Тема 1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте
1. Общая характеристика социально-психологической ситуации личностного развития подростка.
2. Тяга подростков к взрослости.
3. Трудности становления настоящей взрослости в подростковом возрасте (расхождение между «быть» и «казаться»).
4. Возникновение новой внутренней позиции у подростков.
5 Развитие подражания, изменение его роли и форм.
6 Особенности становления самосознания в подростковом возрасте.
Тема 2. Формирование волевых качеств
1. Сензитивность подросткового возраста к развитию волевых качеств личности.
2. Источники и объекты для подражания подростков в волевом поведении.
3. Пути и средства формирования воли у мальчиков-подростков.
4. Особенности выработки волевых качеств личности у девочек-подростков.
Тема 3. Развитие деловых качеств личности
1. Условия и источники развития деловых качеств личности у подростка.
2. Развитие деловых качеств в учебной деятельности.
3. Формирование инициативы, деловитости и предприимчивости в труде.
4. Организация учебно-дидактических деловых игр среди подростков.
Тема 4. Достижения психического развития подростков
1. Успехи в развитии познавательных процессов.
2. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии подростков.
3. Основные личностные новообразования подросткового возраста.
4. Межличностное восприятие в подростковом возрасте.
5. Динамика изменения положительных и отрицательных самооценок у подростков.
Темы для рефератов
1 Социально-психологическая характеристика ситуации личностного развития в подростковом возрасте.
2. Формирование волевых качеств личности у подростков.
3. Становление деловых качеств личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.
2.Пути и средства ускоренного формирования волевых качеств личности у подростка.
3. Психолого-педагогические основы развития современных деловых качеств личности у подростков.
4. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.
Литература
I
Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.—М., 1991.
Передача ребенку ответственности за его собственную жизнь: 27—48.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского,—М., 1979.
(Подросток: 101—145.)
Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.— 1972.— № 2.— С. 25—38.
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения,—М., 1986.
(Конфликты в подростковом возрасте: 26—48, 92—99.).
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л.-1983.
(Акцентуации характера в подростковом возрасте: 26-48,92-99)
Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.—
М., 1991.
(Развитие моральных суждений в отрочестве: 99—103. Политическое мировоззрение: 103—108. Процесс социализации (особенности родительских отношений, половых ролей и дружеских привязанностей): 109-132. Становление идентичности в отрочестве: 133—157.)
Мирдетства: подросток.—М., 1989. (Самосознание и самовоспитание у подростков: 96—114.)
II
Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989.
(Подросток: 119—153.)
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.—
М., 1968.
(Формирование личности в подростковом возрасте: 292—365.)
Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития
личности.— М., 1977.
(Подросток и юноша: 21—64.)
Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969.
(Становление характера в подростковом возрасте: 394—405.) .
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966.
(Подростковый возраст (эмоции и чувства): 114—141.)
Ill
Маркова А. К. Психология обучения подростка.— М., 1975.
(Отношение подростка к школе и учению: 3—16.)
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989.
(Самоконтроль у подростков: 94—98.)
Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988.
(Психические особенности старшего подросткового возраста: 34—36.)
Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987.
(Подростковый возраст: 122—133.)
Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. 1.— М., 1987.
(Психология ребенка и подростка: 163—185.)
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1984.— Т. 4.
(Педология подростка: 5—243.)
Кузнецова Г. И., Харченков В. Д. Психологические особенности
недисциплинированных подростков // Вопросы психологии.—1981.— № 6.— С. 138—144.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
(Типы акцентуации характера у подростков: 78—185.)
Глава 13.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Краткое содержание
Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора («каким быть?»). Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов в юности. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. Основные нравственные проблемы юности. Нравственные категории добра и зла. Честность, справедливость и порядочность, обсуждение этих личностных качеств в юности. Особенности отношения к нравственным категориям и решение нравственных проблем старшими школьниками. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек.
Становление мировоззрения. Ранний юношеский возраст — начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека. Особенности формирования мировоззрения у старших школьников в современных условиях. Отсутствие социально-политических ориентиров, плюрализм и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации, необходимость и трудности в осуществлении мировоззренческого выбора в этих условиях. Формирование в юности разных аспектов мировоззрения. Проблема соединения религии и науки.
Нравственное самоопределение. Ранняя юность — начало практической реализации серьезных жизненных планов. Мучительность поисков ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?». Соотношение между реальным и идеальным «Я» в юности. Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация внутренней и внешней жизни, нормализация отношений ко времени окончания школы.
Основные черты психологии старшего школьника. Интеллектуальная зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.