Психология труда тесно связана-
- с отраслями психологической науки:общая психология, социальная психология, педагогическая психология, возрастная психология, медицинская психология, социальная психология и др.
- со следующими науками и прикладными дисциплинами: физиология труда – изучает взаимосвязь труда и здоровья, физиологического развития человека; социология – изучает общественные связи в процессе труда; трудовое право – изучает вопросы правового регулирования трудовых отношений; охрана труда – изучает вопросы охраны здоровья в процессе труда.
Формы контроля: контрольная работа, экзамен, зачет
При аттестации студентов может быть применены критерии традиционного оценивания, а также рейтинговая оценка. Последний вариант дает не только более адекватные результаты, но и обладает возможностями текущего контроля и активизирует самостоятельную, систематическую учебную деятельность студента.
Знания и умения студента
В результате изучения курса студент должен овладеть знаниями:
- по основным направлениям развития теории и практики психологии труда;
- по основным компонентам и их психологическим характеристикам трудовой и профессиональной деятельности;
В процессе изучения курса формируются следующие умения:
- составлять профессиограмму и психограмму по конкретной
- специальности и профессии;
- анализировать различные параметры трудовой деятельности ;
- проводить психодиагностические исследования субьекта труда
- по заданным направлениям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематический план курса «Психология труда» для специальностей «Педагогика и психология» (2 курс 4-й 40л+34с/18с., зачет/экзамен.) и «Психология» (3 курс, 5-й семестр ,40л+30 с, зачет).
Наименование темы | Общее количество часов | Аудиторных часов. | Из них | Самост. работа. | ||
лекции | Семин. Зан. | Лабораторн. Занят. | ||||
Всего: | 12/ 20 | 76/60 | ||||
1.Предмет психологии труда. Основные законы психики (л-1)Труд как деятельность:виды структура | -/1 | |||||
2.Цели и задачи психологии труда, методы психологии труда (с-1). Профессиография. Профессиограмма и психограмма | ||||||
3. История развития психологии труда (л-2) | ||||||
4.Основные понятия психологии труда. Труд и работа(л-3) | ||||||
5.Мотивы трудовой деятельности (л-4)(с-3) Теории мотивации; субъективная значимость труда | ||||||
6.Человек как субъект труда (л-5) Профессиональные стереотипы | ||||||
7.Профессиональное развитие: стадии и кризисы | ||||||
8.Классификация профессий. | -/1 | |||||
9.Эргатическая система и эргатические функции. Трудовой пост | /1 -/1 | |||||
10.Индивидуальный стиль трудовой деятельности (л-6) Компетентность и эффективность деятельности | 1/1 - /1 | |||||
11.Карьера: понятие, виды, этапы.(с-1) Построение карьеры | 1/1 | |||||
12.Функциональные состояния человека в труде.Рабочий стресс. Динамика работоспособности .Надежность. | - /1 | |||||
13.Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии | 1/1 | |||||
14.Показатели и критерии трудовой деятельности | ||||||
15. Психология труда и задачи профессиональной подготовки (л-8) Профессиональное образование. Адаптация к труду | 1/1 | |||||
16.Профориентация. | -/1 | |||||
17.Организационная психология, инжинерная психология и эргономика, их место в психологии труда | ||||||
18. Психология производственного травматизма.Профзаболевания. Социально-трудовая реабилитация. | -/1 | |||||
19.Профессиональное консультирование. Основные принципы работы профконсультанта | -/1 | |||||
20. Профессионально значимые качества личности и (ПФК).Профессиональные способности (л-15) | ||||||
21. Психология трудового коллектива (л-13) Этика делового общения. Профессиональный Этикет (с-6) | ||||||
22 Конфликты в производственной деятельности (л-18) Профессиональные конфликты и деструкции | -/2 | |||||
23. Профотбор) | ||||||
24. Профпригодность | -/1 | |||||
25.Психолог как субъект труда (л-16).Психология труда педагога. | ||||||
26.Профессиональное самосознание | ||||||
27. Ценностно-смысловые основы труда | -/ 1 | |||||
28. Проблема модели специалиста (л-20) Уровни и компоненты | - | -/ 1 | ||||
Оценочный тест |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет психологии труда. Цели и задачи.
2. История развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.
3. Методы психологии труда
4. Междисциплинарные связи. Организационная и инженерная психология.
5. Понятие эргатической системы. Основные эргатические функции и их характеристика.
6. Характеристика и динамика и трудовых процессов
7. Классификации труда и профессий.
8. Трудовой пост в организации и его компоненты.
9. Должность и должностная инструкция.
10. Субъект труда и его структура.
11. Проблема мотивов труда.
12. Психологическая готовность к трудовой деятельности.
13. Профессиональные стереотипы.
14. Проблемы удовлетворенности трудом.
15. Психологические проблемы эффективности, качества и целей труда.
16. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
17. Психология профессионала: этапы и критерии.
18. Проблема профпригодности.
19. Психологические основы профотбора.
20. Функциональные состояния в труде: утомление, стресс.
21. Параметры и динамика профессиональной работоспособности.
22. Надежность в трудовой деятельности.
23. Психология и организационная культура.
24. Психологические аспекты социально трудовой реабилитации.
25. Профессиональные способности и мотивация.
26. Профессиональная ориентация.
27. Профессиональные производственные конфликты.
28. Психологические основы профессиональной подготовки.
29. Адаптация к труду: понятие, виды и условия.
30. Профессиональная консультация. Принципы работы профконсультанта.
31. Методы профессиографии. Составление профессиограммы и психограмм.
32. Карьера: понятие, этапы и виды.
33. Профессиональная компетентность: понятие и критерии.
34. Работа как источник стресса.
35. Производственный травматизм. Профессиональные заболевания.
36. Профессиональные деструкции и деформации.
37. Трудовой коллектив и принципы совместной деятельности.
38. Противоречия и кризисы профессионального развития
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Психология труда
Предмет, цели и задачи психологии труда.; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; Психология профессий. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.. психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Психология труда педагога.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ