Тема I. Теоретические основы семьи как единицы анализа у детей в норме и с отклонением в развитии.

1. Что составляет предмет психологии семьи и семейного консультирования детей в норме и с отклонением в развитии?

2. Можно ли говорить о междисциплинарном характере психологии семьи? Почему?

3. Как связаны теоретические задачи психологии семьи и семейного консультирования детей в норме и с отклонением в развитии и виды деятельности семейного психолога?

4. Какие трудности испытывает семья в своем развитии и функционировании?

5. Назовите неблагоприятные тенденции в развитии детско-родительских отношений в современной семье.

Литература:

1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004.

2. Голод С. И. Семья и брак, историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.

3. Гребенников И. Ф. Основы семейной жизни. М.: Просвеще­ние, 1991.

4. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психо­логического консультирования. М.: Ось—89, 2003.

5. Леей Д. Семейная психотерапия, история, теория и практика. СПб.: Аима, 1993.

Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-

Тема 2. Концепция семейного воспитания детей в норме и с отклонениями в развитии.

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Какие концепции семейного воспитания предполагались в различные исторические эпохи?

2. В чем суть теории семейного кризиса?

3. Что такое теория нормализации семейной жизни?

4. Назовите основные положения концепции «Особые дети в России».

Литература:

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей //Семейная терапия. Хрестоматия. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Алек­сандрова, В. Юстицкис (сост.). СПб.: Питер, 2000.

2. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб.; Мн.: Диалог — Ло-таць, 1997.

3. Мастпюкова Е.М., Московкина A.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.,2003.

4. Спиваковская А. С. Психотерапия, игра, детство, семья. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. Т. 2.

Тема 3. Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье.

1. Какова роль семьи в воспитании ребенка сразличными видами дизонтогенеза.

2. Какое значение в воспитании ребенка с различными видами дизонтогенезаимеет позиция родителей.

3. Какую помощь семье ребенка с различными видами дизонтогенезамогут оказать специалисты.

4. Каковы общие стратегии нормализации жизни семьи ребенка с различными видами дизонтогенеза.

5. Какие рекомендации может дать специалист родителям, имеющего ребенка с различными видами дизонтогенеза.

6. Назовите проблемы родителей, имеющих детей с различными видами дизонтогенеза.

Литература:

1. Буянов ММ. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1983.

2. Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986.

3. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей .// Дефектология. — 1973. — № 6.

4. Ипполитова МЛ., Мастюкова Е.М., Бабенкова РД. Воспитание де­тей с церебральным параличом в семье. — М., 1985.

5. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.П. Краузе. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском воз­расте. — Прага, 1984.

7. Мастпюкова Е.М., Московкина A.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Под ред. В.И.Селиверстова. — М.,2003.

Модуль 2. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

Тема 2.I. Теоретические аспекты психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.

На чем базируется консультирование семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Актуальность развития данной научной помощи. Основные социальные проблемы.

Областью деятельности практического психолога является широкий круг проблем, относящихся к срединному звену трехчлена: физическое (body), психоэмоциональное (mind) и духовное (spirit).: проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни человека как социального существа, равно как и особенности сообщества, в которых отражается психологическая специфика его функционирования.

Основные виды работы практического психолога

- психологическое просвещение;

- психологическая профилактика;

- психологическое консультирование;

- психологическая диагностика;

- психологическая коррекция.

Тема 2.2. Содержание психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями

Содержание психологической помощи может быть представлено следующим образом (Г.С. Абрамова):

• Оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной психологической информации - психодиагностика. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.

• организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития - психологическая коррекция. Психолог работает с такими по­нятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности и индивидуальный темп ее освоения.

• помощь в достижении целей личностного разви­тия психически нормальным людям для достижения ими различных целей - психологическое консультирование.

активное воздействие психотерапевта на лич­ность клиента с целью ее восстановления или реконструкции – психотерапия.

Методы семейной диагностики: сбор наиболее важной информации.

Прогностические рисуночные методики. Семейная генограмма. Несколько кратких советов психологу для сбора необходимой информации. Первичное интервью. Интервью с детьми. Раздельное консультирование членов семьи. Совместное консультирование детей и родителей.

Основы семейного психологического консультирования.

Общие сведения о психологическом консультировании. Развитие практики семейного консультирования. Теоретические основы семейного консультирования. Основные принципы семейного консультирования. Цель, направления и технология семейного консультирования. Организация консультативной беседы и техники ее проведения. Основные этапы психологического консультирования семьи. Консультирование по отдельным проблемам семьи (драки детей в семье, проблемы с туалетом, едой, детские страхи и т.д.). Консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Тема 2.3. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии

Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A. E. Личко.

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.

Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A. H. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеютбазовые положения ряда теорий и исследований:

· психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин);

· развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).

Наши рекомендации