Тема 6. Человек как субъект труда.
1. Определение понятия
2. Компоненты и характеристики
1. Характеристики субъекта труда:
- достижение высокого уровня развития профессиональных спо-
собностей и ПВК;
- удовлетворенность трудом;
- адекватное отражение объекта труда;
- развитие системы саморегуляции;
- усвоение общественно выработанных способов деятельности;
- развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и
самоуважения.
Субъект труда – самоинициатор и исполнитель трудовой деятельности самостоятельный, ответственный, саморегулирующий и ответственный за процесс и результат труда. Человек, выполняющий « рабский», подневольный труд не может считаться субъектом труда.
Проблемы труда:
- узкая специализация;
- отчуждение труда от капитала;
- отчуждение человека от самой деятельности;
- бессмысленность труда (отсутсвие личностных смыслов);
- зависимость работника от коллектива;
- увеличение распространения «технократического мышления»
( лишение совести и способности сострадать другим, «искусственный интеллект);
- монотонность и рутинность труда;
- соотношение профессионального и внепрофессионального труда;
- соотношение коллективной и личной ответственности;
- соотношение личностного и профессионального в труде;
- соотношение престижности и общественной полезности;
- неоднозначная общественная значимость по ряду профессий;
чувство собственного достоинства личности в труде Характеризуя труд человека как «функциональную систему», а человека как субъекта труда— инициатора активности, Е.А. Климов для изучения уровня его сформированное™ выделяет психологические признаки субъекта труда и психические регуляторы труда , разработанные на основе профессиографического анализа субъектно-объектных взаимосвязей, специфичных для различных видов профессиональной деятельности. “Срезовую” характеристику субъекта труда в каждый момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения:уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью; уровень действий; уровень макроэлементов действий; уровень микроэлементов действий
Прежде чем человек станет субъектом трудовой деятельности, проходит многолетний, многоэтапный и сложно обусловленный процесс его телесного и духовного развития. Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе подобными человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества — всех народов и времен.
В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрослых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятельности как условия высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это вместе с тем и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т. е. звено мировоззрения.
Человек — система саморегулирующаяся. При этом, важнейшие психические регуляторы его активности — потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения, одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное отображение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую («надситуативную») активность.
Направления развития человека как субъекта труда:
1. Приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации).
2. Формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются внутренние условия для усвоения знаний, умений, навыков (не говоря уже о том, что, как ясно, убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности).
3. Усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая и внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные. И ориентировка в среде, и функции направленности личности, и исполнительные операции предполагают развитие некоторых личных психологических качеств, способностей. Так, например, чтобы ориентировка в среде была успешной, а направленность — определенной, нужно, чтобы в голове устойчиво удерживались, не искажались и образы предметов, и общие правила; нужно, чтобы человек мог мысленно оперировать этими образами, их элементами; нужно, чтобы человек мог, удерживая в сознании общее правило, мысленно сличать его с частными случаями. Для осуществления операций исполнения важны, например, способность точной оценки пространства, времени, поведения и реакций других людей; важны, скажем, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной (психомоторной, моторной, как иногда говорят) культуры — развитости двигательных функций и т. д. Словом, за каждой операцией ориентировки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят требования к соответствующим качествам, устойчивым характеристикам человека (аналогично таким характеристикам машин, как «мощность», «прочность», «быстродействие» и пр.).
4.Формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности. Разумеется, и ориентированность, и направленность, и владение способами действия тоже создают условия успеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле — его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции).
5. Совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий — формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.