Результаты изучения психических функций следующие.

Внимание поверхностное, плохая концентрация, организующая помощь малоэффективна.

Манипулятивная функция рук ограничена: наблюдается нелов­кость пальцевой моторики, нарушение координации движений.

Ведущая рука правая. ■

Наглядно-действенное мышление: операционный компонент де­ятельности - сила, перебор пробы.

Образное мышление: картинки из двух, трех, четырех (горизон­таль-вертикаль) частей - методом зрительного соотнесения, из че­тырех (диагональ) методом проб, из пяти - перебор. Совершенно не может воссоздать целостный образ изображенного на картинке разре­занного предмета через представление.

Логическое мышление: практически все варианты выполнены не-' верно. Задание выполняет путем угадывания. Не способен обосно­вать выбранный вариант решения. Причинно-следственные связи не улавливает.

Память:

кратковременная - 1,

долговременная - 0.

Речь: фраза отсутствует. Рассказ оформить не может. Фонемати­ческое восприятие грубо нарушено.

Отмечается очень низкая креативность в решении наглядно-образных задач.

Анализ результатов обследования показывает, что для того, что­бы помочь ребенку за оставшийся до школы год в формировании самых необходимых психических процессов и навыков деятель­ности, необходима организация специальных занятий по следую­щим основным направлениям:

• формирование координации и мелкой моторики;

• формирование произвольного внимания;

• формирование организованной деятельности с упором на пла­нирование и речевую регуляцию;

• формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления (особое внимание на воссоздание целостного образа на основе представлений, решение наглядных и словесно-логических задач, понимание словесных инструкций и т.п.);

• развитие речи;

• формирование активной самооценки.

Мы указали лишь те направления работы с ребенком, с которых целесообразно начинать. Безусловно, в ходе занятий будут корри­гироваться и остальные несформиро-ванные качества. Следует сра­зу отметить, что к выполнению намеченного плана работы должны быть привлечены родители. Именно родители могут взять на себя заботу о развитии двигательной сферы ребенка. На прогулке, при выполнении различных домашних хозяйственных дел (поливка

цветов, вытирание пыли, мытье посуды и т.д.) совершенствуют­ся крупные и мелкие движения. Родителям необходимо регулярно заниматься с ребенком, используя и специальные упражнения для укрепления мышц рук, развития мелкой моторики пальцев. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластили­на; сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашива­ние; вырезание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, занятия мозаикой и др.

Психолог, планируя работу с родителями, должен: во-первых, сообщить родителям, какую литературу они могут использовать в работе с ребенком; во-вторых, дать советы по организации занятий.

Эти занятия, как мы уже указывали, должны быть регулярными, носить занимательный характер, их нельзя превращать в дополни­тельные учебные задания. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься. Взрослому нельзя навязывать свои желания ребенку.

Важны также условия, в которых проводятся занятия. Некото­рые занятия могут проходить во время прогулок, но для форми­рования ряда психических функций необходима спокойная дело­вая обстановка, отсутствие отвлекающих факторов. Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрение ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе.

Для того чтобы ребенок не огорчался при неудачах, необходимы своевременные и разумные меры помощи. Не рекомендуется сразу показывать ребенку, как нужно выполнять задание, делать работу за него, необходимо регулировать дозу помощи.

Занятия должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызывать утомления и пресыщения.

В-третьих, психолог должен дать советы по содержанию рабо­ты. Родителям нужно показать, как лучше пользоваться тем или иным предлагаемым материалом, помочь самостоятельно подоб­рать материал для занятий с учетом возраста и уровня общего и умственного развития ребенка.

Основными формами работы психолога с родителями и учите­лями являются как индивидуальные консультации, так и лекции, повышающие их психологическую компетентность, особенно в таких вопросах как организация межличностного взаимодействия детей в классе, в семье. Важное место в этой работе занимают

профилактика и предупреждение возможных конфликтных и пси-хотравмирующих ситуаций. Это относится и к созданию в школе охранительного психолого-педагогического режима, включающе­го правильное составление учебного расписания, дозированность, объем умственной и физической нагрузки, стиль обучения и т.д.

Психолог является связующим звеном в работе школьного пси­холого-медико-педагогического консилиума, обеспечивает единс­тво требований и преемственность в работе с детьми.

Проводя коррекционную работу непосредственно с детьми, пси­холог оказывает им помощь в период адаптации к условиям школы, классного коллектива и обеспечивает индивидуальный подход. За­нятия психолога не должны быть продолжением уроков, и исполь­зовать надо не учебный материал, а занимательный обучающий ма­териал из других источников. Допустимо использование заданий, разработанных на основе модификации известных психологических методик. Важно, чтобы ребенку было интересно и полезно. Вариан­ты таких зданий имеются во многих методических разработках (см. список литературы). Рекомендуем некоторые из них.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

1.«Расставь точки»

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из ко­торых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.

Вариант!. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точ­ки в положенные клеточки пустой таблицы.

В данном варианте работы осуществляется формирование не только основных качеств внимания, но и зрительной памяти.

2.Модификация методики Рыбакова

Рекомендуемые задания можно использовать в работе с детьми, владеющими счетом в пределах десяти.

Вариант 1. На таблице представлены 10 строк по 8 мячей раз­ного размера. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают подсчитать все мячи одного размера (на­пример, все большие или все маленькие). Счет построчный.

Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пе­ресчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т.д.)

Данное задание направлено на формирование распределения вни­мания и способности к переключению, а также на развитие кратков­ременной памяти.

3.«Найди различия»

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъ­явленных объектов ребенку может быть оказана организующая по­мощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д.

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображенных объектах.

4.«Найди сходства»

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа - четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырех точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

Задание направлено на формирование у ребенка умения находить сходные признаки в изображенных объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюда­тельность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь - анализ, синтез и сравнение.

5.«Дорисуй»

Ребенку предлагается назвать и дорисовать то, что отсутствует в изображении предметов.

Это задание направлено на формирование внимания, воображе­ния, изобразительной деятельности.

6.Модификация методики «Лабиринты»

Мы предлагаем использовать это задание на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости вни­мания, умения планировать свою деятельность и осуществлять само­контроль, в данном случае - не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывает интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка совету­ем сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению

7.«Послушай и воспроизведи»

Задание выполняется в игровой форме.

Вариант 1. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, за­даваемому взрослым, ритмичные удары по столу последовательно ле­вой, затем правой рукой.

Вариант 2. Ребенку предлагают воспроизводить заданные рит­мичные удары одновременно двумя руками.

Вариант 3. Ребенку предлагают раскрашивать круг и одновременно подсчитывать удары палочкой по столу, которые производит взрослый.

При выполнении указанных вариантов игровых заданий у ребенка формируется внимание (сосредоточенность, устойчивость, переклю-чаемость, распределенность), а также кратковременная память.

8.Игра «Скажи наоборот»

(модификация методики В.М. Когана и Э.А. Коробковой)

Вариант 1. Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «да» или «нет» (инструк­ция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь «да», если неправиль­но - «нет»).

Примерные фразы:

«Платье надевает девочка» - «Да».

«Зубы чистят щеткой» - «Да».

«У волка три хвоста» - «Нет» •

и т.д.

Вариант 2. На правильные суждения ребенок должен говорить: «нет», а на неправильные - «да». Примерные фразы «На елке выросли яблоки» - «Да». «Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет». «Перед летом бывает весна» - «Нет» и т.д.

Вариант 3. Для детей более старшего школьного возраста предла­гается задание, в котором ответ ребенка сопровождается движением головы. При этом если ответ утвердительный, делается отрицатель­ное движение головой, а если ответ отрицательный, делается утвер­дительное движение головой.

Это игровое задание может использоваться только на завершаю­щем этапе по формированию внимания, так как его выполнение тре­бует максимальной концентрации, устойчивости и распределения внимания.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

1.«Составь целое из частей» (разрезанные картинки)

Ребенку, в зависимости от возраста, предлагается собрать картин­ку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 час­ти, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагоналям).

В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помо­щи. Например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца.

Следует развивать возможности ребенка узнавать целый предмет по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регу­лярно на разном материале. Только после того как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезан­ным сюжетным картинкам.

2.«Составь Фигуры»

Ребенку поочередно предлагаются усложняющиеся таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы пред­ставляет следующие этапы:

- наложение соответствующих частей на готовый объект;

- составление объекта по образцу, который лежит перед ребен­ком;

- самостоятельное составление объекта из частей без данного об­разца.

В этом задании идет формирование восприятия целого по его час­тям. В процессе, выполнения задания развивается также наблюдатель­ность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение задания позволяет фор­мировать и конструктивную деятельность. Рекомендуем иметь набо­ры разных вариантов, построенных по принципу данного задания. Можно использовать также танграммы, в которых ребенок собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы и т.д.

Наши рекомендации