Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога — это про­являющаяся готовность к педагогической деятельности, от­ношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она пред­ставляет собой сложное и многогранное явление. Она опре­деляется не только профессиональными базовыми знания­ми и умениями педагога, но и ценностными ориентация-ми, мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой и способнос­тью к развитию своего творческого потенциала.

Профессиональная компетентность, превышающая уро­вень требований момента, является необходимой предпо­сылкой творческого отношения к труду и выхода за рамки стандарта (В.Г. Оннушкин). Творчество педагога базируется на знании своего предмета и соответствующих ему отрас­лей науки, владении методикой обучения и воспитания, умении разбираться в психологии. Важнейшим для творче­ства является понимание многообразия педагогических за­дач и вариативности их решения, понимание уровня и ха­рактера своего мастерства и возможности его развития, желание его совершенствовать, понимание необходимости новых решений, психологическая готовность к ним и вера в возможность их осуществления. По исследованиям Б.Г. Ананьева, развитие психики продолжается и у взрос­лых людей, но в связи с их активной профессиональной и общественной деятельностью. Следовательно, развитие лич­ности педагога и его профессионализма взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Профессиональная компетентность учителя — это сфор-мированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых само-

реализована личность педагога, на уровне, обеспечиваю­щем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся (А.К, Маркова). Такая по­становка проблемы профессиональной компетентности учи­теля указывает на психологические эффекты его професси­ональной деятельности, которые Может исследовать и оце­нивать лишь профессиональный психолог.

Вопрос об экспертной позиции психолога в учреждении образования является дискуссионным. Было бы желательно привлекать к психологической экспертизе независимого психолога. Однако массовость аттестации педагогов, с од­ной стороны, наличие внутренней экспертизы, которая яв­ляется прерогативой администрации, — с другой, наконец, отсутствие психологов-экспертов обусловливают участие школьного (детского) психолога в педагогической экспер­тизе.

Современное понимание сущности процедуры эксперти­зы профессиональной компетентности педагогов предпола­гает включенность психолога в изучение личности педагога в аспекте ее влияния на личность ребенка; его профессио­нальной деятельности по результативно-личностному аспек­ту; некоторых сторон педагогического общения и т.д. Перед ним открываются возможности исследования особенностей развития личности ребенка в различных условиях взаимо­действия с разными педагогами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Педагогическая экспертиза — это процесс экспертного анализа и оценочных суждений о профессиональной компе­тентности педагога и рефлексии им собственной деятельно­сти, общения с позиций результативности. Она не является самоцелью, а служит условием для дальнейшего личност­ного роста педагога, его профессионального самосовершен­ствования. Педагогическая экспертиза выступает фактором повышения профессиональной компетентности педагога, если наряду с диагностической выполняет позитивно-сти­мулирующую, прогностическую и конструктивную функ­ции (Овчарова Р.В., Татарченкова С.С., 1997).

В качестве социально-педагогического феномена педагоги­ческая экспертиза может рассматриваться как процесс, про-

цедура, способ, метод и результат оценивания профессио­нально-педагогической деятельности. Педагогическая экс­пертиза — часть педагогической квалиметрии. По типу она может быть групповой, индивидуальной, рефлексивной, внешней; по форме контакта — очной и заочной; по форме предъявления материалов — устной и письменной; по отно­шению к объекту — открытой, закрытой, полузакрытой; по способам получения информации — прямой и косвен­ной; по субъектам — внешней, внутренней, самоэкспер­тизой; по целям и функциям — констатирующей, прогно­зирующей, формирующе-развивающей.

Процесс и процедура педагогической экспертизы реали­зуются в системе отношений «человек — человек». Высокая личная социальная значимость экспертизы обусловливает необходимость знания и использования общих принципов комплексной диагностики: единства диагностики профком­петентности и эффективности экспертизы и повышения квалификации; единства внешней, внутренней и самоэкс­пертизы; личностно-ориентированного и гуманистического подхода; профессиональной компетентности, разделения функций и взаимодействия экспертов.

Целью процесса педагогической экспертизы является со­вершенствование профкомпетентности учителя, развития его личностных, творческих ресурсов на основе оценки их ак­туального уровня и обозначения зоны возможностей.

Содержание педагогической экспертизы соответствует бло­кам профессиональной компетентности, выделяемым с помо­щью адекватно подобранного диагностического инструмента­рия. Основными методами экспертизы являются собеседование, зачет, экзамен, анкетирование, социологическое исследова­ние, компьютерная диагностика, психодиагностика, самоди­агностика, экспертные оценки. Педэкспертиза использует ин­струментальные, компьютерные, технические, статистичес­кие, демонстрационные, рефлективные, статистические и другие средства. Она проводится в различных формах: прак­тикум по педагогической рефлексии, контрольная для взрос­лых, исследовательские и деловые игры, тренинг, самоэкс­пертиза, взаимоэкспертиза, внешняя и внутренняя экспер­тизы по заданным критериям и др.

Анализ эффективности педагогической экспертизы про­водится на основе специально разработанных критериев: принятие педагогом результатов внешней экспертизы, со­гласование результатов внешней экспертизы и самоэксперти-

зы, изменение профессиональных установок педагога на основе ценностных ориентации педагога, изменение моти­вов педагогической деятельности и мотивов повышения квалификации. Каждому критерию соответствуют призна­ки - индикаторы.

Успешность, педагогической экспертизы возможна при следующих условиях: подбор и подготовка экспертов; ком­петентность субъектов экспертизы; их ценностно-смысло­вое равенство, гуманное отношение и субъектные пози­ции; комплексный подход к диагностике профессиональ­ной компетентности; взаимосвязь экспертизы, повышения квалификации и личностного роста педагога.

Педагогическая экспертиза создает базу для изменения субъективной системы отношений педагога к тем или иным явлениям педагогической реальности. На основе отноше­ний к профессиональной деятельности меняются профес­сиональные установки и ценностные ориентации, которые обусловливают новые мотивы и соответствующие потреб­ности деятельности педагога. Влияние педагогической экс­пертизы осуществляется через следующие психологичес­кие механизмы: когнитивного диссонанса, т.е. совпадения понимания целей, задач, критериев и результатов педаго­гической экспертизы с самоэкспертизой педагога; иденти­фикации собственной профессиональной деятельности с эталонами; принятие результатов комплексной эксперти­зы в их соотношении с эталоном; интериоризации идеаль­ных (объективных) установок на основе педагогической экспертизы.

Поскольку профессиональная компетентность является интегральным системным образованием, ее экспертирова-ние осуществляется на основе комплексной по содержа­нию и полифункциональной по субъектам и объектам ди­агностике. Комплексная диагностика профессиональной ком­петентности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентации, профессиональных установок и профессионально-важных личностных качеств; педагогического общения и педагоги­ческой деятельности, направленный на решение педагоги­ческих задач, гармонизацию личности педагога и повыше­ние эффективности процессов профессионального роста и педагогической экспертизы. Обширное поле диагностики позволяет судить о комплексном характере ее методов (пе­дагогических, психологических, социологических). Педа-

гогическая экспертиза осуществляется разными эксперта­ми-диагностами, которых объединяет единый предмет — профессиональная компетентность педагога.

Психолог принимает участие в процедуре экспертизы на всем ее протяжении. Его функции заключаются в диагнос­тике личности педагога (личностные качества, структура ин­теллекта и способностей, типы поведенческих реакций, уме­ние самомобилизации и саморегуляции, мотивы и ценност­ные ориентации), его профессиональной деятельности (мотивы обучения, психологические центрации педагоги­ческой деятельности, стиль педагогического общения, уро­вень коммуникативных и организаторских способностей); анализ педагогической деятельности по результативно-лич­ностному аспекту; конкретных форм работы с детьми (пси­хологический анализ урока, воспитательного занятия) и обратной связи (психологический анализ отношений «педа­гог—ребенок», личности и деятельности педагога глазами ребенка).

Методические материалы, которые могут быть исполь­зованы в психологической экспертизе профессиональной компетентности педагога:

1. Метод экспресс-диагностики педагогов А.Б. Майского, Р.В. Овчаровой (стиль педагогического общения, професси­онально важные качества педагога).

2. Определение уровня педагогической деятельности по результативно-личностному и функциональному аспектам Г.И. Хозяинова.

3. Мотивы обучения педагогов Р.В. Овчаровой.

4. Опросник сравнения мотивировок К.В. Вербовой и Г.В. Парамей (тип психологической центрации педагогичес­кой деятельности).

5. Анкеты «эффект» и «впечатление» Р.В. Овчаровой (изу­чение уровня принятия педагогом результатов внешней экс­пертизы и выявление уровня согласованности ее результа­тов с самоэкспертизой).

6. Психологическая карта состояния педагогической дея­тельности учителя А.К. Марковой (ддя ориентации психолога в структуре и компонентах педагогической деятельности).

7. Карты психологических показателей эффективности труда учителя и уровней его профессиональной компетент­ности А.К. Марковой (для ориентации психолога при со­ставлении экспертного заключения о профессиональной компетентности педагога) (табл. 22).

Таблица 22

Психологические показатели эффективности труда учителя (по А.К. Марковой)

Участ­ники учебного процесса Показатели профессиональной компетенции учителя Степень вы­раженности (высокая, средняя, низкая)  
Учитель 1. Педагогическая деятельность: как владеет учитель постановкой и изменением педагоги­ческих задач, знанием своего предмета, прие­мами изучения учащихся, способами само­анализа    
Учитель 2. Педагогическое общение: как реализует учитель широкий спектр коммуникативных задач, создает благоприятный психологиче­ский климат    
Учитель 3. Личность: как реализует учитель свои спо­собности, «Я-концепцию», креативность    
Ученики 4. Деятельность и активность: организуют­ся ли учителем активная деятельность и об­щение учащихся    
Учитель Ученики 5. Степень согласованности мотивов, ожида­ний учителя и учащихся, их сотрудничество    
Ученики 1. Обученностъ и обучаемость: получает ли учитель ощутимые результаты в обученное™, обеспечивает ли он восприимчивость к даль­нейшему усвоению знаний учащимися, их способность к самообучению    
Ученики 2. Воспитанность и воеттуемость: способ­ствует ли учитель появлению новых ценных убеждений у учащихся; подготавливает ли учитель открытость к дальнейшим воспита­тельным воздействиям, готовность учащихся к самовоспитанию    
Учитель 3. Психологические новообразования: возни­кают ли новые качества и уровни педагогиче­ского целеполагания педагогического мыш­ления, педагогической рефлексии, педагоги­ческого такта и др. в преодолении затрудне­ний учащихся и трудностей в собственном труде    
     
Учитель Ученики 4. Актуализация личности и индивидуально­сти учащихся и учителя  
Учитель Ученики 5. Психологическая «цена» результата: рас­ход времени и сил учащихся и учителя  
Учитель Ученики 6. Удовлетворенность результатом: уча­щихся, учителя  
           

Наши рекомендации