Игровое проектирование «Путь к самоопределению»
Данное занятие проводится с целью оказания помощи учителю в осознании общих профессиональных стереотипов учительского труда, препятствующих развитию мастерства. В ходе занятия учителю оказывается помощь в формировании перспективных педагогических идей, на основе которых можно успешно развивать профессионализм независимо от стажа работы в школе.
Оборудование
Каждому участнику игрового проектирования приготовлена карточка-рисунок «Белый медведь»: оформленные на плотной бумаге задания группам, карточка с названиями мифов — «Миф о Великом Учителе», «Миф о Цели Образования», «Миф оЧтении — Лучшем Учении», «Миф о Вечном Бое», четыре венка оратора.
1тур Введение в игровую ситуацию(20 мин)
Ведущий рассказывает историю о белом медведе и выдает карточки-рисунки участникам, сидящим в кругу: «Я рассказываю вам историю о том, как однажды в зоопарк привезли медведя. Однако к моменту его прибытия предназначенная для него большая клетка с бассейном оказалась не готова, и зверя пришлось поместить в маленькую тесную клетку— всего 6 шагов в длину. За три недели, проведенные в тесной клетке, медведь привык передвигаться
лишь на эти 6 шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую большую клетку, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: 6 шагов туда и 6 шагов обратно.
Что мешает медведю выйти из клетки? Выйти за рамки, продвинутые вперед?»
В спонтанной беседе устанавливается, что мешает привычка, стереотип поведения и убеждение, что дальше клетки выходить нельзя. Это проблема медведя.
«А есть ли стереотипы в нашей учительской профессии? Какие привычные и правильные с виду устои в нашей работе вызывают ваше сомнение или несогласие? Какие школьные правила мешают вам творчески работать, проявить свои возможности в полную силу?»
Ведущий передает по кругу карандаш и просит каждого по эстафете назвать, что из общепринятого в учительской работе не устраивает его. Например, обязанность держаться по-учительски, носить соответствующую деловую одежду, указывать и требовать и т.д.
В конце круга все перечисленные нормы, функции или содержание работы учителя ведущий с общей помощью участников классифицирует на проблемы:
1. Содержания образования (чему учит — готовым программным знаниям или самопознанию и саморазвитию личности).
2. Методики воспитания и обучения (как учить, какими средствами и способами — с помощью учителя, книг и слова или через другие источники познания).
3. Назначения и места в педагогическом процессе учителя (кто учитель — Бог, идол или путник, идущий к своей творческой цели).
4. Взаимоотношения учителя со всеми участниками педагогического процесса (это атмосфера борьбы, преодоления недостатков, исправления ошибок в тетрадях и поведении или атмосфера покоя, равновесия, положительного внимания на себе и остальных).
Причинами всех четырех проблем ведущий объявляет мифы, которыми заражено учительство. Карточки с названиями мифов учитель прикрепляет к доске, просит участников индивидуально определиться, с каким мифом ему интересно дальше работать. В зависимости от интересов ведущий образует четыре группы и помогает всем расположиться в аудитории для групповой работы. В каждой группе выбирается оратор, ему на голову возлагается венок оратора. Оратор получает у ведущего задание группе.
II тур (10—15 мин)
Задание группе: Разработайте опровержение выбранного вами мифа. В противовес общепринятому бытующему в шко-
ле мнению или практике выдвиньте перспективную педагогическую идею, способную вывести учителя из клетки стереотипов на тропинку творческого роста. Обсудив проект опровержения, послушайте своего оратора — достаточно ли убедительно он сокрушает миф и достаточно ли привлекательно он представляет вашу перспективную педагогическую идею.
Время оратора для выступления — 2 мин. Во время групповой работы ведущий консультирует каждую группу, помогает подобрать аргументы и сформулировать перспективную идею.
III тур «Бой ораторов»
Ведущий приглашает оратора на «арену» и объявляет порядок «боя». По сигналу ведущего оратор должен, не останавливаясь, в течение двух минут выступать с речью по опровержению своего мифа. По истечении двух минут группе дается право закончить приготовленную речь, если оратор не уложился. По итогам каждого выступления ведущий спрашивает у «публики»:
1. Какой из аргументов-разоблачений показался вам наиболее убедительным?
2. Согласны ли вы, что идея, выдвинутая оратором взамен мифа, действительно перспективная?
Если на оба вопроса «публика» дает исчерпывающие ответы, миф считается опровергнутым.
IV тур< Завершение игрового проектирования
Ведущий просит участников записать на рисунке-карточке «Белый медведь» по одной перспективной педагогической идее, выдвинутой оратором, и сообщает, что эти идеи лягут в основу программы дальнейших педагогических занятий по развитию профессионального мастерства. (Ориентировочная формула идей: «Миф о Цели Образования» — идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворения своих потребностей; «Миф о Чтении — Лучшем Учении» — идея учения в деятельности, идея «постановки ума»; «Миф о Великом Учителе» — идея учителя-путника, учителя творческой личности; «Миф о Вечном Бое» — идея покоя и равновесия, доброжелательного сотрудничества и диалога.)
Так называемые активные формы работы с педагогами, в частности деловые игры, особенно связанные с проигрыванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы, помогут психологу включить личностные регуляторы перестройки поведения и профессиональной деятельности учителей и воспитателей.
Контрольные вопросы
1. Каковы психологические механизмы взаимодействия личностного и профессионального в педагогической деятельности? - 2. Какие типы психотехнических упражнений для гармонизации внутреннего мира можно рекомендовать педагогу?
3. Какие средства используются для зашиты от манипуляций и отказа от манипулирования другими людьми?
Темы для семинарских занятий
1. Методы личностного роста педагога.
2. Активные формы работы психолога с педагогами.
3. Психотехнические упражнения для педагогов.
Задания для самостоятельной работы
1. В течение 3—5 мин записывайте любые ассоциации к слову «воспитатель». Прочитайте полученный список, выберите три слова, наиболее полно отражающих суть этого понятия, аргументируйте свой выбор.
2. Проведите игровое проектирование «путь к самоопределению», оцените достоинства и недостатки методики.
3. Используйте психотехнические упражнения в собственном
опыте.
Литература
Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1996.
ДоценкоЕЖ Психология манипуляции. М., 1996.
Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1995.
Литвак М. Е. Как стать счастливым. Ростов н/Д., 1995.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения и кор-рекционные программы. М, 1993.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Шострем Э. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.
Глава 3
ПСИХОЛОГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ