Методическое обеспечение оценки копинг–стратегий
Опросник «Копинг–стратегии»
Р. Лазарус
Вводные замечания
Опросник содержит восемь шкал:
Конфронтация –агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовность к риску.
Дистанцирование –когнитивные усилия на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости.
Самоконтроль –усилия по регулированию своих чувств и действий.
Поиск социальной поддержки –усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
Принятие ответственности –признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения.
Бегство–избегание –мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы в отличие от дистанцирования от нее.
Планированиерешения проблемы –произвольные, проблемно–сфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем.
Положительная переоценка –усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение [42].
Опросник
Инструкция:постарайтесь вспомнить, каким образом вы чаще всего разрешали сложные для себя ситуации, и оцените каждый из вариантов поведения по следующей шкале:
1. Сосредоточивался(ась) на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге.
2. Начинал(а) что–то делать, зная, что это все равно не будет работать; главное – делать хоть что–нибудь.
3. Пытался(ась) склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение.
4. Говорил(а) с другими, чтобы больше узнать о ситуации.
5. Критиковал(а) и укорял(а) себя.
6. Пытался(ась) не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть.
7. Надеялся(ась) на чудо.
8. Смирялся(ась) с судьбой: бывает, что мне не везет.
9. Вел(а) себя, как будто ничего не произошло.
10. Старался(ась) не показать своих чувств.
11. Пытался(ась) увидеть в ситуации что–то положительное.
12. Спал(а) больше обычного.
13. Срывал(а) свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы.
14. Искал(а) понимания и сочувствия у кого–нибудь.
15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески.
16. Пытался(ась) забыть все это.
17. Обращался(ась) за помощью к специалистам.
18. Менялся(ась) или рос(ла) как личность в положительную сторону.
19. Извинялся(ась) или старался(лась) как–то все загладить.
20. Составлял(а) план действий и следовал(а) ему.
21. Старался(ась) дать какой–то выход своим чувствам.
22. Понимал(а), что я сам вызвал эту проблему.
23. Набирался(ась) опыта в этой ситуации.
24. Говорил(а) с кем–либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации.
25. Пытался(ась) улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением.
26. Рисковал(а) напропалую.
27. Старался(ась) не действовать слишком активно.
28. Поспешно доверялся(ась) первому чувству.
29. Находил(а) новую веру во что–то.
30. Вновь открывал(а) для себя что–то важное в жизни.
31. Что–то менял(а) так, что все улаживалось.
32. В целом избегал(а) общения с людьми.
33. Не допускал(а) это до себя, старался(ась) особенно об этом не задумываться.
34. Спрашивал(а) совета у родственника или друга, которых уважал(а).
35. Старался(ась), чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела.
36. Отказывался(ась) воспринимать это дело слишком серьезно.
37. Говорил(а) с кем–то о том, что я чувствую.
38. Стоял(а) на своем и боролся(лась) за то, чего хотел.
39. Вымещал(а) это на других людях.
40. Пользовался(ась) прошлым опытом, мне уже приходилось попадать в такое положение.
41. Знал(а), что надо делать и удваивал(а) свои усилия, чтобы все наладить.
42. Отказывался(ась) верить, что это действительно произошло.
43. Я давал(а) себе обещания, что в следующий раз все будет по–другому.
44. Находил(а) пару других способов решения проблемы.
45. Старался(ась), чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах.
46. Что–то менял(а) в себе.
47. Хотел(а), чтобы все это скорее как–то образовалось или кончилось.
48. Представлял(а) себе, фантазировал(а), как все это могло бы обернуться.
49. Молился.
50. Прокручивал(а) в уме, что мне сказать или сделать.
51. Думал(а) о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался(ась) подражать ему.
Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество …………………………………………………………………………………
Возраст ………………………………………………….
Обработка и интерпретация результатов.С помощью «ключа» подсчитывается общий балл по каждой шкале (сумма ответов): «никогда» – 0 баллов; «иногда» –1 балл; «редко» –2 балла; «часто» –3 балла. Итоговая оценка по шкале – процент от максимально возможной.
Анализируется профиль копинг–стратегий по всем шкалам. Позитивным считается преобладание среднего значения по субшкалам: 3–5, 7, 8 над субшкалами 1, 2, 6.
«Ключ» и описание субшкал
1. Конфронтативный копинг.Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовность к риску. Пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
2. Дистанцирование.Когнитивные усилия, направленные на отдаление от ситуации и уменьшение ее значимости. Пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
3. Самоконтроль.Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
4. Поиск социальной поддержки.Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
5. Принятие ответственности.Признание своей роли в решении проблемы; усилия, направленные на ее решение. Пункты: 5, 19, 22, 42.
6. Бегство–избегание.Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к уходу или избеганию проблемы. Пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
7. Планирование решения проблемы.Произвольные проблемно–фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем. Пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
8. Положительная переоценка.Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает и религиозное измерение. Пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.