И уровень их спортивных достижений
Всевозрастающий уровень достижений в спорте ставит задачу тщательного изучения факторов, определяющих эффективность отбора и прогнозирования на всех этапах подготовки. Среди них наиболее важными считаются личностные особенности, которые, как известно, являются базисными, константными характеристиками конкретного индивида, с другой стороны, в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психологические состояния, влияющие на эффективность спортивной деятельности. Однако выявить типичные личностные особенности, дифференцирующие лиц, которые могут достичь выдающегося результата, довольно сложно, тем более, что в процессе обучения и последующей деятельности происходит их развитие. При этом обращается внимание на следующие моменты:
· Существует определенная степень постоянства личностных черт на протяжении жизни, но она не является стабильной. Условия жизнедеятельности и особенно спортивная деятельность могут в определенных пределах изменять линию развития личности.
· Мера постоянства и изменчивости разных личностных свойств, а также разных типов личности неодинакова.
· Разным типам личности соответствуют разные типы развития. Наряду с этим проявляются и скрытые особенности личности. В спортивной деятельности изменения личности возможны в силу того, что эта деятельность, как никакая другая, концентрирует на себе основную активность субъекта. Выявление путей развития возможно, сложность заключается в том, что внутри типологических групп существует большое индивидуальное разнообразие.
Все это осложняет целесообразный выбор средств и методов тренировочного процесса, в максимальной степени соответствующих личностным особенностям спортсмена, способствующим достижению высокого спортивного мастерства. В этом случае одного дифференцированного подхода недостаточно. Необходим индивидуальный подход, построенный на основе конкретного изучения возможностей и резервов каждого выдающегося спортсмена. Чем тщательнее изучают индивидуальные особенности выдающихся спортсменов, двигательные способности, технический и тактический арсенал, тем больше убеждаются в несомненности действия положения, что, действительно, выдающийся спортсмен является яркой индивидуальностью. И приходят эти спортсмены к одному и тому же выдающемуся результату различными методическими путями при различной, характерной только для них, структуре подготовленности.
Существенным в этом направлении является изучение личностных особенностей и влияния их на уровень достижений (свойств нервной системы и черт личности). Рассмотрим выраженность личностных особенностей применительно к следующим группам спортсменов:
Первая группа. Спортсмены, достигшие (на примере тяжелой атлетики) выдающихся результатов для взрослых (стали чемпионами Европы, мира, Олимпийских игр или установили соответствующие рекорды).
Вторая группа. Спортсмены, достигшие высокого результата только в юниорах (стали чемпионами Европы, мира, установили рекорды).
Третья группа. Спортсмены, быстро (в течение 2-х лет) выполнившие норматив 1-го спортивного разряда.
Четвертая группа. Спортсмены, затратившие на выполнение 1-го спортивного разряда более 3-х лет.
Пятая группа. Спортсмены, не достигшие в течение 5 лет 1-го спортивного разряда.
Приведенные данные показывают, что особенности нейродинамики (табл. 3) и черты личности значительно различаются у спортсменов не в соответствии с уровнем подготовленности, а в соответствии с уровнем их достижений.
Спортсмены, достигшие выдающихся результатов для взрослых (первая группа), в сопоставлении с показателями других групп различаются следующими особенностями нейродинамики. Им более свойственна средняя (38 % случаев) и низкая (33 %) подвижность возбуждения, инертность торможения (54 %) и некоторое преобладание возбуждения (51 %) и уравновешенности (22 %) по внешнему балансу, в то время как спортсмены, достигшие высоких результатов только для юниоров, отличаются несколько большей подвижностью возбуждения (48 %), средней подвижностью торможения (42 %), у них значительно выражено преобладание возбуждения по внешнему балансу (79 %).
Относительно личностного профиля выдающиеся атлеты различаются несколько большей направленностью на общение, силой характера, дипломатичностью, волевым самоконтролем; меньшие баллы наблюдаются по факторам, отражающим такие черты личности, как добросовестность, высокий уровень конформизма и вторичный фактор, характеризующий подчиненность. В целом, для выдающихся тяжелоатлетов можно отметить, что на фоне высокой тревожности их отличает активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость и высокое чувство долга.
Тяжелоатлетов, достигших высокого результата только в юниорах (вторая группа), характеризует личностный профиль, включающий в себя мечтательность с развитым воображением, низкий уровень конформизма, среди вторичных факторов – реактивная уравновешенность. Низкие баллы по следующим факторам: замкнутость, критическая настроенность, большая конкретность в мышлении, т. е. в общем и целом спортсмены данной группы независимы и подозрительны, замкнуты и эмоционально неустойчивы.
Определенные различия характерны и для спортсменов, различающихся временем выполнения нормативных требований и, в частности, 1-го спортивного разряда (третья группа). Так, для тяжелоатлетов, быстро выполнивших 1-й спортивный разряд, чаще свойственна большая подвижность возбуждения и преобладание торможения по внешнему балансу, в то время как типологический комплекс тяжелоатлетов, медленнее выполнивших 1-й спортивный разряд, чаще свойствен спортсменам, достигшим в последующем выдающихся результатов. Среди черт личности для третьей группы более характерны сила характера, дипломатичность, радикализм, высокий самоконтроль; низкие баллы получены по следующим факторам: самоуверенность, добросовестность, вторичный фактор – подчиненность.
Таблица 3
Выраженность типологических особенностей
у тяжелоатлетов, различающихся уровнем достижений
и временем выполнения нормативных требований, % случаев
Типологические особенности | Группы | |||||
Сила нервной системы по возбуждению | Большая Средняя Малая | |||||
Подвижность возбуждения | Высокая Средняя Низкая | |||||
Подвижность торможения | Высокая Средняя Низкая | |||||
Баланс между внутренним возбуждением и торможением | Возбудимые Уравновешенные Тормозные | |||||
Баланс между внешним возбуждением и торможением | Возбудимые Уравновешенные Тормозные |
Тяжелоатлетам, медленнее выполнившим 1-й спортивный разряд (четвертая группа), свойственны такие черты личности, как дипломатичность, высокая тревожность; среди вторичных факторов – реактивная уравновешенность. Низкие баллы получены по таким факторам, как покорность, неприятие моральных норм, самоуверенность и жестокость, практичность и консерватизм, высокий конформизм, плохая контролируемость эмоций, подчиненность.
Сопоставляя типологический комплекс тяжелоатлетов (пятая группа), которые не выполнили 1-й спортивный разряд, необходимо отметить значительное различие: во-первых, им свойственна высокая подвижность нервных процессов, уравновешенность и преобладание торможения по внутреннему и внешнему балансам. Личностный же профиль включает в себя упрямство и самоуверенность, зависимость, богатое воображение, низкий уровень конформизма, лучшую контролируемость эмоций. Низкие баллы получили факторы, отражающие простоватость, уверенность в себе.
Выявления только различий в выраженности особенностей нейродинамики и черт личности недостаточно для определения факторов, способствующих успешной деятельности. Необходимо системное изучение взаимодействия индивидуальных свойств субъекта. Определенное представление о структуре взаимосвязей исследуемых свойств дает корреляционный анализ.
Таким образом, различия значительнее проявляются при изучении личностных особенностей в соответствии с уровнем достижений. Последнее позволит более целенаправленно проводить отбор и прогнозирование на каждом этапе, целесообразнее планировать многолетний учебно-тренировочный процесс. Многочисленными исследованиями показано, что у представителей различных видов спорта имеются отличительные особенности в чертах личности. В одних случаях получаются довольно четкие различия, в других – такие различия отсутствуют. Другая особенность, выявленная в отдельных работах, заключается в том, что устанавливаются структурные взаимосвязи профессионально важных качеств применительно к конкретной деятельности. При этом обращается внимание на то, что не всегда совпадают корреляционные матрицы одних и тех же тестовых показателей в разных группах испытуемых. В целом же специфика деятельности и условия ее протекания накладывают отпечаток именно на структуру взаимосвязей черт личности – это подтверждают специфика деятельности и результаты факторного анализа.
Изучения выраженности только личностных особенностей недостаточно для более глубокого проникновения в сущность особенностей индивида применительно к конкретной спортивной деятельности. В результате необходимо не только производить оценку выбора из отдельных его черт, но и соотносить, сопоставлять качественные и количественные показатели их личностных черт. Учет же характера малозначимых черт личности применительно к определенной деятельности позволит дополнить основные показатели новым содержанием, повысить истинность и надежность общей оценки. Исходя из особенностей дифференцированного и индивидуального подходов в учебно-тренировочном процессе, необходимо отметить, что обучение обычно строится по пути использования наименее стойких и в обход наиболее неприступных индивидуальных констант. Однако это не единственное решение вопроса. Анализируя это, Е. А. Климов отмечает, что там, где мы можем эффективно сдвинуть психофизические константы на наиболее благоприятный с точки зрения обыкновенных задач уровень, и это не приводит к нежелательным последствиям, это, конечно, нужно делать, т. е. нужно искать пути эффективного «штурма» этих констант. Каким образом это соотносится с теми различиями в личностных особенностях, выявленных применительно к тяжелоатлетам, различающимся уровнем достижений?
То, что выдающихся результатов среди взрослых достигают чаще спортсмены с определенным психофизическим комплексом, в значительной степени может быть связано с традиционностью используемых средств, методов в учебно-тренировочном процессе. Можно предположить, что целесообразный подбор средств и методов в тренировочном процессе, в максимальной степени соответствующих индивидуальным особенностям тяжелоатлетов, достигших высокого результата в юниорах, позволит реализовать в дальнейшем имеющиеся потенциальные возможности этих спортсменов. Однако это очень сложная задача, т. к. требует не только хорошего знания особенностей современной методики тренировки, но и способности соотносить их с индивидуально-психологическими особенностями спортсмена.
Успешность в спорте имеет тесную связь с физической подготовкой и видом спорта, с силой нервных процессов, предпочтением своих решений, самоконтролем и уравновешенностью. Для выдающихся спортсменов характерна явная связь с потребностью достижения успеха в структуре мотивации. В соответствии с этим трудно согласиться с тем, что свойства высшей нервной деятельности – сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения – являются единственными критериями, которые обусловливают не только выбор вида спортивной деятельности, но и служат критерием оценки будущих результатов представителей различных спортивных специализаций.