Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвеча­ет на них, но при этом не должен называть запре­щенные цвета и не говорить «да» и «нет».

* Игры-головоломки.

* Загадки.

* «Найди отличия».

* «Найди два одинаковых предмета».

* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических уп­ражнений по словесной команде,

* «Волшебное слово». Взрослый показывает упраж­нения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»

* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, ле­жащие на столе; затем он отворачивается. Взрос­лый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин дол­жен назвать как можно больше предметов, нахо­дящихся в комнате.

* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая вни­мание на его действия.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Занятие 1

Запомни картинки»

Дел»; развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображе­ниями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, каст­рюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять кар­тинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем кар­тинки переворачивают. Психолог показывает на пере­вернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и на­звать предмет, изображенный на ней.

У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Пси­холог, проговаривая текст игры, сопровождает его движе­ниями.

— Заяц, заяц, забегай!

Вытягивают руки вперед.

У оленя

Дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит:

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Дети скрещивают руки над го­ловой, изображая крышу. Руки перед лицом изображают окно.

Производят движение руками, как при беге.

Кулачком имитируют стук в дверь.

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охот­ник.

Лапу подавай!

Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Психолог просит ребенка повто­рять слова. Начинать нужно с одного слова, затем на­звать два. Ребенок должен их повторить в той же пос­ледовательности. Затем психолог называет три слова и т.д.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 1—3.

2.5. «Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мыш-Цами лица; обучение свойствам невербального общения.

Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем Расслабляет мышцы лица. Повторить 6—8 раз.

Занятие 2

2.6. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти в условиях умень­шения времени.

Дидактический материал: пять картинок с изображе­ниями знакомых предметов: стола, груши, стакана, пла­тья, шапки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять кар­тинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показы­вает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспом­нить и назвать предмет, изображенный на картинке.

2.7. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Упражнение то же, что и упраж­нение 2.2 «У оленя дом большой». Выполнять 4—5 раз с постепенным увеличением темпа проговаривания тек­ста.

2.8. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой па­мяти.

Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последователь­ности. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ре­бенок не справляется со словесным рядом, нужно повто­рить ряд еще 2—3 раза.

1) доска;

2) окно, дым;

3) урна, кувшин, карандаш;

4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;

9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холо­дильник, пуговица, ковер, антенна.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.

Наши рекомендации