Модель воспитательного процесса

Содержание: Выполнение пяти функций:

— ориентационной — создание условий профессионального выбора;

— коррекционной — преодоление отставания, неуспеваемо­сти; устранение нарушений и дефектов;

— реабилитационной — восстановление уверенности школь­ников в своих возможностях, создание ситуации успеха;

— стимулирующей — побуждение к разнообразным видам деятельности и предупреждение затруднений в образовательном процессе.

Технология:

— формирование умений распознать свои потребности, цен­ности, установки, способности и интересы;

—- применение конкретных программ коррекции;

— оптимистический взгляд учителя на возможности каждого ребенка, соответствующий профессиональный уровень;

–– предоставление учащимся выбора учебных курсов, уров­ня трудности учебного материала, способов оценивания зна­ний, научение самостоятельному построению индивидуальных программ самообучения;

— применение компактных и эффективных методик, позво­ляющих видеть продвижение школьников и их трудности.

Результат: создание условий для самостоятельного осознан­ного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, спо­собов существования, направлений самореализации и самосо­вершенствования в контексте человеческой культуры.

6. Образ отношений внутри школы

— адаптивная школа приспосабливается к условиям своей внутренней среды, определяемой отношениями участников учебно-педагогического процесса между собой и к школе; к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса.

7. Образ отношений школы с социумом

— адаптивная школа — социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней сре­ды;

— школа рассматривается как самоорганизующаяся систе­ма, характеризующаяся следующими условиями:

— открытость — между школой и ее окружением существуют определенные взаимосвязи; динамичность — школа постоянно адаптируется к изменяющимся условиям; сложность — самоор­ганизующаяся система школы состоит из множества подсистем, которые находятся между собой в различных отношениях; ав­тономность — школа сама определяет для себя границы, кото­рые позволяют ей создать свой образ по внутренним правилам и противостоять внешнему давлению.

8. Материально-техническая база (МТБ)

МТБ должна формироваться на основе разных источников финансирования:

— бюджетного;

— спонсорского;

— доходов от указанных услуг и хозяйственной деятельности и рационального использования оборудования.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется на совре­менном уровне:

— учебное образование, наглядные и технические средства обучения;

— игровое оборудование, средства организации трудового физического воспитания и творчества учащихся;

— информационное обеспечение;

— медико-реабилитационное оборудование

9. Управление и организация жизнедеятельности

В рамках школы созданы полуавтономные центры, 1юлнос-тью отвечающие за отдельные разделы деятельности школы.

Работой центров руководит консультативный совет во главе с директором школы, состоящий из руководителей центров.

Директор школы — консультативный совет:

цель — определение стратегии развития школы, культуры организации, ее общей структуры; состав — руководители центров.

Диспетчерский центр:

цель — организационное обеспечение учебно-воспитатель­ного процесса и управление им;

состав — руководитель центра, диспетчер, секретарь, за­ведующие кафедрами, учителя, учащиеся, родители.

Научно-исследовательский центр:

цель — научное обеспечение учебного процесса и управле­ние им;

состав — руководитель центра, ведущие сотрудники, учи­теля, учащиеся, родители, психолог.

Методический центр:

цель — методическое обеспечение учебного процесса; состав — руководитель центра, заведующие кафедрами, учителя, учащиеся.

Центр учебной и профессиональной ориентации учащихся:

цель — обеспечение условий для профессиональной ориен­тации учащихся;

состав — руководитель центра, психологи учителя, уча­щиеся, родители.

Центр организации жизнедеятельности учащихся:

цель — обеспечение условий для каждой личности вхожде­ния ее в социальную жизнь на данном уровне культуры с уче­том возрастных особенностей.

состав — руководитель центра, классные руководители, учащиеся, родители.

Центр общественного мнения и информации:

цель — выявление общественного мнения по вопросам жиз­недеятельности школы и информирование о нем участников педагогического процесса;

состав — руководитель центра, психолог, учителя, родители.

Финансово-хозяйственный центр:

цель — финансовое и хозяйственное обеспечение учебно-воспитательного процесса и управление им;

состав — руководитель центра, экономист, бухгалтер.

На основе концепции образовательного учреждения, учи­тывая его специфику, психолог разрабатывает конкретную модель психологической службы.

Основные блоки разрабатываемой модели:

Блок 1. Психодиагностика школьного коллектива.

Блок 2. Психологическая культура учителя.

Блок 3. Психологическая культура родителя.

Блок 4. Психологическая культура учащихся (младший школьник—подросток—старшеклассник).

Блок 1.Итог работы по первому блоку — выявление ос­новных факторов, порождающих психоэмоциональные про­блемы ребенка в условиях санаторной школы-интерната; сен­сорная депривация, строгий ортопедический режим, замк­нутая сфера общения и наличие основного и сопутствующих заболеваний, ограничивающих возможности ребенка.

Было отмечено, что названные факторы блокируют ба­зовые потребности ребенка в самореализации, независимо­сти, свободе принятия решений и действий, в непосред­ственном поведении и общении, в понимании, любви, под­держке, эмоциональном комфорте.

Длительное пребывание в интернате оказывает неблагоп­риятное воздействие на развитие личности учащегося, ос­ложняет его социальную адаптацию, способствует форми­рованию комплекса неполноценности, искаженной «Я-концепции», связанной, прежде всего, с негативным восприятием своего физического «Я». Доминирующие эмоциональные состояния детей, связанные с повышенной тревожностью, ранимостью, страхами, подавленностью, усугубляют тече­ние основного и сопутствующих заболеваний, затрудняют учебную деятельность.

Дети нуждаются в специфической психологической по­мощи, перестройке системы отношений к ним со стороны родителей, педагогов и медицинского персонала.

Блок 2представлен следующими направлениями работы психолога.

1. Диагностика педагогов (эмоциональное состояние, пси­хологический микроклимат, личностные свойства, мотивы деятельности и уровень сформированности профессиональ­ной направленности).

2. Индивидуальное консультирование по итогам психо­диагностики.

3. Групповые консультации педагогов по психологичес­ким трудностям в обучении, воспитании, общении с уча­щимися.

4. Психологический семинар педагогов:

— Структурный портрет педагогов различного психоло­гического склада: плюсы и минусы.

— Мотивы и результаты деятельности творчески работа­ющих педагогов.

— Психологические особенности учебного процесса в ус­ловиях ортопедического режима.

— Психологические основы урока.

— Психологические особенности детей с заболеванием «сколиоз».

— Мы и они: специфика взаимоотношений детей и взрос­лых в условиях санаторной школы.

— Основы профессионального контакта (дистанция, по­зиция, пространство, языки общения).

— Прочищение коммуникаций «учитель — ученик».

— Метод «поглаживания» в работе с детьми. Физичес­кие, эмоциональные, вербальные контакты.

— Культура телесности.

— Система работы педагога с младшими школьниками по адаптации в школе-интернате.

— Поиск форм и методов работы с подростками по сня­тию эмоциональной напряженности в условиях ортопеди­ческого режима.

— Особенности профессиональной ориентации и соци­альной адаптации детей с заболеванием «сколиоз».

Блок3. Работа по формированию психологической куль­туры родителей также имела определенную специфику:

— Родители глазами детей (по материалам индивидуаль­ной консультативной и терапевтической работы с детьми).

— История ожидания, рождения и развития ребенка (ин­дивидуальные беседы с врачами и психологами).

— Расскажите о своем ребенке (через любимую игрушку и рисунок ребенка).

- Что я чувствую в отрыве от своего ребенка (вербали­зация отрицательных эмоций).

— Права, привилегии и обязанности ребенка в семье (анкетирование и работа в группе).

— Как передать ребенку свою любовь (тренинг культуры телесности).

— Проблемы межличностных отношений в сфере «роди­тель — ребенок».

— Основы родительского контакта.

— Ребенок с заболеванием «сколиоз» глазами психонев­ролога (по результатам осмотра детей и анкетирования ро­дителей «Психоэмоциональное здоровье ребенка»).

— Психосексуальные проблемы воспитанников интерна­та и помощь родителей в их разрешений.

— Типы семейного воспитания, их влияние на формиро­вание личности.

— Поговорим о любви (семейный праздник в школе). Блок 4. Работа с учащимися осуществляется на основе

возрастно-типологического и индивидуального подхода. Представим программы занятий с младшими школьниками и старшими подростками.

Младшие школьники

Занятие 1. Как мне живется в школе?

Занятие 2. Взрослые в цвете (цветовая диагностика).

Занятие 3. Какие чувства я знаю (вербализация эмоцио­нального состояния)?

Занятие 4. Психологическая разгрузка «Мое настроение».

Занятие 5. Отдай свои чувства учителю (психологу).

Занятие 6. Чего хочет моя душа?

Занятие 7. Учимся устанавливать контакт (найди друга на необитаемом острове).

Занятие 8. Учимся отдыхать (музыкотерапия, психогим­настика).

Занятие 9. Учимся понимать себя (телесная терапия).

Занятие 10. Праздник у самовара (чтение писем психоло­гу).

Старшие подростки

Занятие 1. Осознание себя.

«Я» — уникальная и неповторимая личность (беседы о самоценности человека).

Занятие 2. Самопонимание.

Каким я ощущаю себя в этом взрослом мире? Почему трудно быть подростком (дискуссия)?

Занятие 3. Самоисследование и самоанализ.

Психосинтез (путешествие по своему телу. Письмо своему телу. Письмо своему «Я». Я думаю, я боюсь, я люблю); теле­сное ориентирование (практикум по культуре телесности).

Занятие 4. Я глазами других.

Поведенческие стереотипы (беседа с упражнениями); про­чищение коммуникаций (говорят лидеры и изолированные); группы поддержки (слабоуспевающих, неуверенных, влюб­ленных, битых в детстве); соконсультирование (индивиду­альное решение проблем в присутствии группы); тренинг личностного роста (поговорите обо мне).

Занятие 5. Прощение и прощание.

«Я хочу простить, я могу простить, я прощаю» (пись­менная и устная аффирмация); «Клубок» (визуальная и вер­бальная демонстрация взаимосвязей и взаимозависимостей); «Я и психолог» (обратная связь).

Авторская модель, определяющая содержание психоло­гической службы, является результатом творчества и про­фессиональной рефлексии специалиста. В известном смысле это стратегический ориентир, облегчающий психологу ре­шение тактических задач при планировании своей профес­сиональной деятельности.

Наши рекомендации