Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некото­рых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подро­стковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации ха­рактера, представляющие собой крайние варианты нормаль­ного характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляет­ся в отклонениях поведения и не препятствует благоприят­ной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, ко­торыми достаточно богат подростковый возраст, лица с ак­центуациями характера могут стать девиантными. При этом каждый тип акцентуации имеет свое «слабое место» и оказы­вается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических воздействий. По определению А.Е. Личко, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, от­чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим.

Своевременное распознавание типа акцентуации харак­тера является необходимым для профилактики и коррек­ции нарушений поведения, эмоциональных срывов или не­рвно-психических отклонений у подростков.

Зная тип акцентуации, психолог может посоветовать ро­дителям изменить тактику семейного воспитания, дать ре­комендации педагогам по исключению из педагогической практики тех или иных провоцирующих воздействий на подростка. Консультируя самих подростков, он может пред­ложить им упражнения для самотренировки (табл. 8). Эф­фективным способом коррекции акцентуации характера у подростков является групповая психотерапия, один из ва­риантов которой предложен В.И. Гарбузовым (1994).

Основные темы занятий

О пользе групповых занятий. О темпераменте и характе­ре. О воли и эмоциональности. Об интеллекте. О мужествен­ности и женственности. О личности и ее притязаниях. О ролевом поведении. Об отношениях с другими. Об умении разбираться в ситуациях. О психологической защите. Об ус­тановках для самого себя Десять наставлений психолога.

Таблица 8 Психологическое сопровождение акцентуированных подростков

№ п/п Тип акцентуации Основные при­знаки . Положительные качества Формы дезадаптации Провоцирующие факторы Рекомендации Психологиче­ские упражнения для акцентуиро­ванных, подро­стков
Гипертимная (приподнятое настроение, по­вышенная ак­тивность) Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к пе­реоценке воз­можностей, по­вышенная актив­ность, подвиж­ность, чрезмер­ная самостоя­тельность, склонность к риску. Экстра-вертированность Предприимчи­вость. Быстрота усвоения учеб­ного материала. Легкость обще­ния. Активность, энергичность, выносливость.; Умение вызы­вать доверие. Находчивость в нестандартной ситуации. Го­товность быть ответственным Авантюризм. Неустойчивость. Склонность к' алкоголю. От­влекаем ость. Склонность к риску. Недисци­плинирован­ность. Прогулы, конфликты со взрослыми Безделье. Огра­ничения выбора. Одиночество. Регламентирова­ние деятельно­сти. Эмоцио­нальная ответст­венность. Жест­кий контроль Разнообразие деятельности и контактов. Дея­тельность в кол­лективе. Демо­кратический стиль общения Полный поря­док, конец — де­лу венец,плани-рованность
Циклоидная (эй­фория — дисфо­рия) Эйфория — ги-пертимы, дисфо­рия — неустой­чивые. Скрытый тип   По фазам Перегрузки, при­теснения, не­ожиданность Гибкая тактика в зависимости от фазы Полный поря­док, коней — де­лу венец (эйфо­рия). Победи­тель; шут; по­хвала (дисфория)
                 
Неустойчивая (безволие) Непоседливость, непостоян ство, зависимость от других, внушае­мость, пассив­ность в деятель­ности, стремле­ние к праздности и поверхностным увлечениям Умение не пере­утомляться, получать силь­ные впечатле­ния, доверчи­вость, откры­тость, услужли­вость Побеги из дома, делинквентное поведение, адди­тивное поведе­ние Бесконтроль­ность, нецелена­правленное вос­питание Твердое, власт­ное руководство, строгий режим, порядок, группа с + установками Флегматик, ре­портер, тимуро­вец, золушка, делу — время, постоянное хоб­би  
Лабильная (под­вижность, край­няя изменчи­вость настрое­ния) Немотивирован­ная смена на­строения, чувст­вительность к чужому мнению, ранимость, раз­дражительность, болезненность, зависимость состояния от на­строения, вспыль­чивость, слабый самоконтроль", конфликтность Общительность, добродушие, чуткость, привя­занность, увле­чения -— музыка, общение в ком­паниях Аффективное поведение. Нев­розы, депрессия. Демонстратив­ные побеги. Суицидальное поведение. Го­мосексуализм Отвержение близких, потери, утраты. Позиция дру­га — учителя. Одобрение и эмоциональная поддержка. Эм-патия Аналитик, един­ственная роль, раздражение отменяется  
Конформная Отсутствие лич- Преданность Участие в груп- Отрицательный Позиция опе- Лидер, собст-
  (соглашательст- ностного отно- группе, консер- повых правона- пример, группа, кающего, разви- венное мнение,
  во, подчинение шения к миру, ватизм, стремле- рушениях и смена коллекти- тие критического оппонент, разно-
  мнению группы) жизнь по прави- ние к устойчиво- преступлениях ва мышления. Раз- гласия
    лу «как все», сти, уживчи-     витие рефлек-  
    чрезмерная при- вость     сивного поведе-  
    способляемость       ния  
    ценой личност-          
    ных жертв, не          
    критичность          
    поведения, неса-          
    мостоятельность,          
    безволие          
Истероидная Завышенная Упорство, ини- Демонстратив- Публичное ли- Позиция родите-
  (жажда внима- самооценка, циативность, ное поведение, шение ореола, ля или зрителя.  
  ния, потребность похвальба несу- коммуникабель- эгоцентризм, развенчание, Игнорирование  
  удивлять, вос- ществующими ность, актив- аффективное изоляция, се- демонстративно-  
  хищать, вызы- достижениями, ность, организа- поведение рость го поведения.  
  вать сочувствие) неспособность торские способ-     Предоставление  
    переносить уда- ности, энергич-     «сцены»  
    ры по эгоцен- ность (спринтер)        
    тризму, нена-          
    сытная жажда          
    поклонения,          
    стремление быть          
    «на сцене»,          
    дружба с извест-          
    ными людьми          
Шизоидная (замкнутость и отгороженность) Чудаковатые поступки, труд­ности контактов, эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фан­тазирование и резонерство, малая актив­ность (физиче­ская и интеллек-тальная) Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в оди­ночку, аналити­ческие способ­ности Побеги. Асоци­альное поведе­ние борца за с пра ведл и в ость. Аддитивное поведение. Сек­суальные суици­ды. Фантазии Насильственное помещение в группу. Эмоцио­нальные контак­ты. Лидерство Анонимное об­суждение. Те­лесно-модульные заня­тия. Позиция учителя, разубе­ждающего, оп­ровергающего неполноценность Оратор, массо­вик-затейник, сопереживания  
Астснонев-ротическая (по­вышенная утом­ляемость, ипо­хондрия) Раздражитель­ность, вялость, пугливость, неуверенность, февожность, склонность к неврозам, жало­бы, постоянное недовольство «все плохо и вес плохие» Способность рассчитывать свои силы, акку­ратность, дисци­плинирован­ность, скром­ность, поклади­стость Аффективное поведение. Школьная тре­вожность. Ди-дактогении И н в ал идизация, пшер- и гипо-опека. Конфлик­ты Посильные тре­бования, режим, сбалансирован­ное отношение Победитель, шут, яканье, мои достоинства, помощь другим, жизнь прекрасна, я хороший, ты хороший  
Эпилептоидная Вязкость, инерт- Упорство в дос- Сексуальные Отсутствие эмо- Опора на береж- Добрая улыбка, я  
  (склонность к ность, бережное тижении цели, отклонения. ционального ливость, акку- рад тебя видеть,  
  тоскливо- соблюдение пунктуальность, Склонность к тепла, жесто- ратность, спо- приятный разго-  
  злобному на- своих правил, обязательность, азартным играм. кость, ущемле- собность к руч- вор, день без  
  строению) грубость, стрем- выносливость, Воровство, алко- ние эгоистиче- ному мастерству, замечаний, день  
    ление сорвать внимание к ме- голизация, аф- ских интересов склонность к прощений, ис-  
    злость на окру- лочам фективное пове-   коммерции, полнитель жела-  
    жающих. Льсти-   дение   тактичность ний, ведомый,  
    вость к руково-         созерцатель,  
    дителям, деспо-         мудрец  
    тизм, мститель-            
    ность среди            
    сверстников            
Сензитивная Мнительность, Острое нравст- ' Социальная Эмоциональная Длительные Полный покой  
  (чрезмерная пугливость, венное зрение,. отгороженность. ответственность. разубеждения, души, приятное  
  чувствитель- замкнутость, способность Побеги в резуль- домашняя ги- демонстрации событие, иде-  
  ность) склонность к чувствовать тате психиче* перпротекция, нужности для альный день,  
    самобичеванию, внутреннюю ских травм, суи- повышенная других, опора на идеальное окру-  
    повышенная суть, ориентация цид, попытки моральная от- интуицию, эсте- жение, киноге-  
    впечатлитель- на истинные реакции компен- ветственность тические увле- рой, встречный  
    ность, комплекс чувства сации и гипер-   чения пример  
    неполноценно-   компенсации        
    сти, чрезмерные            
    привязанности к            
    родителям и            
    друзьям            
п/п Тип акцентуации Основные при­знаки Положительные качества Формы дезадагг-тзции Провоцирующие Дикторы Рекомендации Психологиче­ские упражнения для акцентуиро­ванных нодроо-ков  
Психостениче-ская (тревожная мнительность) Робость, страхи, нерешитель­ность, педан­тизм, повышен­ная чувствитель­ность к порядку, опасения за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суевер­ность Интересы, спо­собность брать на себя ответст­венность за дру­гих, эмоцио­нальная привя­занность к мате­ри, ответствен­ность за дело Невротические заболевания в будущем. Легкая перено­симость невзгод в настоящем Повышенная ответствен! гость, ситуация выбо­ра, доминирую­щая гиперпро­текция, повы­шенная мораль­ная OntlTlTHt'H- Рациональное разубеждение. Поощрение ре­альной деятель­ности. Занятия спортом без соревнований Риск — благо­родное дело, р ешител ьность, внутренние го­лоса  
                                                         

цели и задачи





Коррекция отношения к себе. Достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психо­логических защит в поведении. Максимальное развитие пси­хофизических данных, приобретение самостоятельности. Ре­ставрация и коррекция подавленной натуры, укрепление адаптивности. Реабилитация «Я» в собственных глазах, дос­тижение уверенности в себе, антиконформности, антивну­шаемости, адаптивности, реставрация чувства собственного достоинства. Коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с пси­хофизическими возможностями. Коррекция полоролевого самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли.

Коррекция отношения кдругим. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и инте­ресов других, способности к критическому, но доброжела­тельному отношению к восприятию достоинств и недостат­ков других лиц, реставрация альтруистической ориентации личности. Приобретение навыков адекватного и равноправ­ного общения, способности к предотвращению и разреше­нию межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии.

Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты. Приобретение лидерских и организаторских на­выков, овладение способами выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, навыков самозащиты. Реа­билитация в глазах других и реадаптация среди других, за­воевание авторитета как конечный результат адаптации.

Коррекция отношения к реальности (жизни).Приобрете­ние навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых ка­честв, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жиз­ни, приобретение навыков преодоления трудностей и пре­град. Преодоление омраченности и невежества по отноше­нию к жизни, коррекция неадекватного образа жизни.

В психотерапевтической группе подростки видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступ­ков и действий других. Они приобретают приспособительно важную способность видеть и оценивать себя глазами дру­гих. В психотерапевтической группе моделируются и отра-

uaiываю'1-си навыки оощения, преодоления экстремальных ситуаций. В моделируемых психодраматических обстоятель­ствах выявляются и рационально разрешаются внутренние конфликты, рационализируются и преодолеваются страхи, отрабатываются цивилизованные и продуктивные формы проявления подростковой агрессии, формируется культура эмоциональной экспрессии.

В психотерапевтической группе подросток принимает сам себя, других и жизненную реальность, преодолевая тре­вожную мнительность, пессимизм и депрессивность.

В качестве примера приводим сценарий последнего заня­тия.

Беседа-наставление.Итак, мы встретились сегодня в после­дний раз. Все сказано. Кто сделал верные выводы, кто встал на путь самосовершенствования, тот добьется всего, чего хочет, состоится как личность. И помните, что вы во втором периоде жизни. На прощание я даю вам десять наставлений.

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и по­мни о психологической защите.

Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со сторо­ны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желае­мого. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и при­дешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.

Избегай злых людей, ибо зло заразительно.

Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро. Неблагодарность — тяжкий грех. Слушай старших и ты избежишь многих бед.

Запишите эти наставления. Перечитывайте их. В них мудрость народов и веков.

Динамическая самооценка.Вернемся к первому занятию. Вновь представьте самооценки за отношение к учебе, общую эруди­цию, память, решительность, трудолюбие, силу воли, органи­зованность, устойчивость к неудачам, самостоятельность, фи­зическую силу, ловкость, способность действовать и думать быстро, смекалку и находчивость, смелость и общительность. Оцените эти качества по пятибалльной системе.

Сверим результаты того, что было, и того, чего вы доби­лись. Это очень важно. Кто заметно продвинулся, молодец, дело у него идет отлично! Даже небольшие достижения — заслуга, но надо больше работать над собой. Не страшно, если продви­жения пока нет, но сделан правильный выбор. Нужно удвоить усилия! И только ухудшение показателей — плохой сигнал.

Самопрезентация.Вы должны многому научиться, многое продумать, стать смелее и решительнее. Вот и продемонстри­руйте это. Группа будет приемной комиссией в театральный ин­ститут, а каждый по очереди — поступающим в него и сдающим экзамен: стихотворение, басня, отрывок из прозы, танец, пес­ня; действуйте свободно, раскованно, артистично, смело.

Аутогенная тренировка. Формула внушения.Это последнее мое внушение и последняя групповая аутогенная тренировка. Вы все запомнили. Родители записали для вас технику «AT-экспресс». Отныне вы это будете делать сами. Вы сами будете внушать себе, внушать необходимое, актуальное для вас: уверенность, реши­мость, волю, память, смелость, оптимизм, спокойствие. Вы никогда не сойдете с пути самосовершенствования, на кото­рый однажды вступили. Помните главное: не благие намерения, а действия, труд, воля и ум сотворят из вас личность и выведут на дорогу достойной судьбы!

Подведение итогов работы группы. Теперь говорите вы. Под­ведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о наших заня­тиях. Хорошо, если вы что-то посоветуете, выскажете пожела­ния и слова благодарности.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Наши рекомендации