Профессиональная компетентность педагога
Профессиональная компетентность педагога — это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентация-ми, мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой и способностью к развитию своего творческого потенциала.
Профессиональная компетентность, превышающая уровень требований момента, является необходимой предпосылкой творческого отношения к труду и выхода за рамки стандарта (В.Г. Оннушкин). Творчество педагога базируется на знании своего предмета и соответствующих ему отраслей науки, владении методикой обучения и воспитания, умении разбираться в психологии. Важнейшим для творчества является понимание многообразия педагогических задач и вариативности их решения, понимание уровня и характера своего мастерства и возможности его развития, желание его совершенствовать, понимание необходимости новых решений, психологическая готовность к ним и вера в возможность их осуществления. По исследованиям Б.Г. Ананьева, развитие психики продолжается и у взрослых людей, но в связи с их активной профессиональной и общественной деятельностью. Следовательно, развитие личности педагога и его профессионализма взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Профессиональная компетентность учителя — это сфор-мированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых само-
реализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся (А.К, Маркова). Такая постановка проблемы профессиональной компетентности учителя указывает на психологические эффекты его профессиональной деятельности, которые Может исследовать и оценивать лишь профессиональный психолог.
Вопрос об экспертной позиции психолога в учреждении образования является дискуссионным. Было бы желательно привлекать к психологической экспертизе независимого психолога. Однако массовость аттестации педагогов, с одной стороны, наличие внутренней экспертизы, которая является прерогативой администрации, — с другой, наконец, отсутствие психологов-экспертов обусловливают участие школьного (детского) психолога в педагогической экспертизе.
Современное понимание сущности процедуры экспертизы профессиональной компетентности педагогов предполагает включенность психолога в изучение личности педагога в аспекте ее влияния на личность ребенка; его профессиональной деятельности по результативно-личностному аспекту; некоторых сторон педагогического общения и т.д. Перед ним открываются возможности исследования особенностей развития личности ребенка в различных условиях взаимодействия с разными педагогами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Педагогическая экспертиза — это процесс экспертного анализа и оценочных суждений о профессиональной компетентности педагога и рефлексии им собственной деятельности, общения с позиций результативности. Она не является самоцелью, а служит условием для дальнейшего личностного роста педагога, его профессионального самосовершенствования. Педагогическая экспертиза выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагога, если наряду с диагностической выполняет позитивно-стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции (Овчарова Р.В., Татарченкова С.С., 1997).
В качестве социально-педагогического феномена педагогическая экспертиза может рассматриваться как процесс, про-
цедура, способ, метод и результат оценивания профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая экспертиза — часть педагогической квалиметрии. По типу она может быть групповой, индивидуальной, рефлексивной, внешней; по форме контакта — очной и заочной; по форме предъявления материалов — устной и письменной; по отношению к объекту — открытой, закрытой, полузакрытой; по способам получения информации — прямой и косвенной; по субъектам — внешней, внутренней, самоэкспертизой; по целям и функциям — констатирующей, прогнозирующей, формирующе-развивающей.
Процесс и процедура педагогической экспертизы реализуются в системе отношений «человек — человек». Высокая личная социальная значимость экспертизы обусловливает необходимость знания и использования общих принципов комплексной диагностики: единства диагностики профкомпетентности и эффективности экспертизы и повышения квалификации; единства внешней, внутренней и самоэкспертизы; личностно-ориентированного и гуманистического подхода; профессиональной компетентности, разделения функций и взаимодействия экспертов.
Целью процесса педагогической экспертизы является совершенствование профкомпетентности учителя, развития его личностных, творческих ресурсов на основе оценки их актуального уровня и обозначения зоны возможностей.
Содержание педагогической экспертизы соответствует блокам профессиональной компетентности, выделяемым с помощью адекватно подобранного диагностического инструментария. Основными методами экспертизы являются собеседование, зачет, экзамен, анкетирование, социологическое исследование, компьютерная диагностика, психодиагностика, самодиагностика, экспертные оценки. Педэкспертиза использует инструментальные, компьютерные, технические, статистические, демонстрационные, рефлективные, статистические и другие средства. Она проводится в различных формах: практикум по педагогической рефлексии, контрольная для взрослых, исследовательские и деловые игры, тренинг, самоэкспертиза, взаимоэкспертиза, внешняя и внутренняя экспертизы по заданным критериям и др.
Анализ эффективности педагогической экспертизы проводится на основе специально разработанных критериев: принятие педагогом результатов внешней экспертизы, согласование результатов внешней экспертизы и самоэксперти-
зы, изменение профессиональных установок педагога на основе ценностных ориентации педагога, изменение мотивов педагогической деятельности и мотивов повышения квалификации. Каждому критерию соответствуют признаки - индикаторы.
Успешность, педагогической экспертизы возможна при следующих условиях: подбор и подготовка экспертов; компетентность субъектов экспертизы; их ценностно-смысловое равенство, гуманное отношение и субъектные позиции; комплексный подход к диагностике профессиональной компетентности; взаимосвязь экспертизы, повышения квалификации и личностного роста педагога.
Педагогическая экспертиза создает базу для изменения субъективной системы отношений педагога к тем или иным явлениям педагогической реальности. На основе отношений к профессиональной деятельности меняются профессиональные установки и ценностные ориентации, которые обусловливают новые мотивы и соответствующие потребности деятельности педагога. Влияние педагогической экспертизы осуществляется через следующие психологические механизмы: когнитивного диссонанса, т.е. совпадения понимания целей, задач, критериев и результатов педагогической экспертизы с самоэкспертизой педагога; идентификации собственной профессиональной деятельности с эталонами; принятие результатов комплексной экспертизы в их соотношении с эталоном; интериоризации идеальных (объективных) установок на основе педагогической экспертизы.
Поскольку профессиональная компетентность является интегральным системным образованием, ее экспертирова-ние осуществляется на основе комплексной по содержанию и полифункциональной по субъектам и объектам диагностике. Комплексная диагностика профессиональной компетентности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентации, профессиональных установок и профессионально-важных личностных качеств; педагогического общения и педагогической деятельности, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и педагогической экспертизы. Обширное поле диагностики позволяет судить о комплексном характере ее методов (педагогических, психологических, социологических). Педа-
гогическая экспертиза осуществляется разными экспертами-диагностами, которых объединяет единый предмет — профессиональная компетентность педагога.
Психолог принимает участие в процедуре экспертизы на всем ее протяжении. Его функции заключаются в диагностике личности педагога (личностные качества, структура интеллекта и способностей, типы поведенческих реакций, умение самомобилизации и саморегуляции, мотивы и ценностные ориентации), его профессиональной деятельности (мотивы обучения, психологические центрации педагогической деятельности, стиль педагогического общения, уровень коммуникативных и организаторских способностей); анализ педагогической деятельности по результативно-личностному аспекту; конкретных форм работы с детьми (психологический анализ урока, воспитательного занятия) и обратной связи (психологический анализ отношений «педагог—ребенок», личности и деятельности педагога глазами ребенка).
Методические материалы, которые могут быть использованы в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагога:
1. Метод экспресс-диагностики педагогов А.Б. Майского, Р.В. Овчаровой (стиль педагогического общения, профессионально важные качества педагога).
2. Определение уровня педагогической деятельности по результативно-личностному и функциональному аспектам Г.И. Хозяинова.
3. Мотивы обучения педагогов Р.В. Овчаровой.
4. Опросник сравнения мотивировок К.В. Вербовой и Г.В. Парамей (тип психологической центрации педагогической деятельности).
5. Анкеты «эффект» и «впечатление» Р.В. Овчаровой (изучение уровня принятия педагогом результатов внешней экспертизы и выявление уровня согласованности ее результатов с самоэкспертизой).
6. Психологическая карта состояния педагогической деятельности учителя А.К. Марковой (ддя ориентации психолога в структуре и компонентах педагогической деятельности).
7. Карты психологических показателей эффективности труда учителя и уровней его профессиональной компетентности А.К. Марковой (для ориентации психолога при составлении экспертного заключения о профессиональной компетентности педагога) (табл. 22).
Таблица 22
Психологические показатели эффективности труда учителя (по А.К. Марковой)
Участники учебного процесса | Показатели профессиональной компетенции учителя | Степень выраженности (высокая, средняя, низкая) | |||
Учитель | 1. Педагогическая деятельность: как владеет учитель постановкой и изменением педагогических задач, знанием своего предмета, приемами изучения учащихся, способами самоанализа | ||||
Учитель | 2. Педагогическое общение: как реализует учитель широкий спектр коммуникативных задач, создает благоприятный психологический климат | ||||
Учитель | 3. Личность: как реализует учитель свои способности, «Я-концепцию», креативность | ||||
Ученики | 4. Деятельность и активность: организуются ли учителем активная деятельность и общение учащихся | ||||
Учитель Ученики | 5. Степень согласованности мотивов, ожиданий учителя и учащихся, их сотрудничество | ||||
Ученики | 1. Обученностъ и обучаемость: получает ли учитель ощутимые результаты в обученное™, обеспечивает ли он восприимчивость к дальнейшему усвоению знаний учащимися, их способность к самообучению | ||||
Ученики | 2. Воспитанность и воеттуемость: способствует ли учитель появлению новых ценных убеждений у учащихся; подготавливает ли учитель открытость к дальнейшим воспитательным воздействиям, готовность учащихся к самовоспитанию | ||||
Учитель | 3. Психологические новообразования: возникают ли новые качества и уровни педагогического целеполагания педагогического мышления, педагогической рефлексии, педагогического такта и др. в преодолении затруднений учащихся и трудностей в собственном труде | ||||
Учитель Ученики | 4. Актуализация личности и индивидуальности учащихся и учителя | ||||
Учитель Ученики | 5. Психологическая «цена» результата: расход времени и сил учащихся и учителя | ||||
Учитель Ученики | 6. Удовлетворенность результатом: учащихся, учителя | ||||