Развитие зрительного контакта

В общении сверстников

На основании осуществленных в лаборатории исследований психи­ческого развития младенца можно заключить, что зрительный кон­такт исключительно важен для становления коммуникативной дея­тельности ребенка. Вместе с тем и развитие общения существенно меняет форму зрительных проявлений: от длительного сосредото­чения на взрослом до рассматривания его лица, глаз и амбива­лентного избегания взгляда в глаза.

Определенный интерес представляют сведения, касающиеся развития этой формы взаимодействия у высших приматов. По данным Н. А. Тих (1970), у гамадрилов насчитывается около 7 выразитель­ных зрительных проявлений, выполняющих роль самостоятельного средства общения. Показательны данные о нарушении общения у детей, лишенных зрения (В. В. Лебединский, 1985). По свидетель­ству В. Е. Кагана (1981), при нарушении общения у детей в первую очередь распадается зрительный контакт. Примечательны непере­носимость такими детьми взгляда в глаза и нарушения зрительного контакта, отмечающиеся в 94,6 %. 130

Таблица 20

Число разных форм зрительного контакта дошкольников

(суммарно по всем ситуациям общения, п=20)

Воз-раст, лет Формы проявлений    
 
Длительное рассматривание Беглый взгляд на Действия без зрительного контакта с Всего
 
  взрос- рос - ребен- предме-е- взрос- ребен- пред- взрос- ребен- пред-  
  лого ка та лого ка мет лым ком метом  
3-4 — —  
4-5 — —
5-6 159 18
6-7 83 37
Всего  

Зрительный контакт, как правило, не рассматривается в числе невербальных средств коммуникации как, самостоятельное средство общения. Вместе с тем многие авторы указывают на то, что зрительное восприятие партнера — важное условие успешной комму­никации как у детей, так и у взрослых (Г. М. Андреева, 1980; А. А. Бодалев, 1980; и др.). Зрительный контакт рассматривается, как правило, в качестве фона взаимодействия людей. В специальных исследованиях роль зрительного контакта в коммуникации изучалась путем исключения возможности партнеров видеть друг друга, что затрудняло или совсем разрушало коммуникацию (А. Е. Войскунский, 1977). Такой подход не позволяет выделить качественно свое­образные формы зрительного контакта и рассмотреть их содержа­тельное значение.

Мы сочли необходимым исследовать роль зрительного контакта \не только путем его исключения из взаимодействия детей, но и через анализ самого зрительного контакта сверстников на разных этапах дошкольного возраста. Специфика зрительного контакта сверстников определялась через его сопоставление с соответствую­щими визуальными проявлениями детей, направленными на взрос­лого и на предмет. Взаимодействие двух детей наблюдалось в различных ситуациях их совместной деятельности: в игре, при составлении общего рассказа, в трудовых действиях. В каждой ситуа­ции принимал участие взрослый, который организовывал совмест­ную деятельность дошкольников. Экспериментатор фиксировал взгляды детей на взрослого, предметы и партнера-сверстника.

Среди зрительных реакций детей мы выделили две основные формы — длительное рассматривание и беглый взгляд. Первая форма проявляется в достаточно продолжительной (не менее 3 с) фиксации предмета, сверстника или взрослого. Вторая — выража­ется в моментальном (до 1 с) взгляде на те же объекты. Кроме того, мы учитывали коммуникативные действия (речевые и пред­метные), осуществляемые без зрительного контакта. 131

Таблица 20 иллюстрирует количественные проявления зрительных контактов дошкольников разных возрастных групп, направлен­ные на взрослого, сверстника и предмет. Из таблицы следует, что с возрастом увеличивается количество зрительных контактов со взрослым и со сверстником у детей разных возрастных групп. Суммарно в младшей группе большая часть зрительных реакций ребенка направлена на взрослого, а не на сверстника. Интересно, что до 5 лет ребенок нуждается в постоянном зрительном кон­такте' во время коммуникативных действий. После 5 лет он уже может вступать в общение без постоянного зрительного контакта с партнером. Первоначально это появляется в сфере общения со сверстником: дети могут заниматься различными предметными действиями, рисовать каждый свой рисунок и при этом вести общую беседу, не глядя друг на друга. Наши данные свидетельствуют о том, что к концу дошкольного возраста речь приобретает относитель­ную автономность от наглядной ситуации, т. е. наступает качествен­но новый этап в развитии средств общения. Однако подавляющее большинство коммуникативных действий детей осуществлялось на фоне зрительного контакта.

. Сопоставляя число зрительных контактов со взрослым и со сверстником у детей разных возрастных групп, мы выявили, что после 4 лет более привлекательным объектом, фиксации становится сверстник: ему адресуется значительно больше и длительных рас­сматриваний, и беглых взглядов. Количество зрительных контактов со сверстником нарастает интенсивнее, чем со взрослым. Так, если число беглых взглядов на взрослого от 3 до 7 лет увеличива­ется примерно втрое, то на сверстника — в 16 раз.

Особый интерес представляет возрастная динамика двух выделен­ных нами форм зрительного контакта по отношению к разным объектам фиксации. Табличные данные свидетельствуют, что основ­ная зрительная реакция на предмет — длительное рассматривание. Действуя с предметом, дети, как правило, долго рассматривали его. Беглый взгляд на предмет встречался редко. В зрительных кон­тактах со взрослым наблюдалась противоположная картина: здесь во всех возрастных группах число беглых взглядов в несколько раз превосходит количество длительных фиксаций. Взрослый являлся как бы центром ситуации: действуя, с предметом или со сверстни­ком, ребенок постоянно искал его глазами. Поиск осуществлялся в форме мгновенных взглядов.

Зрительные контакты, адресованные сверстнику, имели более сложную возрастную динамику. У детей 3—4 лет число длительных рассматриваний сверстника превышает количество беглых взглядов. После 4 лет преобладающей зрительной реакцией на сверстника становится беглый взгляд. Причем в старших возрастных группах дети значительно чаще бросали беглый взгляд на сверстника, чем на взрослого.

Полученные данные о зрительных реакциях ребенка на взросло-

го и на предмет позволяют высказать предположение о различной, функции беглого взгляда и длительного рассматривания. Роль дли­тельного рассматривания заключается в обследовании объекта и в выражении интереса к нему. Оно направлено на более или менее привлекательный объект с неизменными, стабильными свойствами и отражает познавательное отношение к нему. Беглый взгляд, по-видимому, является специфически субъектной формой зритель­ного взаимодействия и служит контакту с другим человеком. Его роль в общении заключается в выяснении отношения партнера к себе, в оценке его собственных действий и слов.

Партнер интересует ребенка не как носитель неизменных физи­ческих качеств, требующих длительного рассматривания, а своими непрерывно меняющимися состояниями, вызванными действиями субъекта. Беглый взгляд обеспечивает обратную связке партнером, которая является необходимым условием коммуникации. Причем беглый взгляд на партнера наблюдается тем чаще, чем значимее отношение партнера к его деятельности и чем большую смысловую нагрузку она имеет для ребенка. Так, в ситуации совместного состав­ления рассказа, где взрослый задавал образцы деятельности и затем оценивал ее, беглые взгляды преимущественно направлялись на него и наблюдались в наиболее важных смысловых точках рассказа ребенка, например по окончании рассказа эпизода, в слу­чаях затруднения или «находки» ребенка. В ситуации игры, напро­тив, взрослый практически не вызывал беглых взглядов ребенка, в то время как со сверстниками дети непрерывно переглядывались, отмечая их реагирование на собственные действия и не выпуская ровесников из поля зрения.

Возрастная динамика развития зрительного контакта дошколь­ников со сверстниками отражает основные этапы становления комму­никативной деятельности детей. Среди критериев общения, выделен­ных М. И. Лисиной, первыми в онтогенезе появляются интерес и внимание к сверстнику. Этот интерес выражается в длительном рассматривании.

Последний критерий свидетельствует о сформированности коммуникативной деятельности: о чувствительности детей к отно­шению и оценке сверстников, о которой говорят беглые взгля­ды на партнера. Если для младших дошкольников сверстник в основном предмет интереса, который проявляется в длительном рассматривании его внешних стабильных качеств и действий, то для старших дошкольников другой ребенок становится источником оцен­ки, выясняемой посредством беглых взглядов. Интенсивное нараста­ние беглых взглядов на сверстника отражает резкое усиление значимости отношения ровесника в дошкольном возрасте.

Характерно, что нарастание обеих форм зрительного контакта происходит на фоне относительного снижения экспрессивно-ми­мических проявлений в общении сверстников. Развитие мотивационно-потребностной стороны общения отражается на внешней 133

картине взаимодействия детей на уровне невербальных средств коммуникации.

Однако зрительный контакт для дошкольников не выступает самостоятельным средством общения. Он всегда включен в комплекс других средств, главное из которых — речь. Изучение роли зритель­ного контакта во многом проясняет противоречие о невозможности вербальной коммуникации детей и ведущей роли речи в их общении. Это противоречие кроется в основном в методических приемах исследования. Если перед ребенком стоит конкретная речевая за­дача (описать картинку, рассказать историю, передать правила игры), не требующая зрительного контакта с партнером и реального взаимодействия сверстников, то речевое общение детей не может' развиваться достаточно успешно (V. I. Allen, 1981). Наблюдения за свободным взаимодействием дошкольников свидетельствуют, что уже в 3 года дети прекрасно понимают речь сверстника и хорошо налаживают с ним речевые контакты (С. Garvey, R. Hogan, 1973). Таким образом, зрительный контакт — необходимое условие, при котором речь становится ведущим и наиболее содержательным средством общения детей.

Наши рекомендации