Предмет общей психодиагностики

Психологическая диагностика – (греч. душа и способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. (словарь… Бурлачук, Морозов стр. 268…).

В зарубежной литературе понятие психодиагностики используется:

1 как синоним психологического тестирования,

2 как получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разработка),

3 как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов.

Объект психодиагностики

Основные принципы, категории и понятия психодиагностики

Анкета

(от фр. enquete – список вопросов) – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Анкетирование

(от франц. enguete – cписок вопросов) метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных в анкетах вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования.

Анкетный метод

метод психологической науки: письменная постановка вопросов, предусматривающих письменные ответы об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемого. Ответы даются в предусмотренной форме и затем анализируются для выяснения суждения.

Валидность

(от англ. valid – пригодный) – комплексная характеристика теста, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности исследуемой по отношению к ней диагностической процедуры; один из основных критериев качества теста, понятие, указывающее нам, 1 – что тест измеряет и 2 – насколько хорошо он это делает.

· дифференциальная . (differential validiti) – один из компонентов прогностической валидности, отражающий способностью методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств.

· инкрементная . (incremental validiti) – один из компонентов прогностической валидности, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора.

· конкурентная . (concurrent validiti) – характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике; измеряется корреляцией результатов данного теста с измерениями при помощи других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной.

· конструктная . (construct validiti) – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста; чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста.

· очевидная . (face validiti) – представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. Чем более тест выглядит измеряющим то, для измерения чего он предназначен, тем выше его очевидная валидность.

· прогностическая . (predictive validiti) – информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения; чем лучше тест может прогнозировать критерий, тем выше его прогностическая валидность.

· содержательная . (content validiti) – один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области психических свойств.

Валидность теста

(от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того психического свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста. Различают несколько видов в.т.: в.т. конструктивная, в.т. по критерию, в.т. по содержанию, прогностическая в.т. и др. Валидность лучших тестов, выраженная коэффициентами корреляции (линейными, ранговыми и др.) составляет 0,3-0,8. К сожалению, есть случаи, когда тесты применяются без проверки их на в. В результате оказывается, что они бесполезны или даже вредны. В. т. – это показатель степени его эффективности. Она, естественно, меняется в зависимости от контингента людей, которые подвергаются тестированию, и характера их будущей деятельности. Один и тот же тест может быть высоковалидным для одной ситуации, бесполезным для другой и вредным для третьей.

Наши рекомендации