Основные направления в коррекции мышления

Программа коррекционной работы по развитию мышления должна спо­собствовать переходу от практического действия решения мыслительных задач к внутренним умственным действиям.

I этап коррекционной работы. Ребенка следует научить решать интел­лектуальные задачи с помощью действия. Следует поощрять каждое его ини­циативное действие, стимулировать пытливость, любопытство, стремление дей­ствовать с разнообразными предметами. Важно, чтобы ребенок накопил опыт анализа и синтеза (разобрать-собрать), решал интеллектуальные задачи. Как собрать из частей целое? Сравни. Обобщи. Стимулировать использование предметов-заместителей.

II этап. Новые формы мышления должны опираться на образы, нагляд­ные представления о вещах и их отношениях. Для перехода от наглядно-действенному мышления к наглядно-образному необходимо развитие способ­ности осуществлять перцептивные преобразования путем оперирования на­глядными образами, представлениями во внутреннем плане. На этом этапе по­лезно использовать помощь в виде наводящих, подсказывающих вопросов, применять стимулирующие средства: повторение задач, разъяснение условий, объяснение логики действия. Учить переносить усвоенные мыслительные опе­рации на новый материал.

На III этапе следует особое внимание уделить развитию рационального стиля умственной деятельности, развивать умение действовать в уме путем опе­рирования образами, наглядными схемами, осуществлять мысленное расчлене­ние на составные части, абстрагирование нужных признаков, их группировку в соответствии с задачей, развивать умение пользоваться символами, знаками, условными обозначениями. Включение ребенка в активное экспериментирова­ние во всех видах деятельности. Развивать у ребенка умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, находить ответы на новые вопросы.

Коррекция мышления

К п/п Мышление Наименование методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
1. Упр. на развитие мыслительных операций "Сравнение предметов". 12.84 6-7
2. "Окончание слов" (скорость мышления). 12.85; 22.41 6-7
3. Упр. "Соотношение понятий". 12.86 6-7
4. Упр. на развитие наглядно-действ. мышления (кубик Рубика). 12.91 6-7
5. Найди лишнее слово. 12.92 6-7
6. Упр. на развитие гибкости ума. 12.94 6-7
7. Определи понятие. 12.98 6-7
8. Найди похожее слово. 12.99 6-7
9. Игра "Как это можно использовать". 12.100 6-7
10. Игра "Говори наоборот". 12.101;22. 40 6-7
11. Игра "Бывает- не бывает". 12.102 6-7
12. Последовательные картинки. 23.86; 6.54; 3.37 24.35;22.42 5-7
13. Почини коврик, сапожки. 24.36 5-7
14. Исключение неподходящей картинки. 24.37 5-7
15. Загадки. 23.101 ;24.3 8;22.40 5-7
16. Установление закономерностей. 24.40 6-7
17. Классификация. 6.55 6-7
18. Задачи-головоломки (7). 19.181; 14,71- 73;22.34-36 6-7
19. Разложи фигуры. 22.36 5-6.7
20. Четвертый лишний. 3.39 22.38;23.96 4-7
  Кто что любит? 22.39 4-7
22. Кому что надо? 22.39 4-7
23. Придумывание недостающей части рассказа. 14.70 6-7
24. Найди недостающий предмет. 23.94 5-7
25. Исправь Незнайкины картинки. 23.110 5-7
26. Что неправильно? (критичность мышления). 23.113 5,6-7
27. Нахождение недостающих деталей. 3.27 6-7
28. Перцептивное моделирование. 3.28 6-7
29. Матрицы Равена. 3.32 4,5-7
30. Самое неподходящее. 3.34 4-7
31. Невербальная классификация. 3.35 5-7
32. Игра "На что это похоже?" 19.177 6-7
33. ----"Догадайся, кто нарисован". 19.178' 6-7
34. ---- "Кубики" (типа Никитиных). 19.179 6-7


Воображение - представление конечных или промежуточных результатов труда до его начала. Преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

3 г. В игре использует предметы-заместители, причем один и тот же предмет может быть использован для замещения различных объектов (палочка-ложка, карандаш-градусник и т.п.)

4 г. Может дать несколько ответов на вопрос "На что похоже?" Дополня­ет незаконченную сказку 2 - 3-мя предложениями

5 л. 1) Может дорисовать начатое воспитателем изображение, дополнив его деталями.

2) Может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему.

6-7 л. 1) Может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжет­ной композиции.

2) Сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно ориги­нальную и наполненную деталями.

I. Особенности творческого воображения.

II. IL Творческое преобразование.

III. Воображение, фантазия.

Интеллект - Относительно устойчивая структура умственных способно­стей индивида. Общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному по­ведению в проблемных ситуациях.

Диагностика воображения

д п/н Воображение Инструментарий Код источ-ника, стр Возраст детей
I 1. Особенности творческого воображения. 4.74
П 2. Солнце в комнате В.Г. Кудрявцев. 7.47 3-6
3. Как спасти зайку В.Г. Кудрявцев. 7.48 3-6
4. Камушки на берегу. О.М. Дьяченко. 7.49 3-7
5. Дощечка В.Г. Синельников. 7.51 4-7
6. Дорисовывание. 3.41 3-10
7. 15 кружочков. 3.44 7-10
8. Назови картинку. 3.45 4-6  
9. Что может быть одновременно. 3.45 7-10  
10. Дорисовывание фигур. О.М. Дьяченко. 2.37 16.110 5-7  
IV И Воображение, фантазия. Метод экспертных оценок. 9.99 4-7  
12. Изучение оригинальности решения задач на воображение. 18.270 6-7  
13. Изучение творческого воображения 18.271 4-7  
14. Изучение воссоздающего воображения. 18.272,277 5-7  
15. Изучение воображения в словесном творчест­ве. 18.276 6-7  
16. Изучение знаково-символической функции. 18.278 2-7  
17. Изучение построения образов сказочных пер­сонажей. 18.275 3-7  
  Интеллект      
1. Тест Ровена. 3.32 4-8  
2. Шкала измерения интеллекта по Векслеру. 6.67 6-7  
3. Исследование интеллекта с помощью рису­ночного теста Гудинаф-Харрис. 3-7  
4. "Сапожки". 14.52 5 5-10  
           

Наши рекомендации