Психологические защиты личности в работах западных и отечественных ученых-психологов.

Среди исследователей нет единой точки зрения относительно определения и классификации механизмов защит. Многие авторы психологической литературы отмечают широко распространенные омонимичность и синонимичность существующих терминов. Отсутствие понятийной чистоты объясняется, в том числе, неточным переводом научных терминов на иностранные языки. Например, во многих работах не различаются «подавление» (repression) и «вытеснение» (suppression), или «вытеснение» описывается как осознанный вариант «подавления». Такая же ситуация наблюдается относительно механизмов психологической защиты «реактивное образование» (reaction formation) и «превращение в противоположность» (reversal); «отрицание» (denial) иногда определяется как частный случай «подавления», а иногда между ними признается принципиальная разница. Существующие многозначности определений психозащит составляют проблему их изучения на современном этапе [18].

Термин «психологическая защита» впервые появился в 1894 году в работе З.Фрейда «Защитные нейропсихозы». Впоследствии представители психоаналитических и других школ стали детализировать и дополнять перечень психологических защит [2].

В литературе, посвященной феномену психологической защиты, можно встретить огромное множество ее определений. Наиболее распространенные из них:

· психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф. Бассин, В.Е. Рожнов) [21];

· частный случай отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М. Банщиков) [17];

· способ переработки информации в мозге, блокирующий угрожающую информацию (И.В. Тонконогий) [23];

· механизм, поддерживающий целостность сознания (В.С. Ротенберг) [15];

· механизм компенсации психической недостаточности (В.М. Воловик, В.Д. Вид) [16];

· пассивно-оборонительная формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А. Зачепицкий) [18];

· способ репрезентации искаженного смысла (В.Н. Цапкин) [24].

В приведенных выше определениях психологическая защита является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации. Следовательно, психологическая защита не выделяется в самостоятельный процесс [1].

В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Это целая система привычных реакций человека, помогающая устранить или минимизировать негативные, травмирующие личность переживания [19].

Современные представления о «нормальной», развитой системе психологической защиты предполагают оценку следующих характеристик:

· адекватность защиты (человек может восстановиться после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать её);

· гибкость защиты (человек может использовать разные виды защитных реакций для какой-то определённой, типичной для него ситуации угрозы, т.е. «репертуар» его защитного поведения не задан слишком жестко);

· зрелость защиты (относительно более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения; к примитивным психозащитам относят проекцию, отрицание, интроекцию) [3].

Р. Плутчиком и Г. Келлерманом выдвинута теория о предполагаемых взаимосвязях личностных черт, расстройств личности и механизмов психологической защиты. Взаимосвязи представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь личностных черт, расстройств личности и механизмов психологической защиты.

Личностные черты Расстройства личности Ведущая эмоция Механизмы
Робкий Пассивно-агрессивный пассивный тип Страх   Вытеснение
Агрессивный   Пассивно-агрессивный агрессивный тип Гнев   Замещение  
Общительный Маниакальный тип Радость Реактивные образования
Унылый Депрессивный тип Печаль Компенсация
Доверяющий Истероидный тип Принятие (уверенность) Отрицание
Подозрительный Параноидный тип Отвращение Проекция
Контролирующий Обсессивно-компульсивный тип Ожидание Интеллектуализация
Бесконтрольный Психопатический тип Удивление Регрессия

Именно на данные этой таблицы мы опирались при выдвижении гипотезы настоящего исследования [4].

Современные ученые-психологи насчитывают более тридцати видов психологической защиты. Как не существует общепринятого определения психологической защиты, так и не существует общепринятой ее классификации [20].

По мнению исследователя Ю.С. Савенко любой психологический механизм может выполнять функцию психологической защиты, поэтому никакой обзор и анализ защит не может быть полным [14].

Психологические защиты при их классификации иногда делят на успешные и неуспешные, нормальные и патологические, элементарные и сложные, также психозащиты разделяют по конфликту, породившему их - лежит ли он в сфере влечений, моральных установок или внешней реальности. Проблема с разделением психологических защит возникает еще и в связи с тем, что защитные механизмы часто существуют не в изолированной форме, а следуют в виде определенной цепочки или конгломерата, тогда очень трудно отнести это образование к какому-то одному конкретному типу психологической защиты [11].

В качестве современной, достаточно полной классификации психологических защит может рассматриваться классификация Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой. Они выделяют довольно простую классификацию, основанную на трех критериях:

1) опосредующие восприятие информации;

2) опосредующие различные формы искажения информации;

3) основанные на первичных примитивных формах психических проявлений.

Все виды психологических защит Л.Д. Демина и И.А. Ральникова делят, согласно выделенным критериям, на три группы: естественные, интегративные и ретрозащиты.

1) «Естественные» (опосредующие восприятие информации):

а)Вытеснение. Травмирующая информация вытесняется из сознания (забывается) в сферу бессознательного, где сохраняется в виде психической энергии влечения.

б)Подавление - это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения.

в)Аскетизм определяется как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений.

г)Нигилизм - отрицание ценностей. По мнению Э. Фромма, развитие человека идет по пути увеличения «свободы», которой не каждый человек может адекватно воспользоваться, что вызывает ряд негативных психических переживаний и состояний и приводит его к отчуждению.

2) «Интегративные» (опосредующие различные формы искажения информации):

2.1.)Агрессия:

Основные разновидности агрессии:

· Прямая агрессия - как правило, обращена на других. Проявляется в действиях (нападение, физическое воздействие, убийство) и в вербальной форме (брань, сарказм, грубые замечания). Встречается агрессия, обращенная на себя (аутоагрессия): самообвинение, самоубийство и др.

· Косвенная агрессия - направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект, а на доступный объект, связанный или не связанный с источником фрустрации.

· Вымещение - механизм психологической защиты, который направляет негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения.

2.2)Идеализация - механизм психологической защиты, связанный с завышенной эмоциональной самооценкой или оценкой другого лица.

2.3)Проекция - основывается на бессознательном приписывании личностью другим людям качеств, присущих ему самому, и которые он не хочет иметь, и не хочет осознавать.

2.4)Инверсия - основывается на «фиксированном повороте», обращении той или иной направленности психической деятельности в иную сторону, обычно прямо противоположную. В современной психологической литературе выделяются различные виды защитных механизмов: реактивное образование, образование симптомов, обратное чувство, формирование реакции, мартиризация.

2.5)Идентификация. Механизм идентификации впервые упоминается в работах психоаналитика З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.

2.6)Играние роли. В основе «играния роли» лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды, повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, не изменяющегося в новых условиях.

2.7)Юмор - вид психозащиты, при которой защита Я достигается за счет обесценивания смехом объекта, на который направлен юмор.

2.8)Эмоциональное выгорание - психозащита, позволяющая человеку экономно и дозированно расходовать энергетические ресурсы, но отрицательно сказывающаяся на выполнении человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, тревоге, депрессии, психосоматическим нарушениям, неадекватному эмоциональному реагированию.

2.9)Обесценивание. При обесценивании целей происходит отказ от бывшего желания или его трансформация в другое, более достижимое.

2.10)Рационализация. Рационализация основана на способности мышления принимать решения путем «фильтрации» информации в соответствии с основными правилами между «должен» и «нельзя» и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка. Механизм психологической защиты «рационализация» близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором - ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация же - логико-перцептивным компонентом психологической защиты.

2.11)Интеллектуализация. Защитный механизм состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности.

2.12)Интроекция. Интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал. Эта психозащита может проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам. Интроекции возникают, когда человек лишен возможности (желания) анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения других людей. В психологической литературе интроекцию иногда называют «положительным перенесением», сравнивая ее с проекцией («перенесением отрицательным»).

2.13) Компенсация - онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, предназначенный для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. Этот механизм психологической защиты предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. То есть вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток.

2.14) Гиперкомпенсация проявляется, когда человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты.

3). «Ретрозащиты» (основанные на первичных примитивных формах психических проявлений):

3.1.) Отступление - предохраняет личность от негативных переживаний, но обедняет ее внутренний мир, мир мыслей и чувств. Эта психозащита формирует в человеке покорность, безразличие, снижение целеполагания и целенаправленности личности, эмпатии, ценностей, что ведет к манапулированию такой личностью другими людьми.

3.2.) Окаменение как защитный механизм впервые было упомянуто П. Лейтсером. Окаменение характеризуется притуплением чувств, онемением, отрешенностью, чувственным оглушением, ощущением нереальности, заторможенностью чувств. Окаменение ограничивает способности человека реагировать на реальные события, обедняет межличностные контакты, не позволяет быть эмоционально раскрепощенным; это ведет к телесным и психическим нарушениям.

3.3.) Уход в виртуальную реальность:

а) виртуальные компьютерные миры, кинофильмы.

б) художественный вымысел и образы фантазии - книги, живопись, сны, мечты.

в) реальность абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы.

Этот вид психологической защиты заключается в образовании субъективной модели реальности; эта виртуальная реальность иногда путается индивидом с объективной реальностью.

3.4.) Регрессия как защитный механизм была впервые описана З. Фрейдом, который понимал его преимущественно как форму возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. Фрейд различал регрессию трех видов:

а) Топическую, обусловленную функционированием психического аппарата;

б) Временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;

в) Формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

3.5) Оглушение - основывается на свойстве алкоголя и наркотических веществ освобождать личность на некоторое время от эмоциональной напряженности и тревоги [7, 8].

Для проведения исследования использовалась менее емкая классификация психологических защит, составленная Плутчиком специально для теста «Индекс жизненного стиля», который позволяет определить преобладающий тип психологических защит человека. В эту классификацию входит 8 основных психологических защит:

1) Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность или отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, или какой-либо внутренний импульс, сторона отрицает самое себя. Специфика этого механизма психологической защиты проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее, не принимаются, не признаются самой личностью.

2) Вытеснение. З. Фрейд считал этот механизм главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Посредством этого защитного механизма неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными.

3) Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий арсенал защитных реакций для преодоления конфликтных ситуаций.

4) Компенсация. Этот механизм психологической защиты проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

5) Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

6) Замещение. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного.

7) Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики «ИЖС» объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. В шкалу интеллектуализации - рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

8) Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия [25].

Классификации механизмов защит имеют под собой множество различных критериев, согласно которым психозащиты разбиваются на классификационные группы. Кроме того, практически каждый психологический механизм может быть механизмом защиты. В рамках данной дипломной работы рассматриваются две классификации: Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А., а также Р. Плутчика. Одна классификация является подробной и детализированной, включающей в себя большое разнообразие психологических механизмов, выступающих механизмами защиты. Вторая классификация - предельно обобщенная и сжатая, которую удобно применять в процессе исследования, выявления взаимосвязей.

Взаимосвязь типов

Изучение взаимосвязи структуры темперамента и МПЗ необходимо для прояснения теоретических положений о биологической обусловленности МПЗ.

Так, Крамер [30] считает, что механизмы защиты коренятся в биологически заданных моторных рефлексах. Моторные аспекты поведения младенца могут рассматриваться как прототипы защит. В процессе развития происходит интернализация моторных реакций и формирования их идеаторных репрезентаций, которые, в свою очередь, являются "зародышами" МПЗ. С этими положениями хорошо согласуются рассуждения З. Фрейда, в которых он уподобляет вытеснение моторной реакции бегства. При вытеснении отводятся энергетические вклады, или катексисы, репрезентатов (мыслей, воспоминаний, аффектов) конфликтных влечений [8].

Влечения в рамках психоаналитической теории рассматриваются как элементарный и базовый элемент психического аппарата. Влечения "расположены" на границе между психикой и телом, являясь психическими представителями физических процессов, связанных с потребностями организма. В ранних работах Фрейда упоминается два класса влечений: влечения "Я" и сексуальные влечения. Влечения "Я" являются отражением в психическом мире процессов, связанных с самосохранением организма. И влечения "Я", и сексуальные влечения являются врожденными и коренятся в телесной конституции индивида. Что касается сексуального влечения, то врожденным является и общая закономерность его развития, в ходе которого оно проходит через стадии оральной, анальной, а также инфантильной генитальной, прежде чем прийти к взрослой генитальной сексуальности. Основным источником сексуального возбуждения являются эрогенные зоны и некоторые психофизические состояния. Эрогенные зоны получают стимуляцию как от периферических рецепторов, так и от импульсов из ЦНС.

Влечение понимается как процесс нарастания возбуждения, оно является той исходной переменной величиной [27], которая вызывает ответ со стороны систем психического аппарата, направленный на регуляцию гомеостаза. Влечение, или поток возбуждения, в психическом аппарате, берущий начало в эндогенном раздражении, направляется к объекту (внешнему или внутреннему), который может принести удовлетворение. При достижении удовлетворения этот поток иссякает. У младенцев после неоднократного повторения опыта возникновения и разрядки связанного с телесной потребностью возбуждения в психическом аппарате, в мнемонической системе формируются и закрепляются воспоминания об актах кормления и ухода, подразумевающие взаимодействие с внешними (и внутренними) объектами. Так постепенно формируются более сложные психические образования – желания. Желание характеризуется и как структура, и как процесс. Как структура желание представляет собой "взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающую под воздействием возбуждения, вызванного влечением" [27]. С позиций метапсихологии желание понимается как процесс, в ходе которого возбуждение, поступающее из соматического источника, активирует воспоминания об опыте удовлетворения, что влечет за собой появление определенного паттерна возбуждения. Таким образом, желания содержат структуры базовых отношений между субъектом и объектом.

Силам влечения противостоит вытеснение. Вытеснение, согласно Шмидт-Хеллерау, "равнозначно "вычитанию" части силы влечения, за счет которого величина возбуждения, вызванного влечением, сокращается и становится подпороговой" [27]. Цензура, связанная с вытеснением, подобно желанию и влечению, представляет собой более сложное образование, чем вытеснение. Шмидт-Хеллерау рассматривает цензуру как негативную связь между образом объекта и двигательным образом.

Кроме того, темперамент связан не только с динамическими параметрами влечения, но и с миром внутренних репрезентаций [34]. Так, в диссертации И.Н. Трофимовой [см. 9] показано, что экстраверсия положительно коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации объектов оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как более пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные. Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем рассматривать вопрос об эмпирическом исследовании влияния свойств темперамента на индивидуальный профиль МПЗ.

Первые десятилетия развития психоанализа совпали с самыми первыми шагами в создании теорий и разработки методов исследования в психологии личности. Хотя в рамках психоаналитического подхода Вильгельм Райх [15] и предпринял попытку связать МПЗ со свойствами характера, все же эмпирические исследования взаимосвязи МПЗ и черт личности, характера, темперамента, прежде всего, требовали надежных и валидных методов.

По-видимому, идея взаимосвязи темперамента и МПЗ имплицитно содержится в концепции Кречмера. Кречмер соотносит телесную конституцию с типом темперамента, и его, в свою очередь - с заболеванием [9]. Так, астеническое (лептосоматическое) телосложение Кречмер представляет как свойственное шизотимическому типу и больным шизофренией. Циклотимики, по Кречмеру, обладая пикническим телосложением, склонны к маниакально-депрессивному психозу, тогда как атлетическому телосложению соответствует иксотимический тип и склонность к эпилепсии. Конечно, как справедливо отмечал Стреляу [20], концепция Кречмера положила начало традиции необоснованно полагать, что каждый здоровый человек носит в себе зародыш психического заболевания, причем определенного типа, детерминированного его природным конституциональным складом. Выводы, сделанные Кречмером, сейчас могут быть признаны экстремальными и не согласующимися ни с результатами исследований, ни с данными клинических наблюдений за пациентами, страдающими от психических расстройств. Однако мы, видимо, вправе ожидать, что темперамент задает склонность к преимущественному использованию той или иной констелляции защитных механизмов, что, отчасти, находит подтверждение в наблюдениях Кречмера. Переводя идеи Кречмера на язык современной психологии, оперирующей понятиями защиты, можно предположить следующее. Шизотимическому типу темперамента более свойственно использование таких защит как изоляция, диссоциация, расщепление, проективная идентификация, проекция. Для циклотимиков характерно чередование идеализации и обесценивания, высокая напряженность отрицания, направление агрессии против себя, аннулирование. Иксотимики же более охотно прибегают к замещению, проекции.

В настоящей работе использованы теоретические и методические подходы Плутчека [16, 35] касаемые защитных механизмов, и Айзенка [2, 26]- в вопросах изучения темперамента.

Согласно Плутчеку, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Защиты начинают действовать в случае, когда переживание и/или выражение некоторой эмоции может иметь для индивида негативные последствия. Концепция МПЗ Плутчика базируется на его психоэволюционной теории эмоций, в которой постулируется наличие дериватов 8 базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали, принятия, отвержения, ожидания, удивления. Базовым эмоциям соответствуют 8 защитных механизмов: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.

Одним из положений теории Плутчека является то, что формирование МПЗ происходит постепенно и на разных этапах онтогенеза появляются разные защиты. Отсюда следует различие между так называемыми "примитивными" защитами, формирующимися на более ранних этапах развития, и более "зрелыми", соответствующими более поздним этапам. К наиболее примитивными защитным механизмам в теории Плутчека относятся отрицание, регрессия и проекция. Такие же механизмы как интеллектуализация, компенсация, реактивное образование появляются на более поздних этапах развития и соответствуют более высоким уровням развития личности.

В настоящем исследовании проверялись следующие гипотезы:

1. Черта темперамента "экстраверсия", по сравнению с "нейротизмом", в меньшей степени связана с напряжением МПЗ.

2. Примитивные МПЗ в большей степени связаны с чертами темперамента, чем МПЗ высшего порядка.

3. Разным типам темперамента будут свойственны разные профили МПЗ.

Проанализировав теоретические и методические подходы Плутчека касаемые защитных механизмов психологической защиты личности, и Айзенка - в вопросах изучения темперамента можно сказать следующие.

Каждому типу темперамента соответствует свой профиль механизмов психических защит.

Так, группу сангвиников, стабильных экстравертов, которые известны высокой активностью и реактивностью [20], отличает преобладание механизма защиты Вытеснение. Значение по этой шкале для группы "сангвиники" значимо превосходит средние значения по шкале Вытеснение у "холериков" и "меланхоликов". Кроме того, значение этой шкалы для "сангвиников" выше, чем у группы стандартизации. По сравнению с другими группами и группой стандартизации [16], "сангвиникам" в меньшей степени свойственны регрессия, компенсация, замещение.

"Флегматики", устойчивые интроверты, обладающие высокой активностью и низкой реактивностью, предпочитают отрицание, в меньшей степени им свойственны реактивное образование, проекция, компенсация, регрессия.

В профиле "меланхоликов"- эмоционально неустойчивых интровертов - ведущими механизмами психической защиты являются:

· Регрессия;

· Компенсация;

· Проекция;

· Замещение;

· Отрицание.

"Меланхолики" значимо превосходят по напряженности этих защитных механизмов почти все выделенные нами в исследовании группы. Для "меланхоликов" значения по шкалам, оценивающим эти МПЗ выше, чем у группы стандартизации. Для "меланхоликов" в меньшей степени свойственно использование интеллектуализации. В то же время механизм Реактивное образование у "меланхоликов" более выражен, чем у "флегматиков" и группы стандартизации, находится на одном уровне с группой "сангвиники" и ниже, чем у "холериков".

Холерики, неустойчивые экстраверты с преобладанием реактивности над активностью и малой чувствительностью, чаще используют реактивное образование, проекцию, регрессию и замещение. Для холериков, как и для меланхоликов, основными защитами являются примитивные защиты:

· Регрессия;

· Примитивная проекция (проективная идентификация).

Полученные данные указывают на то, что нейротизм, (т.е. высокий уровень активации лимбической системы и лабильности вегетативной нервной системы), является предрасполагающим фактором более частого использования механизмов проекции и регрессии.

Однако, помимо примитивных защит, холерикам, как показало исследование, наиболее свойственна такая психическая защита как -реактивное образование. Значения соответствующей шкалы у "холериков" превосходят значения этой шкалы у всех других групп, в том числе и группы стандартизации. Механизм Реактивное образование основан на вытеснении и является одним из наиболее онтогенетически поздних и сложных механизмов [10, 11]. В действии этого механизма можно выделить, по крайней мере, два аспекта:

1) вытеснение дериватов проблемного влечения;

2) обращение в противоположность.

Так, эротический интерес оборачивается строгостью или враждебностью, а ненависть - преувеличенной опекой. Таким образом, вывод о связи типа темперамента "холерик" и Реактивного образования требует проверки.

Кроме того, согласно полученным данным, для "нестабильных" типов темперамента в большей степени свойственно преобладание защит Регрессия, Компенсация, Проекция и Замещение, тогда как для "стабильных" типов – защитные механизмы Вытеснение и Интеллектуализация.

Корреляционный анализ показал статистически и теоретически значимые зависимости между шкалой Экстраверсия-Интроверсия и Отрицание (0,32) и Реактивное образование (-0,28). Механизм защиты Отрицание, прежде всего, направлен против восприятия неприятных и/или пугающих аспектов внешней реальности.

Данные исследований показали, что отрицание в большей степени свойственно "флегматикам", группе, с высоким средним баллом по шкале "экстраверсия-интроверсия" и умеренно низкими значениями "нейротизма". Наименьший уровень напряженности отрицания отмечен у холериков, обладающих низкими значениями "экстраверсии-интроверсии" и высокими значениями "нейротизма". При помощи отрицания индивид справляется с ситуациями тяжелого стресса, психической травмы, утраты. Отрицание, по-видимому, можно охарактеризовать как "интровертированный", т.е. направленный от внешних объектов, что и подтверждают данные настоящего исследования, согласно которым напряженность этого механизма растет с усилением черты интроверсия.

В самом деле, интроверт вовлечен в менее интенсивное взаимодействие и обладает более "жестким" фильтром приема внешней информации [9].

Слишком большой приток информации и стимуляции извне раздражает интроверта, поэтому регуляция интроверта связана с контролем информационного "входа". Отсюда следует, что интроверсия задает условия для преимущественного использования механизма отрицания.

Высоким значениям по шкале Отрицание также соответствуют низкие значения по шкале Нейротизм. То есть, механизм Отрицание, в большей степени, свойственен эмоционально стабильным индивидам. Низкий уровень нейротизма соответствует низкому фону возбуждения, продуцируемым лимбической системой.

Известно, что одной из центральных структур лимбической системы [21], отвечающей за эмоции и научение, является миндалевидное тело [36], или амигдала. У людей с поражением амигдалы отсутствует реакции страха при явной опасности. К амигдале приходят прямые проекции из таламических ядер, что обуславливает непосредственную активацию амигдалы при воздействии на рецепторы внешних анализаторов. Нарушения в амигдале приводит к тому, что внешняя стимуляция не вызывает ответную активацию амигдалы и, соответственно, уровень возбуждения, создаваемый лимбической системой остается низким. Например, при переходе улицы приближение автомобиля, движущегося на большой скорости, не вызовет тревоги у такого человека, и он спокойно шагнет на проезжую часть, подвергая свою жизнь серьезному риску. Такое поведение людей с грубыми нарушениями функционирования амигдалы очень похоже на крайний вариант действия механизма отрицания. Таким образом, низкий уровень нейротизма, поддерживаемый низким уровнем активации лимбической системы, может быть принят за "формально-динамическую" основу защитного механизма отрицания.

Отрицательный и близкий к теоретически значимому значению коэффициент корреляции между шкалами Экстраверсия-Интроверсия и Реактивное образование указывает на Реактивное образование как на "экстравертированный" защитный механизм. В традиционном определении МПЗ Реактивное образование делается акцент на выраженном преобладании одной из сторон амбивалентного отношения к объекту [10].

Так, преувеличенная забота старшего сибса о младшем может быть результатом Реактивного образования, помогающего не замечать враждебности, а строгое "спартанское" отношение к дочери со стороны отца или отчима, может служить компенсацией либидинозных чувств, подчеркнутое стремление к чистоте уравновешивает копрофилические тенденции. Фобия может быть реактивным образованием в отношении желанного объекта и/или желания как такового. Известный феномен "Стокгольмского синдрома" – теплых чувств и даже любви к террористам со стороны захваченных ими заложников – также во многом обязан такой внутренней динамике людей, постоянно находящихся в течение более или менее длительного времени под угрозой смерти при полной зависимости от преступников.

Таким образом, общим для всех описанных примеров действия механизма Реактивное образование является отношение с внешним объектом (к обеим сторонам амбивалентных тенденций), которая характеризуется направленностью на взаимодействие с ним, что может быть охарактеризовано как "экстравертированная" тенденция.

В то же время, шкала Реактивное образование статистически и теоретически значимо связана со шкалой Нейротизм, то есть этот механизм в большей степени свойственен тем людям, для которых минимальное рассогласование между ожидае<

Наши рекомендации