Методологические и теоретические подходы к изучению

феноменологии задержки психического развития………………………….7

Феноменология задержки психического развитие……………………………..7

Соотношение биологического и социального в генезе

задержки психического развития……………………………………………….13

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..15

Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей

с умственной отсталостью………………………………………………………25

Психологическая диагностика детей с задержкой

психического развития ………………………………………………………29

Основные принципы и общая характеристика

психодиагностической работы с детьми………………………………………29

Психодиагностика познавательных особенностей

и уровня умственного развития детей………………………………………….39

Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы

Детей……………………………………………………………………………...50

Психодиагностика особенностей мотивационно-

потребностной сферы личности детей…………………………………………63

Психодиагностика психодинамических

и характерологических особенностей детей …………………………………..73

Психологическая коррекция детей с задержкой

психического развития ………………………………………………………80

Основные принципы и общая характеристика

психокоррекционной работы с детьми…………………………………………80

Психологическая коррекция нарушений познавательной

сферы детей………………………………………………………………………85

Психологическая коррекция нарушений

эмоционально-волевой сферы детей…………………………………………...97

Психологическая коррекция характерологических

деформаций детей………………………………………………………………101

Основные принципы психоконсультационной работы

С детьми с ЗПР, их родителями, взаимодействие детей с ЗПР

со сверстниками………………………………………………………………104

Принципы психоконсультационной работы с детьми ……………………..104

Принципы консультативной работы с родителями,

имеющими детей с ЗПР……………………………………………………….105

Взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками………………………………110

Психологическая реабилитация детей с ЗПР как

комплексная система психологической помощи…………………………….117

Литература ……………………………………………………………………...122

Предисловие

В последние десятилетия XX в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны [51].

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18%, с задержкой психического развития — на 20,2%. '

Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих

потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с задержкой психического развития, необходимо особое внимание обратить на содержание тех аспектов воздействия, которые могли бы уже сейчас реально войти в систему деятельности практических работников.

Процесс психологической помощи — это не разовое мероприятие, а длительное многоплановое воздействие на личность ребенка, реализуемое с учетом влияния биологических, социально-средовых, психологических факторов.

В пособии представлена разработка общего алгоритма системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего в себя психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.

Наряду с теоретическим обоснованием методов психологической реабилитации детей с ЗПР пособие содержит практические рекомендации по организации психодиагностической и коррекционной работы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЗАДЕРЖКИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации