Психотерапия и психопрофилактика насилия
Для того чтобы определить спектр психотерапевтической помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как внешние признаки насилия, так и особенности детей и подростков, подвергнувшихся насилию. Обычно учитываются следующие внешние признаки насилия: безнадзорность, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие. Первое проявляется в неухоженности, неопрятности, внешней запущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных простудных заболеваниях, несвоевременном лечении или отсутствие такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах. Психологическими последствиями безнадзорности является социально-педагогическая запущенность ребенка. Второе выясняется из жалоб ребенка, расспросов
его соседей, друзей, из которых формируется представление о нем как объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей, превращающих ребенка в своеобразного «козла отпущения», лишенного эмоционального тепла и ласки в семье. Третье проявляется в виде повреждений на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинской помощи. Следствием насилия может быть чувство немотивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, отсутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезаптации ребенка.
Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, играх идентичного типа с другими детьми и куклами, избегании медосмотра, страха посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном количестве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии учитывается тот факт, что в большинстве случаев имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. При этом обращается внимание на следующие обстоятельства:
1. Особенности личности и психического состояния ребенка или подростка до факта насилия.
2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осознавать его сущность.
3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от безразличия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток.
Психологические последствия могут быть выражены в виде:
— закрепления личностных форм реагирования на насилие и предрасположенности вновь стать жертвой насилия;
— формирования на основе неотреагированного психотравматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;
— виктимизации, которая может приводить к отклоняющемуся и делинквентному поведению.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапевтическую помощь можно проводить в следующих направлениях:
1. Ребенок и подросток — жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия).
2. Семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия).
3. Школьный коллектив и группа сверстников (групповая психотерапия).
4. Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы (психопрофилактика).
Индивидуальная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гип-носугтестивных методов- На первом этапе может применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.
После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход ко второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологического конфликта и отреагировании травматических переживаний.
Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем развития самосознания и рефлексии. Для детей чаще всего используются психодраматическое отыгрывание травматических ситуаций через арт-терапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию.
Для подростков с высоким напряжением внутреннего конфликта это может быть отреагирование путем гипноана-лиза или соприкосновения с травматическим опытом в состоянии терапевтического транса. Это всегда очень тонкая и ответственная терапия, так как отреагирование травматической ситуации может происходить лишь при наличии достаточного личностного ресурса. В противном случае повторное переживание событий насилия лишь усиливает психотравму. Подросток, имеющий достаточный личностный ресурс, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью психолога произвести переориентирование с кризисного переживания на иные позитивные направления.
После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента освобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих силах и конструктирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом.
Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особо нуждаются в психотерапевтической помощи. В групповых формах эта поддержка необходима в более поздние периоды.
На третьем этапе применяется терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, транзактивный анализ и групповая психотерапия. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная острая симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе подросток может обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения, выработать новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля и, наконец, найти новых друзей, почувствовать уверенность в себе и перестать быть жертвой.
Группа может быть постоянно действующей (1—2 раза в неделю по 1,5 часа), открытой или закрытой. По содержанию это может быть:
— психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание и от-реагирование собственных проблем, делающих подростков жертвами насилия; формирование новых способов поведения в ситуациях насилия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;
— группа ролевого тренинга, направленная на отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками и осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее изменения;
— группа тренинга общения, направленная на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жизненных ситуаций, способов социально-психологической адаптации в различных условиях;
— группа телесно-ориентированной терапии, имеющая целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;
— группа терапии творческим самовыражением (рисунок, лепка, танец), направленная на раскрытие внутреннего потенциала, повышение самооценки и отреагирование травматического опыта через творчество;
— группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.
Возможны различные сочетания тех или иных сторон групповой работы с включением элементов тех или иных техник или следование одной стратегии в психотерапевтической работе. Важным результатом психотерапии является способность ребенка в дальнейшем самостоятельно существовать и активно реагировать в возможных ситуациях насилия.
Семейная психотерапия показана в случаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение ребенка является источником насилия. Психолог, взявший на себя роль помощника семьи, должен осознавать меру ответственности за свое вмешательство и быть готовым к натиску агрессии и деструктивное™ при нарушении ее стереотипов. В психотерапию должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании. В процессе психотерапии должны решаться личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания. Целью семейной терапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть. В любом случае семейная терапия проводится при участии ребенка (см. работу с
семьей).
Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями и педагогами, специалистами по осознанию собственных источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведения. Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Являясь жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, оничасто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные противоправные действия.
Групповые методы работы в таких случаях аналогичны, но ее цели направлены на осознание подростками причин
агрессивного поведения, расширение предела терпимости, способов социального контроля, альтернативным агрессии, социально приемлемых способов поведения и разрешения жизненных трудностей.
- Таким образом, создание системы психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосредственную работу с ними, но и деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопасному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу викгимного поведения. Однако для профилактики жестокости и насилия в обществе нужны социальные комплексные программы, которые бы включали различные направления работы:
— образовательные программы для детей и подростков;
— образовательные программы для педагогов, родителей и других взрослых, работающих с детьми и молодежью;
— создание специальных программ в масс-медиа, демонстрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;
— борьба с засилием программ, публикаций, транслирующих жестокость и насилие, изобилующих аверсивными стимулами;
— создание «телефонов доверия», специальных кризисных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;
— ориентация волонтерского движения в помощь социально дезадаптированным детям и подросткам по их реадаптации в обществе и др.
Основными принципами создания таких программ должны быть принципы доступности, ответственности, достоверной информации, активности.
Контрольные вопросы
1. Какова психология переживания насилия ребенком?
2. Какие действия можно считать насильственными по отношению к другому человеку?
3. Каковы формы насилия и основные группы риска, подвергающихся насилию?
4. Какова специфика домашнего насилия?
5. Всякий ли человек способен на насильственные действия? Имеется ли какая-то личностная предрасположенность к такому поведению?
6. Каковы психологические последствия насилия, перенесенного в детском и подростковом возрасте?
7 Чем характеризуется посттравматический синдром7
8. Какова цель психологической помощи детям, пострадавшим от насилия?
9. В чем состоят особенности технологии кризисного консультирования и кризисной психотерапии?
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Дети и насилие: основные понятия, социально-психологические аспекты.
2. Насилие в семье: психологическая характеристика.
3. Психологические механизмы формирования виктимного поведения.
*4. Насилие в школе: обидчики и жертвы (психологические аспекты).
5. Технология психологического сопровождения детей и подростков, пострадавших от насилия.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте программу психолого-педагогической профилактики насилия для школы, обоснуйте ее цели, задачи, стратегию, основные направления и формы работы. t
2. Дайте психологическую характеристику младшего школьника (подростка), часто являющегося жертвой обидчиков в классе. Обоснуйте причины виктимного поведения.
3. Вспомните конкретный случай жестокого обращения с вами в детском возрасте. Опишите свое психоэмоциональное состояние в тот момент.
4. Составьте сценарий кризисной помощи жертве насилия, выбрав одну из известных вам форм (на примере конкретной ситуации).
5. Проведите скрининг-анализ типологии жестокости со стороны учителей или родителей подростков.
Литература
Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1993.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, 1991.
Дети и насилие: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.Н. Лазутовой. Екатеринбург, 1996.
Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Метод, рекоменд. Руководитель авт. кол-ва В.А. Шелкова. Ярославль, 1996.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. БД. Карва-сарского. СПб., 1988.
Раздел IV
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ