Методологические и теоретические подходы к изучению
феноменологии задержки психического развития………………………….7
Феноменология задержки психического развитие……………………………..7
Соотношение биологического и социального в генезе
задержки психического развития……………………………………………….13
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..15
Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей
с умственной отсталостью………………………………………………………25
Психологическая диагностика детей с задержкой
психического развития ………………………………………………………29
Основные принципы и общая характеристика
психодиагностической работы с детьми………………………………………29
Психодиагностика познавательных особенностей
и уровня умственного развития детей………………………………………….39
Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы
Детей……………………………………………………………………………...50
Психодиагностика особенностей мотивационно-
потребностной сферы личности детей…………………………………………63
Психодиагностика психодинамических
и характерологических особенностей детей …………………………………..73
Психологическая коррекция детей с задержкой
психического развития ………………………………………………………80
Основные принципы и общая характеристика
психокоррекционной работы с детьми…………………………………………80
Психологическая коррекция нарушений познавательной
сферы детей………………………………………………………………………85
Психологическая коррекция нарушений
эмоционально-волевой сферы детей…………………………………………...97
Психологическая коррекция характерологических
деформаций детей………………………………………………………………101
Основные принципы психоконсультационной работы
С детьми с ЗПР, их родителями, взаимодействие детей с ЗПР
со сверстниками………………………………………………………………104
Принципы психоконсультационной работы с детьми ……………………..104
Принципы консультативной работы с родителями,
имеющими детей с ЗПР……………………………………………………….105
Взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками………………………………110
Психологическая реабилитация детей с ЗПР как
комплексная система психологической помощи…………………………….117
Литература ……………………………………………………………………...122
Предисловие
В последние десятилетия XX в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны [51].
Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18%, с задержкой психического развития — на 20,2%. '
Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих
потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с задержкой психического развития, необходимо особое внимание обратить на содержание тех аспектов воздействия, которые могли бы уже сейчас реально войти в систему деятельности практических работников.
Процесс психологической помощи — это не разовое мероприятие, а длительное многоплановое воздействие на личность ребенка, реализуемое с учетом влияния биологических, социально-средовых, психологических факторов.
В пособии представлена разработка общего алгоритма системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего в себя психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.
Наряду с теоретическим обоснованием методов психологической реабилитации детей с ЗПР пособие содержит практические рекомендации по организации психодиагностической и коррекционной работы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЗАДЕРЖКИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ