Принципы психологии восприятия

Психология восприятия

Психология восприятия цвета.

Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый – «идите»? Невеста – в белом, а черный – цвет траура и печали? Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов (проверьте!).

Профессиональная калибровка цветных мониторов требует использования соответствующего фонового освещения комнаты, оператор надевает черный халат, а визуальные оформительские элементы программных продуктов должны иметь нейтральный цвет.

Роль культурных особенностей в восприятии цвета и лингвистика

В культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятие цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).

Поскольку в конкретном языке и, шире, в конкретной культуре концентрируется исторический опыт их носителей, ментальные представления носителей различных языков могут не совпадать. В качестве примера того, как по-разному языки выделяют (как принято говорить в лингвистике, «концептуализуют») внеязыковую реальность, нередко приводят термины системы цветообозначения. Так, в русском языке присутствуют два отдельных слова синий и голубой — в отличие от многих германских языков, в которых диапазон цветов соответствующей части спектра перекрывается единым обозначением, типа английского blue (ср. нем. blau и фр. bleu). Близкая система цветообозначения сине-голубых цветов принята в других славянских языках, например, в украинском и польском.

С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета - это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.

Например, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.

Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника — ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.

Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.

Оправдательное мышление

Человек хорошо воспринимает информацию, подтверждающую его точку зрения, а «неудобные» факты игнорирует, причем может делать это неосознанно.

Сложно относиться непредвзято к вещам, которые важны для нас.

Даже самые убедительные доказательства несостоятельности той или иной идеи могут остаться незамеченными, либо восприниматься как ошибка, обман или нечто незначительное. Похожим образом мы относимся к окружающим, больше симпатизируем тем, кто придерживается нашей точки зрения, чаще выбираем себе среди них друзей.

Иллюзия прозрачности

Многие считают, что когда они лгут, окружающие сразу это замечают. В 1998 году в Корнелльском университете провели эксперимент: студентов просили отвечать на вопросы, говоря правду или ложь. Аудитория должна была их «раскусить».

В 50% случаев студенты считали, что их обман будет раскрыт, но в реальности наблюдатели смогли это сделать лишь в 25% случаев.

Обратный эффект — когда человек думает, что он видит другого насквозь, но на самом деле — это лишь проекция собственного опыта, ожиданий или страхов на поведение другого человека.

Иллюзия контроля

Этот термин ввела психолог Эллен Лангер. Он обозначает склонность людей переоценивать свое влияние на те или иные события. В одном из экспериментов людей просили нажимать или не нажимать на кнопку, при этом случайным образом загоралась или не загоралась лампочка.

Хотя на самом деле кнопка никак не была связана с лампочкой, многие участники утверждали, что в определенной степени контролировали процесс.

В похожих экспериментах продемонстрировали обратный эффект — иногда люди, напротив, недооценивают свою способность контролировать события. Это зависит от настроения, заинтересованности в положительном результате. Иллюзия контроля помогает нам верить в успех и не бросать начатое дело. Но иногда она может приводить к ошибкам, которые будут дорого стоить.

Ошибка игрока

Когда вы бросаете монету, какова вероятность, что при первом броске выпадет «орел»? Очевидно, 50% — возможных вариантов всего 2. Но вот монета подброшена уже несколько раз и неизменно ложится «орлом» вверх. Человек, ставящий на «орла», думает, что с каждой такой удачей его шансы на победу в игре уменьшаются, а игрок, выбравший «решку», считает, что теперь ему непременно повезет.

Люди часто неправильно оценивают свои шансы на успех. Вероятность того или иного события не меняется (если условия остались прежними) вне зависимости от того, что происходило раньше.

Даже если монета тысячу раз выпадет «орлом», шансы на победу при последующих бросках по-прежнему 50%. В ловушку этой ментальной ошибки часто попадают азартные игроки. Человек раз за разом проигрывает, но продолжает делать ставки, надеясь, что однажды «лимит неудач» будет исчерпан.

Конформность

Для многих мнение окружающих очень важно. Привычку действовать и мыслить как все, по общепринятым нормам, называют конформностью (конформизмом). Нашим далеким предкам это помогало выживать, да и в современном мире часто бывает полезным, помогает принимать правильные решения.

Конформное мышление может приносить и вред, когда человек поддерживает нелепые идеи, лишь бы не быть «белой вороной».

Когда-то советские психологи проводили эксперимент, во время которого перед участниками ставили две пирамидки: черную и белую. Затем каждого испытуемого спрашивали, какого цвета эти пирамидки. По предварительной договоренности с экспериментатором, все уверенно отвечали, что обе белые. Последнему участнику, не знавшему о «заговоре», предстояло сделать выбор: либо возразить большинству, либо ответить, как все. Многие люди не осмелились усомниться в «общепризнанном факте» и предпочли дать нелепый неверный ответ. Несколько лет назад эксперимент повторили — и снова получили похожие результаты.

Эффект контраста

Если опустить кисти в воду комнатной температуры, она будет восприниматься как холодная или горячая, в зависимости от того, где ваши руки находились до этого: на горячей батарее или в ведре со снегом.

Человек ярче воспринимает свойства предметов, когда есть, с чем их сравнить.

Попробуйте провести эксперимент: поставьте перед собой три кастрюли: в одну налейте ледяную воду, во вторую — теплую, в третью — горячую. Опустите правую руку в кастрюлю с ледяной водой, левую — с горячей. Затем одновременно опустите обе руки в кастрюлю с водой комнатной температуры. Вашей левой руке станет холодно, а правой — горячо. Эффект контраста используют маркетологи. Если рядом с дорогим товаром на витрине поставить еще более дорогой, то стоимость первого кажется не такой уж и высокой.

Парейдолии

В 1975 году на околомарсианскую орбиту запустили два космических аппарата. Они сделали снимки поверхности планеты, один из которых сразу вызвал сенсацию. На изображении был виден холм, напоминающий изваяние огромного человекоподобного лица. Журналисты и любители нераскрытых тайн окрестили его «Марсианским сфинксом». Начали появляться всевозможные теории, пытавшиеся объяснить происхождение загадочной находки. Позже были получены снимки более высокого разрешения, и оказалось, что «марсианское лицо» — результат игры тени и света.
Это явление называется парейдолия — разновидность оптических иллюзий. Мозг пытается найти в предметах знакомые, привычные черты. В формах облаков мы «угадываем» лица, фигуры людей и животных, а непонятная тень в полумраке может показаться затаившимся незнакомцем или привидением.

принципы психологии восприятия - student2.ru

«Марсианский сфинкс», Wikipedia.org

Эффект Барнума

Многие люди рассказывают о том, насколько точно гадания и гороскопы описывают их характер, прошлое и будущее. Это явление называется эффектом Барнума, по фамилии знаменитого американского шоумена.

В гороскопах и гаданиях очень мало конкретики: человек получает общую информацию и неожиданно «узнает» в сказанном свою ситуацию (мужчину любого возраста почти наверняка волнуют казенные хлопоты, а у женщины на сердце какой-нибудь король).

Кроме того, одну и ту же фразу можно понять по-разному, и она применима ко многим ситуациям.

Но человеку кажется, что это именно о нем. Эффект Барнума часто используют и маркетологи, и представители альтернативной медицины, например гомеопаты.

Вера в справедливый мир

Многие верят в «причитающееся по праву» и в то, что «виновные будут наказаны». При этом человек не всегда может объективно оценить собственные поступки.

Человек склонен оправдывать свои поступки и списывать их на счет внешних обстоятельств.

При этом поступки окружающих чаще связываются с их личными качествами или ответственностью. Часто преступник обвиняет свою жертву в том, что она «сама виновата». Людям сложно принять, что многое из того, что происходит в мире, — случайно, а понятия «добро», «зло» и «справедливость» относительны.

Практическое задание: отметить области применения принципов восприятия в аудиовизуальных произведениях.

Психология восприятия

Принципы психологии восприятия

Активное осязание

Апперцепция

Бинауральный слух

Бинокулярное зрение

Восприятие времени

Восприятие пространства

Восприятие сложных звуков

Восприятие человека человеком

Глубинное зрение

Двойственное изображение

Закон Эммерта

Законы аддитивного смешения цветов

Зона Панума

Зрительное восприятие

Иллюзии восприятия

Иллюзия Аристотеля

Иллюзия луны

Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Инструментальное осязание

Кажущееся движение

Когнитивный контур

Когнитивный образ

Константность восприятия

Контрастная иллюзия

Манипулирование образом

Микрогенез зрительного восприятия

Образ восприятия

Образ

Окулогравическая иллюзия

Оперативная единица восприятия

Оптико–геометрические иллюзии

Оптическое смешение цветов

Отногенез процессов восприятия

Параллакс

Подпороговое восприятие

Поле зрения

Прегнантность

Предметность восприятия

Развитие восприятия

Селективность восприятия

Симультанное опознание

Стереоэффект Пульфриха

Сукцессивное опознание

Техническое смешение цветов

Фактор общей судьбы

Фактор хорошего продолжения

Феномен Ауберта – Ферстера

Феномен Ауберта – Фляйшля

Феномен Панума

Феномен стабильности видимого мира

Целостность восприятия

Чувственное отражение

Активное осязание — процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения.

Апперцепция (от лат. ad – к и perceptio – воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин „апперцепция“ был введен Г. Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию какого–либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г. Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

Бинауральный слух (от лат. bini – два и auricula – ухо) — построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70–100 дБ над порогом слышимости.

Бинокулярное зрение (от лат. bini – два и oculus – глаз) — построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.

Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх — вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

Восприятие сложных звуков — процесс построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Так, при построении субъективного образа особенности структуры спектра квалифицируются как звуки глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие. Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные импульсы с периодическим или апериодическим повторением, когда частота и регулярность этого повторения являются очень существенными признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия. Звуки речи анализируются не только по их значению, но и — на основе интонационных характеристик, громкости, задержек, изменениях темпа — по экспрессивному наполнению. При восприятии музыкальных звуков ведущими становятся признаки, образующие ее музыкально–звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва.

Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:

1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);

2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;

3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;

4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Глубинное зрение — зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс, линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более отдаленные.

Двойственное изображение — изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые „фигуру“ и „фон“ взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве „фигуры“, а другая — в качестве „фона“, то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия. Выделение при распознавании изображения какой–либо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус „фигуры“, та часть изображения, которая не интегрируется в данную „фигуру“ автоматически распознается как „фон“.

Закон Эммерта — закономерность, выведенная немецким психологом Ф. Эммертом, согласно которой видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. В его основе лежит механизм, обеспечивающий константность видимых размеров реально воспринимаемых объектов. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10–15 м.) расстояниях до экрана.

Законы аддитивного смешения цветов — правила, сформулированные первоначально И. Ньютоном, получения определенных цветов за счет их смешивания:

1. Для каждого цвета существует другой единственный цвет („дополнительный“), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет;

2. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава;

3. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет.

4. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных.

На основе этих законов была создана Международная система спецификации цвета в терминах Стандартного наблюдателя (MKO–31), которая впервые в 1856 г. ввел Грассман.

принципы психологии восприятия - student2.ru

Изначальное назначение цветной модели RGB – это описание цвета на мониторе. Но так как все мониторы различаются по производителю и модели, поэтому были предложены альтернативные цветовые пространства, соответствующие стандартному монитору. К таким относятся, например, sRGB и Adobe RGB.

Изображение в цветовой модели RGB, как было сказано выше, состоит из трех цветов. Если мы смешивать эти цвета, то получается:

красный (R) + синий (B) = пурпурный (M - Magenta)

зеленый (G) + красный (R) = желтый (Y - Yellow)

зеленый (G) + синий (B) = циановый (C - Cyan)

красный (R) + зеленый (G) + синий (B) = белый (W - White).

Зона Панума — пределы диспарантности, в которых возможно видение без двоения изображения, и количественные оценки относительной удаленности (глубины), которые увеличиваются при движении от фовеа к периферии.

Диспаратность (от лат. disparatus — разделённый) — различие взаимного положения точек, отображаемых на сетчатках левого и правого глаза. Диспаратность изображений лежит в основе неосознаваемых психофизиологических процессов бинокулярного и стереоскопического зрения.

В задней части глаза, где зрительная ось пересекает сетчатку, имеется углубление - фовеа, обильно населенная колбочками , отвечающими за зрение при дневном освещении. Фовеа окружена более широкой круговой областью сетчатки - area centralis,

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

Иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды иллюзий:

1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне.

2. Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными.

3. Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов.

4. Распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера – Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения.

5. Иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера).

6. Иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

принципы психологии восприятия - student2.ru

Иллюзия Аристотеля — осязательная иллюзия, при которой небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два предмета.

Иллюзию, о которой сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2 300 лет назад.

Покатайте, закрыв глаза, шарик (лучше металлический, холодный) перекрещенными указательным и средним пальцами.

Вам будет казаться, что под пальцами у вас два шарика.

А ларчик открывается просто: в нашем случае поверхности двух пальцев практически никогда не коснутся одновременно одной поверхности, и поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются.

Иногда эта иллюзия получается, если пальцами касаться кончика собственного носа: возникает впечатление, что вы стали собственником двух носов.

Но если до тыльной стороны кисти дотронуться двумя ножками циркуля, раздвинутыми меньше чем на 20—25 миллиметров, вы ощутите только одно прикосновение.

На кончиках пальцев вы отчетливо ощутите два прикосновения, даже сведя ножки циркуля до 1—2 миллиметров.

А приложив циркуль к коже спины, вы почувствуете два острия лишь при условии, что ножки циркуля растянуты больше чем на 60—70 миллиметров. Это объясняется неодинаковой густотой расположения нервных окончаний, улавливающих прикосновения. Но чтобы опыт хорошо удался, ножки циркуля не должны прикасаться к кожным волоскам.

Иллюзия луны — зрительная иллюзия. Характеризуется тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) больше при нахождении его низко над горизонтом, чем при нахождении высоко в небе.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье — искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.

Инструментальное осязание — процесс формирования осязательного образа предмета с помощью вспомогательных орудий, когда тактильные сигналы, обусловлены соприкосновением руки с орудием.

Кажущееся движение — иллюзия, которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.

Когнитивный контур — субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

Константность восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На его основе В. Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

Контрастная иллюзия — искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при ломке привычного стереотипа и проявляющееся в переоценке признаков, противоположных обычным. Особенно часто проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладкости.

Манипулирование образом — процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.

Образ восприятия — отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Образ — субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Окулогравическая иллюзия (от лат. oculus – глаз и греч. gravis – тяжелый) — иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования — вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных характеристик.

Оперативная единица восприятия — выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода как самостоятельная оперативная единица восприятия сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости восприятия.

Оптико–геометрические иллюзии — зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптико–геометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптико–геометрические иллюзии имеют параллели в осязании.

принципы психологии восприятия - student2.ru

Оптическое смешение цветов — лучи света, соответствующие разным цветовым раздражителям, действуют на одни и те же участки сетчатки глаза одновременно или с малым интервалом времени, за счет чего появляется ощущение определенного цвета.

Онтогенез процессов восприятия — структурные изменение, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

Параллакс (от греч. parallaxis – уклонение) — кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия.

Подпороговое восприятие — предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Поле зрения — пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове. Средняя величина поля зрения составляет: вверх — 55 градусов, вниз — 60, снаружи — 90, внутрь — 60 (для ахроматического стимула, для хроматического — меньше). Наименьший размер поля зрения характерен для зеленого цвета, наибольший — для синего.

Прегнантность (от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, „хорошую форму“. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры.

Предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.

Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифферен

Наши рекомендации