Развитие конфликтной компетентности подростков

Направление подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Психология образования

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

к.пс.н., доцент Дубовик Е.Ю.

____________________________________

Научный руководитель

к.пс.н., доцент Барканова О.В.

_____________________________

Дата защиты

_____________________________

Обучающийся

Альхалф Альали А.Я.

_____________________________

Оценка_______________________

Красноярск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………7

1.1.Проблема конфликтной компетентности в научных исследованиях……………………………………………………………………7

1.2.Возрастно-психологические особенности подростков……………21

1.3.Развитие конфликтной компетентности подростков……………...26

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………...34

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯКОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТОСТИ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………36

2.1.Организация и методы исследования…….....................................36

2.2.Результаты констатирующего эксперимента……………………...37

2.3.Результаты контрольного эксперимента…………………………..43

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………53

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….56

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….....60

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития [6].

В последние годы достаточно активно исследуется проблема конфликтной компетентности личности. В настоящее время понятие «конфликтная компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках. При этом сохраняется устойчивый и постоянно возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтной компетентности [34].

Изучение данного вопроса в подростковом возрасте является наиболее актуальным, так как могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления конфликтности и агрессивности [39].

Однако, несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования социальных конфликтов, как со стороны отечественных ученых (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Е.В. Драпак, С.И. Ерина, Т.Г. Киселева, Н.В. Клюева, Е.В. Конева, Н.И. Леонов, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, П.А. Сергоманов, Л.Ю. Субботина, Б.И. Хасан, B.А. Хащенко, А.И. Шипилов), так и зарубежных представителей (М. Альберт, С. Зонненберг, М. Дойч, Л. Коузер, С. Лазар, Л. Ланг, Дж. Ниренберг, К. Томас, Р. Урсано, Л. Фестингер, К. Финк, Р. Фишер, Ф. Хедоури, К. Хорни), посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени. Более детального освещения требуют вопросы о механизмах и условиях реализации конфликтной компетентности. Приобретает значимость проблема определения технологий, способствующих развитию данной компетентности личности подростка, а также оценки их эффективности.

В связи с этим, цель исследования – изучение и развитие конфликтной компетентности подростков.

Объект исследования: конфликтнаякомпетентностьподростков.

Предмет исследования: развитие конфликтной компетентности подростков.

Гипотеза исследованиязаключаетсяв предположении о том, что большинство подростков имеют высокий уровень конфликтности и используют преимущественно силовую стратегию в разрешении конфликтов. Развитию конфликтной компетентности подростков будет способствовать:

-создание условий для открытого доверительного общения, эмоциональной поддержки;

-развитие коммуникативных навыков; навыков саморегуляции, необходимых для конструктивного взаимодействия в конфликте;

- расширение репертуара стратегий поведения в конфликте;

- формирование теоретических представлений о конфликте и различных стратегиях поведения в конфликте;

-формирование навыков и приемов эффективного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и способов нахождения решения в конфликтных ситуациях за счет расширения репертуара стратегий поведения в конфликте и гибкости в их использовании в зависимости от ситуации.

Задачи исследования:

1.Исследовать проблему конфликтной компетентности в научнойлитературе.

2.Рассмотреть возрастно-психологические особенности подростков.

3.Исследовать проблему развития конфликтной компетентности подростков.

4.Организовать и провести эмпирическое исследование конфликтной компетентности подростков.

5. Разработать и провести программу развития конфликтной компетентности подростков.

6.Провести контрольное исследование конфликтной компетентности подростков, сравнить полученные данные.

Методологическая база исследования:основные положения культурно-исторической концепции, построенные на ее основании периодизации психического развития, представления о возрасте и возрастных задачах (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин; В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Б. Д. Эльконин, К. Н. Поливанова); теоретические модели конфликта (М. Альберт, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, М. Дойч, СИ.Ерина, И.В. Калинин, М.М. Кашапов, Е.В. Конева, Н.И. Леонов, Л. Коузер, С.Л. Прошанов, К. Томас, Р. Фишер, К. Хорни и др.);представления конструктивной и социальной психологии о конфликте как механизме развития личности и отношений, о конфликтной компетентности как условии продуктивного разрешения конфликтов (Н. В. Гришина, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, Т. И. Привалихина, П. А. СергомановДеркач, В.Г. Зазыкин, СР. Петрухина, В.В. Рогачев, Л.Н. Цой и др.).

Методы решения поставленных задач:

- теоретические (анализ психологической литературы);

- эмпирические (тестирование, опрос, эксперимент);

– методы развивающей работы (групповой тренинг);

Для проведения исследования были применены следующие методики:

- Тест «Оценка уровня конфликтности личности».

- Опросник «Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).

База исследования:Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы детей было выбрано 15 человек, с высоким уровнем конфликтности и силовой стратегии в разрешении конфликтов.

Практическая значимость:исследование позволило оценить уровень конфликтности подростков; выявить поведенческие стратегии подростков; разработать комплекс мероприятий по развитию конфликтной компетентности у подростков; материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности психологов в работе с подростками и с их родителями.

Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.

Наши рекомендации