Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

6. Грубость и несдержанность коллег (заказчиков, клиентов, бизнес–партнеров)

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Обработка результатов их интерпретация.Для получения общего индекса стрессогенности для всех ситуаций подсчитывается среднее значение по всем субшкалам (табл. 4.1):

1 – повторяемость(оценка временной характеристики ситуации);

2 – эмоциональная напряженность(субъективная оценка внутренних ресурсов);

3 – личная значимость(оценка полезности ситуации для будущего);

4 – неконтролируемость(неопределенность собственных ресурсов управления ситуацией);

5 – продуктивность(оценка внутренних ресурсов);

6 – неопределенность(оценка открытости пространства ситуации).

Общий индекс стрессогенности может быть использован для дифференциации исследуемой выборки на подгруппы с высокой, средней и низкой уязвимостью к стрессовым ситуациям на рабочем месте. Анализ персональных показателей стрессогенности по отдельным субшкалам дает полезную информацию для индивиального консультирования по вопросам преодолевающего поведения в ПТС.

Таблица 4.1

Субшкалы для оценки стрессогенности ПТС

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Для определения индивидуальных особенностей субъективной репрезентации ПТС можно провести сравнение шкальных оценок как по отдельным субшкалам, так и по разным типам ситуаций в соответствии с «ключом». Выявить, какие ситуации воспринимаются каждым субъектом как наиболее стрессогенные, и разработать персональные рекомендации по способам совладания с подобными ПТС.

«Ключ»Ситуация «потери»– 1, 4 ПТС; Ситуация «угрозы потери»– 2, 5 ПТС; Ситуация «вызова»– 3, 6 ПТС.

Вариант шкалы оценки стрессогенности ПТС для бизнес–тренеров[1]

В данном варианте используется семь шкальных критериев с учетом специфики работы бизнес–тренеров. Обработка и интерпретация осуществляются аналогичным образом.

Во время проведения тренинга в группе между участниками возникает сильный конфликт, который не разрешается до окончания тренинга

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

2. После проведения тренинга руководитель (заказчик тренинга) говорит вам, что он недоволен результатами тренинга

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Во время проведения тренинга участники группы демонстративно высказывают свое несогласие с вами и недовольство

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Во время тренинга по отношению к вам возникает сильное сопротивление группы, причины которого вам не ясны

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Участники тренинга после его окончания сказали, что тренинг был неинтересным и ничего им не дал

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Во время тренинга возникают сбои в техническом обеспечении (нет или не хватает необходимых материалов для работы группы, не включается камера, телевизор, отсутствует флип–чарт и т. п.)

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Пример контент–анализа результатов анкетирования для выявления наиболее типичных ПТС в профессиональной деятельности бизнес–тренеров

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

В табл. 4.2 представлены средние значения и стандартные отклонения когнитивной оценки ПТС разных типов (ситуации «потери», «угрозы» и «вызова») по критериям неопределенности, интенсивности эмоционального переживания, повторяемости, значимости для профессиональной деятельности и изменчивости, полученные в группе бизнес–тренеров.

Некоторые варианты типичных трудных ситуаций в профессиональной деятельности, выявленные нами в ходе анкетирования разных специалистов

Ситуации «потери»:

1. Ваша рабочая группа потеряла выгодный заказ (премии, льготы и др.).

2. Вышестоящий начальник несправедливо лишил вас льгот, привилегий или переместил на более низкооплачиваемую должностную позицию.

3. Вирус уничтожил в ПК вашу работу, которую вы делали в течение длительного времени, и она не подлежит восстановлению. Все нужно начинать сначала.

4. Из организации ушел квалифицированный специалист и «родственная душа».

Таблица 4.2

Первичная статистика шкальных критериев стрессогенности ПТС в группе бизнес–тренеров (41 человек)[2]

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Ситуации «угрозы»:

1. Предстоящая аттестация, по итогам которой будет должностное перемещение или сокращение.

2. Ответственный экзамен, защита диплома, диссертации, проекта и др.

3. На вас написали жалобу или плохие отзывы о вашей работе. Ситуации «вызова»:

1. Повышение требований и ухудшение условий работы.

2. Неожиданное изменение сроков сдачи работы.

3. За вашу работу получили благодарность и материальное поощрение другие лица.

4. Вы узнали от начальства, что вас кто–то оклеветал или распустил грязные слухи.

Пример исследования субъективной репрезентации ПТС в профессиональной деятельности инженерно–технических работников (ИТР)

В исследовании Е. В. Жукиной приняли участие ИТР военно–промышленного предприятия (руководители высшего и среднего звена). Общее число выборки составило 84 человека (55 мужчин и 29 женщин) в возрасте от 23 до 74 лет (средний возраст 47,26 года, SD = 14,22).

В результате использования разработанной нами[3]шкалы стрессогенности ПТС было обнаружено, что среди всех стрессовых ситуаций, о которых сообщили респонденты, в большей степени преобладают ситуации «потери» (46 %). Ситуации «угрозы» составляют 31 % и «вызова» – 23 % (рис. 4.1).

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Рис. 4.1.Соотношение частоты встречаемости различных типов ПТС (в процентах) у инженерно–технических работников (усл. обозн.: 1 – ситуации «вызова»; 2 – ситуации «потери»; 3 – ситуации «угрозы»)

Сравнительный анализ ситуаций («вызов», «угроза», «потеря») по общему индексу стрессогенности показал, что ситуации типа «потери» и «вызов» воспринимаются ИТР более стрессогенными по сравнению с ситуациями «угроза потери» (рис. 4.2).

Данный факт можно объяснить тем, что ПТС типа «потери» имеют наибольшую частоту и продолжительность в профессиональной деятельности ИТР и воспринимаются ими как «хронические» и более трудные. Для данной профессиональной группы хронический характер производственных стрессов представляет высокая рабочая нагрузка, неудовлетворенность низким социальным статусом и финансовым вознаграждением. Повышенный уровень оценки стрессогенности в ситуации «вызова», очевидно, связан с неэффективными коммуникациями, которые создают психологически напряженные ситуации, препятствуют профессиональной продуктивности и самореализации в работе разных отделов и рабочих групп.

Сбои в работе из–за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия - student2.ru

Рис. 4.2.Уровень стрессогенности ситуаций разного типа (1 – «вызов», 2 – «угроза», 3 – «потеря»)

Применение шкалы стрессогенности ПТС позволило также определить, что инженеры на 1–м этапе профессионализации в большей мере подвержены воздействию различных ПТС, чем на последующих возрастных этапах профессионализации (табл. 4.3). Это говорит о том, что значительная часть повседневных рабочих ситуаций оценивается молодыми специалистами как потенциально стрессогенные и требует напряжения адаптационных механизмов.

Таблица 4.3

Наши рекомендации