предполагает:

а) выраженную установку на учёт позиции другого;

б) готовность проявить инициативу в принятии ответственности за возникновение и (или) развитие ситуации;

в) сохранение позиции сотрудничества с партнёром [36].

Работа с подростками по развитию конфликтной компетентности должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической.

Для того чтобы результат работы с подростками, склонным к конфликтам, был успешным, необходимо развивать конфликтную компетенцию по основным направлениям:

- проводить консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов конфликтного поведения у подростков;

- обучать подростка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;

- обучать подростка техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;

- проводить работу по снижению уровня личностной тревожности у подростков;

- формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии;

- развивать позитивную самооценку у детей подросткового возраста;

- обучать ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом [19].

Работу с подростками в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальной форме, так и в групповой.

В качестве одного из направлений психолого-педагогической деятельности по развитию конфликтной компетентности у современных подростков является - медиаторство, то есть содействие третьей стороны двум или более другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации.

Существует высокоавторитарный стиль (судья или арбитр) медиаторства выгоден, если требуется быстрое решение; если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение. Он также эффективен при ужесточении конфликта, его нагруженности эмоциями. После того как участники «остынут», возможно применение менее авторитарных стилей. При доверии оппонентов к третьей стороне авторитарный стиль воспринимается легче. Наличие у участников навыков обсуждения проблем повышает эффективность неавторитарного стиля (посредник или помощник) [1].

Другой подход, которого придерживаются авторы, заключается в том, что специалисту необходимо уметь гибко применять все типы медиаторства. Основными являются роль посредника, а дополнительными - роли судьи, помощника и наблюдателя.

Таким образом, особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Итак, в ходе анализа литературных источников было установлено, что не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием [20].

Обобщение научных подходов дает возможность понимать под компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности.

За основу нашего исследования мы взяли определение Б.И. Хасана, а именно, конфликтная компетентность представляет собой умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта [45].

Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления [39].

Данные, полученные в результате проведения современных психологических исследований, позволяют установить, что у подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях - конструктивное. Учитывая выявленные возрастные различия в преобладающих поведенческих типах, можно сделать вывод о снижении с возрастом поведенческих реакций защитного типа и увеличении конструктивного [4].

В качестве условия эффективного разрешения конфликта в целом ряде современных психологических работ рассматривается наличие у субъекта соответствующей компетентности - конфликтной компетентности.

Б.И. Хасан и П.А. Сергомановотмечают приобретение личностью конфликтной компетентности предполагает не только специальные теоретические курсы для изучения единиц описания и моделей разного типа конфликтных систем, но и специально организованные пробные действия и процедуры для выработки навыков распознавания, анализа, провоцирования и конструирования конфликтов [46].

Рассматривая понятие конфликтоустойчивости, исследователи выделяют следующие показатели ее сформированности: умение личности управлять своими эмоциональными состояниями в предконфликтных и конфликтных ситуациях, открыто выражать свои эмоции без оскорблений оппонента; способность к сознательной мобилизации сил, контролю и управлению собой; умение сводить к минимуму искажения восприятия конфликтной ситуации, личности оппонента, своего поведения, правильно принимать решения, аргументировать и вести полемику в условиях спора; способность личности оптимально организовывать поведение, направлять его на совместный поиск компромиссных путей решения противоречий.

Особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.

В связи с вышесказанным οстро встает необходимость комплексного подхода к достижению поставленной цели:изучение и развитие конфликтной компетентности подростков.

Наши рекомендации