Методика индивидуального психологического консультирования

Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, пред­мет и методы психологического консультирования. Если воз-растно-психологическое консультирование направлено на постановку психологического диагноза и психолого-педа­гогическое назначение, то, анализируя основной метод ин­дивидуального консультирования — интервью, Г.С. Абра­мова исходит из заказа клиента (табл. 5). Если в нем отсут­ствует запрос на диагностическую работу, то нужен анализ уникальной ситуации клиента. Если заказ присутствует, то запрос клиента связан с другим видом деятельности психо­лога — психодиагностикой. На основе данного представле­ния психолог не занимается постановкой диагноза. Предме­том взаимодействия психолога и клиента делается внутрен­ний мир клиента, а темой взаимодействия модальности его внутреннего мира. Цель интервью — изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.

Таблица 5

Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С. Абрамовой)

Основные этапы (блоки) Решаемые задачи
Консультируемый Консультант
Подготовка Фиксация затруднения, попытки решения (само­стоятельно или с помо­щью других). Решение обратиться к психологу Настрой на работу (опреде­ление смысловой позиции, создание внутренней иден­тичности, позитивного на­строя, отвлечение от других вопросов). Выбор времени, подготовка места
Установление контакта и по­строение дове­рительного диалога Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характе­ра предстоящей работы Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я... Ты... Мы...). Поддержание доверитель­ного диалога
Исследование ситуации Описание, анализ каче­ственного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднитель­ной ситуации,структу­рирование, обозначение предмета работы, выде­ление ПОЗИТИВНЫХ ОСНОВ для разрешения возник­шего затруднения Содействие клиенту в опи­сании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.). Выделение и анализ пред­мета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливаю­щих возникшее затруднение на основе анализа высказы­ваний, эмоционального то­на, общей позиции, невер­бальных знаков, результа­тов диагностики. Выделение позитивного «плацдарма)) — основы для разрешения консультируе­мым возникшего затруднения
Постановка цели Формулирование желае­мого результата (Я хо­чу...), его уточнение и обоснование (Я действи­тельно этого хочу, так как.) Содействие клиенту в фор­мулировании желаемого результата через постановку вопросов,исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, кон­кретности, привлекательно­сти поставленной цели

Продолжение таблицы 5



Основные этапы (блоки) Решаемые задачи
Консультируемый Консультант
Поиск реше­ний Выработка (усвоение) новых позиций, отноше­ний, способов, оценка их с точки зрения реали­стичности и приемлемо­сти Помощь в организации поиска решения. Активизация консульти­руемого, влияние на его позицию
Подведение ИТОГОВ Сравнение полученного результата с планируе­мым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирова­ние дальнейших шагов и действий. Позитивное программи­рование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...) Выводы о продвижении, выделение того, что уда­лось достичь консульти­руемому. Помощь в создании пози­тивного настроя на реали­зацию дальнейших шагов. Выход из контакта

Тема задается клиентом, а его ход определяется восста­новлением контекста появления темы. Психолог, работаю­щий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он реф­лексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаи­модействия с клиентом. Вопросы — основа интервью и ос­новной способ воздействия психолога на клиента. В психо­логической практике часто используется пятишаговая мо­дель интервью:

1. Структурирование, достижение взаимопонимания: При­вет! (Я его чувствую, понимаю. — Он меня чувствует, по­нимает.)

2. Сбор информации о клиенте в контексте темы: В чем проблемы? (Зачем пришел клиент? В чем его возможности для решения проблемы?)

3. Определение темы. Выход на желаемый результат: Чего вы хотите? (Определение идеала клиента.)

4. Выработка альтернативных решений: Что еще мы мо­жем сделать? (Создание условий для выбора альтернатив.)

5. Усилия по изменению мыслей, действий, чувств кли­ента в~обыденной жизни: Вы будете это делать? (Резюме психолога, переход к действиям.)

На первой стадии психолог вступает в контакт, устанав­ливает и демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы. На втором этапе ин­тервью, когда происходит сбор информации о клиенте, ре­шается вопрос сути его проблемы, психолог выдвигает пред­положение о строении внутреннего мира клиента и его мо­дальностях. Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза.

Каждая гипотеза — попытка консультанта понять ситуа­цию клиента. Гипотезы основываются на том, что расска­зывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента. Третья фаза (фаза осознания желаемого результа­та) связана с инсайтом клиента. Опора психолога на потен­циальные возможности консультируемого приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интер­вью приведут и к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.

Четвертая фаза интервью (выработка альтернативных ре­шений) включает обсуждение с клиентом разных вариан­тов решения данной проблемы, поиск вариантов для пре­одоления ригидности поведения и создание условия для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные ди­рективные рекомендации.

Вид директивы Содержание директивы  
Конкретные желания. Я предлагаю вам сделать следующее...  
Парадоксальная инструкция. Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд.  
Фантазии. Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу...  
Ролевое указание. А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей.  
Гештальт-метол «горячего кресла». Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле...
Гештальт- не вербальное поведение. Я замети;], что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит' с другой.
Свободные ассоциации. Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства.
Переоценка (концентрация Гендлина). Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой.
Релаксация. Закройте глаза и плывите...
Систематическое снятие напряжения. Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией.
Языковые замены. Замените «хотелось бы» на «я хочу», «нельзя» на «нежелательно».
Принятие чувств, эмоциональный «потоп». Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним.
Медитация. Спокойно, пусть все мысли уйдут, следите за...
Гипнотический транс. Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление.
Дневник. В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи...
Письмо психолога к клиенту. Пишите с учетом длительности и неоднозначности воздействия текста на жизнь клиента.
Личный кодекс поведения. Составьте для себя жизненные правила и следуйте им.
Введение юридических норм отношений. Ваша ответственность регламентируется..
Обсуждение ролевых ограничений. Ваше право состоит в... Как учитель, вы..., как отец, вы...; как мать, вы...
       

Последний этап — обобщение результатов взаимодей­ствия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффектив­но, оно должно способствовать изменению мыслей, дей­ствий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С. Абрамова):

1. Варианты решения (появились направления развития клиента у вас, у клиента).

2. Творческое принятие решений клиентом (появились альтернативы поведения).

3. Целенаправленное воздействие на клиента (вы резуль­тативно влияете на клиента).

4. Индивидуальная и культурная эмпатия (проникли эм-патией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента).

5. Навыки наблюдения за клиентом (понимали его вер­бальный и невербальный язык).

6. Взаимодействие среда—личность (помогли осознать и перестроить отношения в этой системе).

7. Интеграция мотивов (логично, системно и эффектив­но использовали образные методы интервью) — клиент за­являет: «Я стал другим».

Ю.Е. Алешина предложила методику четырехфазной кон­сультативной беседы: знакомство и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных ги­потез, коррекционное воздействие, завершение беседы.

В первой фазе психолог организует психологическое про­странство беседы, устанавливает с ним контакт, осуществ­ляет знакомство и самопредставление, раскрывает возмож­ности психолога, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультирова­нию, если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах, так называемых «козлах отпу­щения».

Во второй фазе психолог поддерживает контакт, стиму­лирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слуша­ние, способствует целенаправленному развитию беседы, ос­мысливает сказанное клиентом.

Вторая фаза уточняет гипотезы психолога через конкрет­ные вопросы, анализ конкретных ситуаций с точки зрения гипотез. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и пережи­вания, гипотезу консультанта можно считать подтвердив­шейся (опровергнутой).

На третьей фазе психолог оказывает коррекционную по­мощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом и приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Если гипотеза психолога и предлагаемая интерпретация си­туации клиента приняты, необходимо помочь клиенту сфор­мулировать как можно больше вариантов поведения.

Четвертая фаза подводит итоги консультативной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный акт прощания с кли­ентом.

Технология консультативной беседы как основного ме­тода психологического консультирования, по Ю.Е. Алеши­ной, базируется на следующих принципах организации ди­алога с клиентом:

A. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации по возможности краткие и ред­кие).

Б. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиен­та, исключение профессиональных терминов).

B. Краткость и точность высказывания (Вы встретились... И что? А вам это не нравится? Он этого не знает... но поче­му?)

Г. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рас­сказа) :

■ а) логический (для понимания мотивов);

б) эмоциональный (для понимания чувств).

Известна также методика восьмифазного психологичес­кого интервью, включающего психологическую настройку психолога, взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, заключение договора-контракта меж­ду заказчиком и исполнителем заказа, исповедь клиента, расспрос клиента для получения дополнительной психоло­гической информации, совместную интерпретацию психо­логических проблем клиента, формирование новой модели поведения и оптимизацию личностных механизмов регуля­ции поведения, оценку эффективности консультации ме­тодом совместного обсуждения.

На заключительном этапе психолог рефлексирует про­фессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает меры воздей­ствия на социально-психологическое окружение в интере­сах клиента.

Контрольные вопросы

1. Что такое психологическое консультирование как вид прак­тической деятельности психолога?

2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?

3. На каком этапе консультирования у психолога может.воз­никнуть такое рефлексивное переживание:

— что он пытается сказать?

— надо проверить, правильно ли я понял;

— такое в моей практике уже встречалось;

— как же его остановить?

— неужели я ему еще не надоел? .

Темы семинарских занятий

1. Методологические основания психологического консуль­тирования.

2. Возрастная периодизация развития — основа возрастно-пси-хологического консультирования.

3. Методика индивидуального психологического консультиро­вания.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры высказываний клиента, определяющие задачи взаимодействия с психологом.

2. Составьте банк определений профессии психолога, харак­теризующих его отношение к другому человеку.

3. Выбрав отрывок из психологической (художественной) ли­тературы, перескажите его смысл для передачи другому челове-

КУ-

4. Составьте инструкцию по организации пространства кон­сультативной беседы.

5. Напишите письмо психолога подростку 15 лет, который ненавидит людей.

Литература

Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

Абрамова ГС. Практикум по психологическому консультиро­ванию. М., 1996.

Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1993.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психо­логическое консультирование // Проблемы психического раз­вития детей. М., 1990.

Мэй Р. Искусство психологической консультации / Пер. с англ. М., 1994.

Психологическое консультирование в шкапе: Хрестоматия / Сост. Н.В. Коптева. — Пермь, 1993.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бода-лева, В.В. Столика. — М., 1989.

Глава 4

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Психологическая коррекция — важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Оно пред­полагает обоснованное воздействие на дискретные характе­ристики внутреннего мира человека. Психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний позна­вательных процессов и действий человека.

Под психологической коррекцией понимается деятель­ность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.

В работе психолога образования коррекция характеризу­ется как совокупность психолого-педагогических воздей­ствий, направленных либо на исправление, либо на профи­лактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Тем самым постулируется взаимосвязь двух форм коррекцион-ной работы с детьми: симптоматическая, направленная на отдельные отклонения в развитии, и этиологическая, на­правленная на источники и причины этих отклонений.

Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нор­мального развития в случаях его временной задержки, со­циально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологически ми и педагогически­ми причинами.

Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схе­ме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Чтобы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития. Выделяют

три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, обще психологический и возрастно-психологический. На ней-ропсихологическом уровне анализа психолог делает заключе­ние о мозговой организации исследуемого явления. Такой вывод ему помогут сделать знания о функциональной орга­низации мозга, об основных принципах локализации пси­хических функций и локальных поражений мозга.

Общепсихологический анализ содержания нормы психи­ческого развития предполагает использование данных об ос­новных закономерностях и механизмах функционирования психики.

Возрастно-психологический уровень анализа позволяет кон­кретизировать полученные данные применительно к возра­сту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Когда определены нормы анализируемого явления, пси­холог может решать вопросы коррекции. Например, ребе­нок имеет плохую память. Как ее улучшить? Можно это сделать, ориентируясь на норму (тогда коррекция будет опи­раться на общие психологические закономерности и уни­версальные техники) или выбрать путь, ориентированный на индивидуальные возможности ребенка, используя инди­видуализированные программы коррекции.

В зарубежной психологии подходы к проблеме коррек­ции психического развития ребенка можно условно разде­лить на две большие группы: психодинамический и пове­денческий. Критерием для такого деления является ориента­ция на ту или иную парадигму определения предмета психологии — сознание или поведение. Специфика опреде­ления предмета психологии влияет на формулирование це­лей, определение стратегии, тактики и методов коррекци-онной работы.

В рамках психодинамического подхода выделяются игтхь терапия, арттерапия, а также детский психоанализ (А. Фрейд).

Поведенческий подход связан с формированием у ре­бенка оптимальных моделей адаптивного поведения и пове­денческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг пове­дения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).

В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рас­сматривается как организация специального обучения дея-

тельности, когда ребенок овладевает психологическими сред­ствами, позволяющими на новом уровне осуществлять кон­троль и управление внутренней и внешней активности. Пси­хологическим механизмом психокоррекции является инте-рибризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). В рамках этого направления была разработана методика пла­номерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.

Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принци­пами: принципом нормативности развития, принципом «сверху вниз» и принципом системности развития психи­ческой деятельности. Тактика коррекционнои работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.

Принцип нормативности развития учета основных зако­номерностей психического развития, значения последова­тельных стадий развития для формирования личности ре­бенка. Этот принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона воз­раста.

Принцип «сверху вниз» требует поставить в центр вни­мания психолога «завтрашний день развития» ребенка, а в качестве основного содержания коррекционнои работы счи­тать создание зоны ближайшего развития личности. Исходя из этого коррекция должна строиться как целенаправлен­ное формирование психологических новообразований, со­ставляющих сущностную характеристику возраста; носить опережающий предвосхищающий характер.

Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психи­ческого развития в онтогенезе.

Деятельностный принцип коррекции задает направление коррекционнои работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных способов его ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности ребенка, предполагающей, в свою очередь, целенаправленное изменение социальной ситуации его раз­вития.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражне­ния по совершенствованию психической деятельности, а

как целостная осмысленная деятельность ребенка, органи­чески вписывающаяся в систему его повседневных жизнен­ных отношений (Бурменская Т.В., Карабанова О Л Лидере А.Г., 1990).

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выбор методов психокоррекционной работы обусловлен состоянием объекта коррекции, а также состоянием пред­мета коррекции.

Объекты психокоррекции — это отдельные сферы лич­ности, подвергающиеся изменениям, а предмет коррек­ции — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, объектом кор­рекции являются нарушения поведения ребенка, а предме­ты коррекции в зависимости от жалобы могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учителю, мотива­ция учения и др.

Условно можно выделить следующие группы методоь (Гройсман А.Л., 1987):

Наши рекомендации