Цикл развивающих занятий в адаптационный период
Тематическое планирование
№ занятия | Задачи занятия |
1,2,3 | создание положительной эмоциональной атмосферы в группе; знакомство со взрослыми и детьми; развитие эмпатии; осознание себя, своего имени; снятие психо-мышечного напряжения; развитие координации движений , мелкой моторики, ориентации в собственном теле;. создание игровой мотивации. |
4,5,6,7,8,9 | создание положительной эмоциональной обстановки в группе; развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. снижение импульсивности и излишней двигательной активности. снятие эмоционально-мышечного напряжения; развитие умения действовать соответственно правилам игры; сплочение группы, умение взаимодействовать со сверстниками. |
10,11,12 | развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласовано, подстраиваться к темпу движений партнера). снятие тревожности; |
ЗАНЯТИЕ №1 «Котенька-коток»
Цель занятия : 1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;
2) знакомство детей со взрослыми (воспитателем и психологом) и друг с другом;
3) развитие эмпатии;
4) снятие психомышечного напряжения;
5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле.
Оборудование: корзина, кукла-котенок, маленькая игрушечная мышка, палочка с бантиком, альбомные листы по количеству детей, с нарисованным на каждом листе котиком, краски для рисования пальцами, влажные салфетки для рук.
Ход занятия:
> «Здравствуй, я котик!»
Психолог приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Психолог надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я –котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель)
> «Ласковое имя»
Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т.д.
> «Как у нашего кота»
Психолог обращает внимание детей на котика, читается потешка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Зубки белые,
Глаза смелые.
При повторном прочтении психолог вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки.
> «Кот и мышь»
Психолог говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:
Кот, кот, коток,
Не садись на краек,
Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!
Кот переговаривается с мышью:
- Мышечка-поскребушечка, ты куда бегала?
- В погребок.
- Что там делала?
- Ела сыр и творог.
- Мне молоко оставила?
- С порожка скочила, хвост в молоке обмочила,
- Ну словлю!
- А я убегу!
С этими словами мышь начинает бегать по столу, по детям, а кот ее догоняет. Мышка прячется и убегает от кота. (психолог прячет игрушку-мышку).
«Кот усатый ходит» (пальчиковая игра)
Психолог и дети, пропевают песенку и выполняют движения.
Кот усатый ходит, | Показывают ушки у кота |
Все за мышкой бродит, | Двумя пальчиками «ходят» |
Мышка, мышка берегись | Грозят пальчиком |
Смотри коту не попадись. | Помотать головой |
Игра повторяется 2-3 раза.
«Лови-лови»
Психолог рассказывает детям, что котята очень любят играть с бантиками. Предлагает детям превратиться в котят ( «раз, два, три - вокруг себя повернись и в котенка превратись!» ) Достает палочку, к которой привязана веревочка с бантиком. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать бантик. Поворачиваясь в разные стороны, психолог пытается вовлечь в эту забаву всех детей. После игры психолог привязывает бантик котику на шею и предлагает детям сесть на коврик около котенка и уложить его спать.
Релаксация (котик ложиться спать). Психолог укачивает котенка и напевает мотив колыбельной песенки: А-а-а-а….
Рисование. (Детям раздают заранее заготовленные листы, на которых у каждого ребенка нарисован котик). Педагог объясняет, что котята потеряли разноцветные шарики и поэтому грустят. Чтобы развеселить котят, надо пальчиком нарисовать для них разноцветные шарики (психолог показывает приемы работы). Дети пальцами рисуют около своего котенка шарики (макают пальчик в заранее приготовленную гуашь и рисуют).
ЗАНЯТИЕ №2
«Разноцветные клубочки»
Цель занятия:1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;
2) снятие эмоционального и мышечного напряжения;
3) развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
4) снижение импульсивности, повышение двигательной активности
5) развитие эмпатии.
Оборудование: котик, клубочки ниток по количеству детей, корзина для клубочков, рисунок котика с предыдущего занятия, клей, нитки, фломастеры или карандаши
Ход занятия:
> «Здравствуй, я котик!»( см. занятие №1)
Котик пришел в группу к ребятам взъерошенным:
«Я спешил к вам ребята, а по пути встретил большую собаку... (Психолог рассказывает «взъерошившую» котика историю, потом просит детей успокоить Котика)
«Ласковое имя» (см. занятие № 1) «Хорошие ушки, красивые глазки…»
Психолог предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки и т.д. Затем погладить себя со словами: «Хороший мальчик, хорошая девочка...»
«Кто разбудил котика?» ( вариант игры « Угадай, кто позвал»)
- Котик предлагает детям поиграть. Малыши превращаются в мышат, кот
засыпает, а дети тихо к нему подходят. Котик просыпается, мяукает и пытается поймать мышат, дети убегают. (Игра повторяется несколько раз)
«Кот усатый ходит»(см. занятие №1)
«Разноцветные клубочки» (клубки подбираются основных цветов, в процессе игры с ними закрепляется название основных цветов)
Психолог говорит, что принес любимую игрушку всех котиков - достает из корзинки клубочек шерсти. Котик мурчит, рассказывает ребятам, какой клубочек мягкий, пушистый, упругий (и т.д.); показывает, как хорошо он взлетает и как здорово он катается по полу. Дети получают по клубочку, превращаются в котят и играют с клубочками (подбрасывают клубочек, катают по полу, перекладывают из ручки в ручку)
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы в клубки играть!
Вверх, вниз- 2 раза
Эй, ребята, не ленись!
Рисование
Детям раздаются спутанные нитки и листы бумаги с изображением котиков с
прошлого занятия.
-Котята играли с нитками и запутали их. Приклеим своим котятам, запутанные
нитки. Дети по очереди подходят к психологу, мажут клеем нитки и
прикладывают к листу. (Учитывая возраст и возможности детей, данное задание
можно заменить рисованием клубочков карандашом или фломастером. Еще можно предложить детям приклеить около котика разноцветные клубочки, которые заранее подготовил педагог-психолог.)
Дети и взрослые вспоминают, в какие игры они играли с котиком. Психолог говорит: «Котику очень у нас понравилось, но пришла пора прощаться.» Дети гладят котика и прощаются с ним.
ЗАНЯТИЕ № 3
«Курочка Ряба»
Цель занятия: 1) снятие эмоционального и мышечного напряжения;
2) развитие умения согласовывать свои движения с ритмом музыки и текста, с движениями других детей;
3) развитие умения действовать соответственно правилам игры;
4) снижение импульсивности и излишней двигательной активности;
5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле.
Оборудование: котик, чудесный мешочек, курочка, яичко, мышка, домик, дед, бабка, слоеное тесто для лепки или пластилин.
Ход занятия
«Здравствуй, я котик!»
Котик приходит в группу, здоровается с ребятами.
«Ласковое имя»
Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька…» и т.д.
«Чудесный мешочек»
Котик показывает детям «чудесный мешочек»:
- Ребята! Посмотрите, что я вам принес. Это мешочек не простой, это мешочек
чудесный. Кто хочет узнать, что в нем лежит?
Дети по очереди пытаются ощупать мешочек и угадать, что в нем лежит. Котик
достает из мешочка (по очереди): курочку, мышку, яичко
«Курочка-рябушечка»
Психолог обращается к курочке и ведет с ней диалог, читается потешка:
- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка- рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
«Курочка грустная - пожалей ее»
Курочка загрустила - у нее болит крылышко. Психолог предлагает детям пожалеть курочку. Первым жалеет котик или взрослый, потом по очереди все дети. Педагог-психолог предлагает угостить курочку зернышками. (дети подставляют курочке ладошки, а она «клюет» зернышки у каждого малыша и благодарит за угощение: «Спасибо, Маша, Коля…»