Тема 1. Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми

1. Первичные, эмоционально-непосредственные отношения (общение) детей со взрослыми.

2. Значение первичных форм общения для дальнейшего психологического развития ребенка.

3. Основные шаги в совершенствовании средств и форм общения в течение первого года жизни ребенка.

4. Развитие общения детей в раннем возрасте.

5. Появление совместной предметной деятельности и предметно-опосредствованного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Тема 2. Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте

1. Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста.

2. Выход общения детей за пределы узкосемейных связей и отношений.

3. Перестройка взаимодействия и общения ребенка с разными людьми в связи с поступлением в школу.

4. Взаимоотношения в группах сверстников в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.

Те м а 3. Взаимоотношения подростков

1.Переход к общению со сверстниками в замкнутых товарищеских группах, психологически изолированных от взрослых.

2.Межличностные конфликты в общении подростков, их причины, динамика развития и способы устранения.

3.Внутреннее разделение систем общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

4.Возникновение и развитие товарищеских отношении со сверстниками одного

пола.

5.Первые попытки установления дружеских отношении со сверстниками другого пола.

Тема 4. Отношения с людьми в ранней юности

1.Дифференциация взаимоотношений в ранней юности.

2. Развитие дружеских отношений со сверстниками противоположного пола.

3. Межличностные отношения в период первой влюбленности.

4. Изменение отношенийсо взрослыми к концу обучения в школе.

Темы для рефератов

1. Развитие общения детей в течение первых трех лет жизни.

2. Особенности общения и взаимоотношений детей-дошкольников.

3. Межличностные взаимоотношения младших школьников.

4. Взаимоотношения в подростковом возрасте.

5. Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Факторы, влияющие на развитие средств и форм общения детей от рождения до трехлетнего возраста.

2. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и младших школьников.

3. Противоречия в развитии взаимоотношений у детей подросткового возраста.

4. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

Литература

I

Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.—М., 1991.

(Взаимоотношения подростков со взрослыми: 65—98.)

Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.— М., 1986.

(Анализ конфликтных ситуаций в классе: 77—83. Конфликты в старшем школьном возрасте: 111—119.)

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987.

(Кризис семи лет: 24—31.)

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.

(Возникновение общения у ребенка: 30—75. Развитие общения у детей в первые семь дет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми:106--120.)

Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.— М., 1991.

(Половые роли в отрочестве: 122—220. Группа сверстников: 126—132.)

Развитие общения дошкольников со сверстникам.— М., 1989.

(Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте: 29—32. Особенности контактов между младенцами: 33—49. Роль взрослого и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни: 50--54, Развитие общения со сверстниками, его мотивов и средств в дошкольном возрасту 74—165.)

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группа

детского сада.— М., 1988.

(Межличностные отношения в группе детского сада (выявленные при помощи социометрии): 61—110. Межличностное восприятие в группе детского сада: 110—140 Межличностное общение детей в группе детского сада: 140—173.)

II

Деятельность и взаимоотношения дошкольников.— М., 1987.

(Социально-психологические особенности игровых групп детей-дошкольников: 20— 43. Межличностные отношения в группах дошкольников: 43—94. Регуляция межличностных отношений дошкольников: 94—108. Лидерство в группах дошкольников 158—169.)

Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.

(Взаимоотношения юношей со сверстниками: 106—127. Межличностные взаимоотношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.)

Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.— Кишинев, 1987.

(Генезис общения у дошкольников: 5—43.)

Мир детства: подросток.— М., 1989.

(Подросток и взрослые: 56—76. Подросток и его друзья: 76—96.)

Развитие общения у дошкольников.— М., 1974.

(Общение со взрослыми ребенка первого полугодия жизни: 18—112. Особенности общения у детей раннего возраста: 113—154. Общение со взрослыми у дошкольников: 153—254. Развитие общения у детей: 256—282.)

Устименко С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков //

Вопросы психологии.— 1984.—№ I.—С. 27—33.

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре.— М., 1984.

(Психолого-педагогические предпосылки развития взаимоотношений: 5—13. Проблема детских взаимоотношений в психолого-педагогической литературе: 22—29. Взаимоотношения детей младшего и среднего дошкольного возраста: 29—49.)

Этика и психология семейной жизни.— Минск, 1989.

(Особенности межличностных отношений юношества: 41—109.)

Ill

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984.

(Межличностные отношения в младшем школьном возрасте: 151—155.)

Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.—М., 1981.

(Психология личных отношений детей: 50—74.)

Коломинский Я. П. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).— Минск, 1976.

(Взаимоотношения в группе сверстников: 5—18, 50—80. Взаимоотношения дошкольников: 203—211. Взаимоотношения в начальных классах: 211—215. Взаимоотношения подростков: 215—222. Взаимоотношения старшеклассников: 222—228.)

Наши рекомендации