Определение проблемного поведения
1.1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»
1.2. Степень тяжести проблемы:
а) насколько эта проблема для вас представляет затруднения?
б) как часто вы. ?
Идентификация использования психоактивных веществ количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое потребление, появление синдрома зависимости; периодичность потребления
При расспросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: Не произошло ли снижение успеваемости за последнее время7 Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка?
Выясняются у подростка сигналы надвигающейся наркомании:
1. Неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта».
2. Стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть».
3. Краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после «получения кайфа».
4. Обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике».
5. Компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях».
6. Рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях».
7. Отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители мне указывают на это».
8. Наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы».
9. Потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков».
10. Аддиктивная система установок: «Я, другие, наркотики — мы особая каста».
1.3. Общие характеристики проблемы:
а) длительность (как давно это происходит?);
б) распространенность (как обычно это происходит? в каких ситуациях?).
2. Детерминанты проблемного поведения
2.1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется9»
2.2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают
в этом?»
2.3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»
Прием ABCDE— парадигмы:
А — что предшествовало поведению.
В — поведение и его варианты.
С — последствия поведения для подростка и окружающих.
D — дискуссия.
Е — эффект.
а) микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;
б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;
в) социальные последствия: «Что сделали..?»;
г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?».
Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условная приятность роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.
2.4. Негативные последствия — более частая причина обращения к специалисту. Для подростков такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клини-ко-биографическим анализом.
2.5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что можно сделать для изменения ситуации?»
2.6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»
2.7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.
Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествуют или сочетаются с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса. .
Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:
A. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность.
Б. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность.
B. Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности, временной перспективе.
Г. Наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:
— произвольное отражение: «Я — неудачник», «Я— супермен»;
— селективная выборка: «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;
— сверхраспространенность: «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;
— абсолютное мышление: «Все или ничего», «Мир черный или цветной»;
=— персонализация: «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».
Семейный анамнез
Средовые (социальные) факторы наиболее сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы. Факторы, способствующие аддиктивному поведению: искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями;
блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности, временной перспективе;
отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;
наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;
отсутствие или избыток дисциплинарных техник;
отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций.
Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:
— стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;
— страх передачи ответственности подростку, слияние границ между «Я —другой»;
— требование уважения к себе, отказ в этом подростку;
— собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый подростку;
— проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;
— страх неизвестного;
— неосознание основных прав личности ребенка;
— стереотипное общение по типу «родитель — ребенок»;
— стремление реализовать в ребенке собственные цели;
— отсутствие в семье системы правил;
— создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под агрессией как формой поведения и агрессивностью как чертой личности?
2. Чем отличаются психоаналитический, отологический и би-хевиоральный подходы к объяснению происхождения агрессивного поведения?
3. Каковы социальные детерминанты агрессивного поведения?
4. Какова роль семьи, сверстников и медиасредств в научении агрессивному поведению?
5. Каковы психологические механизмы развития агрессивного поведения в детстве?
6. Что такое социализация агрессии?
7. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?
8. На чем построена стратегия и тактика психокоррекцион-ной работы с агрессивными детьми и подростками?
9. Почему суицидальное поведение относят к одной из разновидностей агрессии?
10. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицидов?
11. В чем заключается психологическая сущность суицидального и аддиктивного поведения?
12. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддик-тивном поведении?
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Детская агрессивность: диагностика, профилактика и коррекция.1
2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия.
3. Диагностика девиантного поведения: каузальный и симптоматический, деонтологический и онтологический подходы.
4. Психологическая характеристика аддиктивного поведения.
5. Наркомании и токсикомании у подростков, их психопрофилактика.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте технологию игровой коррекции одной из форм агрессивного поведения младших школьников (вербальная, физическая, косвенная агрессия, негативизм).
2. Дайте сравнительную характеристику личности подростков с различными типами суицидального поведения. Подготовьте на его основе сценарий кризисной помощи.
3. Используя метод клинического интервью С.А. Кулакова, проведите обследование подростка, склонного к аддиктивному поведению. Составьте его психологический портрет.
Литература
Абрумова А.Г., Бородин СВ. Суицидологические исследования в СССР //Актуальные проблемы суицида молодежи. М., 1981.
Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. 1996. № 1.С. 23.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, 1991.
Горская MB. Диагностика суицидального поведения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. № 1. С 44-51.
Кравцова Е.Е., Нурахонова Л.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.
Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М., 1996.
Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1987.
Лебединская КС, Райская ММ., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988.
Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе: В4ч.М, 1996.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 1992.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карва-сарского. СПб., 1998.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Глава 4