Тема I. Теоретические основы семьи как единицы анализа у детей в норме и с отклонением в развитии.
1. Что составляет предмет психологии семьи и семейного консультирования детей в норме и с отклонением в развитии?
2. Можно ли говорить о междисциплинарном характере психологии семьи? Почему?
3. Как связаны теоретические задачи психологии семьи и семейного консультирования детей в норме и с отклонением в развитии и виды деятельности семейного психолога?
4. Какие трудности испытывает семья в своем развитии и функционировании?
5. Назовите неблагоприятные тенденции в развитии детско-родительских отношений в современной семье.
Литература:
1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004.
2. Голод С. И. Семья и брак, историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.
3. Гребенников И. Ф. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
4. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. М.: Ось—89, 2003.
5. Леей Д. Семейная психотерапия, история, теория и практика. СПб.: Аима, 1993.
Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-
Тема 2. Концепция семейного воспитания детей в норме и с отклонениями в развитии.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Какие концепции семейного воспитания предполагались в различные исторические эпохи?
2. В чем суть теории семейного кризиса?
3. Что такое теория нормализации семейной жизни?
4. Назовите основные положения концепции «Особые дети в России».
Литература:
1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей //Семейная терапия. Хрестоматия. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис (сост.). СПб.: Питер, 2000.
2. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб.; Мн.: Диалог — Ло-таць, 1997.
3. Мастпюкова Е.М., Московкина A.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.,2003.
4. Спиваковская А. С. Психотерапия, игра, детство, семья. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. Т. 2.
Тема 3. Ребенок с различными видами дизонтогенеза в семье.
1. Какова роль семьи в воспитании ребенка сразличными видами дизонтогенеза.
2. Какое значение в воспитании ребенка с различными видами дизонтогенезаимеет позиция родителей.
3. Какую помощь семье ребенка с различными видами дизонтогенезамогут оказать специалисты.
4. Каковы общие стратегии нормализации жизни семьи ребенка с различными видами дизонтогенеза.
5. Какие рекомендации может дать специалист родителям, имеющего ребенка с различными видами дизонтогенеза.
6. Назовите проблемы родителей, имеющих детей с различными видами дизонтогенеза.
Литература:
1. Буянов ММ. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1983.
2. Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. В.П. Ермакова, А.А. Щегловой. — М., 1986.
3. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей .// Дефектология. — 1973. — № 6.
4. Ипполитова МЛ., Мастюкова Е.М., Бабенкова РД. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1985.
5. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.П. Краузе. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
6. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
7. Мастпюкова Е.М., Московкина A.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Под ред. В.И.Селиверстова. — М.,2003.
Модуль 2. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
Тема 2.I. Теоретические аспекты психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями.
На чем базируется консультирование семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Актуальность развития данной научной помощи. Основные социальные проблемы.
Областью деятельности практического психолога является широкий круг проблем, относящихся к срединному звену трехчлена: физическое (body), психоэмоциональное (mind) и духовное (spirit).: проблемы, в которых отражаются особенности психической жизни человека как социального существа, равно как и особенности сообщества, в которых отражается психологическая специфика его функционирования.
Основные виды работы практического психолога
- психологическое просвещение;
- психологическая профилактика;
- психологическое консультирование;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция.
Тема 2.2. Содержание психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями
Содержание психологической помощи может быть представлено следующим образом (Г.С. Абрамова):
• Оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной психологической информации - психодиагностика. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании.
• организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития - психологическая коррекция. Психолог работает с такими понятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности и индивидуальный темп ее освоения.
• помощь в достижении целей личностного развития психически нормальным людям для достижения ими различных целей - психологическое консультирование.
активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью ее восстановления или реконструкции – психотерапия.
Методы семейной диагностики: сбор наиболее важной информации.
Прогностические рисуночные методики. Семейная генограмма. Несколько кратких советов психологу для сбора необходимой информации. Первичное интервью. Интервью с детьми. Раздельное консультирование членов семьи. Совместное консультирование детей и родителей.
Основы семейного психологического консультирования.
Общие сведения о психологическом консультировании. Развитие практики семейного консультирования. Теоретические основы семейного консультирования. Основные принципы семейного консультирования. Цель, направления и технология семейного консультирования. Организация консультативной беседы и техники ее проведения. Основные этапы психологического консультирования семьи. Консультирование по отдельным проблемам семьи (драки детей в семье, проблемы с туалетом, едой, детские страхи и т.д.). Консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Тема 2.3. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии
Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A. E. Личко.
Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.
Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A. H. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеютбазовые положения ряда теорий и исследований:
· психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин);
· развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).