Психологические проблемы процесса обучения

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из исходных теоретических понятий нашей пси­хологии является понятие о деятельности. Основными ее структурными компонентами выступают потребности, мо­тивы, задачи, действия и операции. В области психологии онтогенетического развития человека можно выделить сле­дующие генетически преемственные виды деятельности: эмоциональное общение, предметные манипуляции, игру, учение, общественно полезные занятия (например, трудо­вые). Содержание и закономерности такого процесса, как «усвоение», зависит от тех конкретных видов деятельно­сти, внутри которых он осуществляется. В большинстве случаев этот процесс служит способом решения задач, ха­рактерных для того или иного вида деятельности (игровой, трудовой и т.д.). Только внутри собственно-учебной дея­тельности процессы «усвоения» выступают как ее прямая цель и задача. Понятие «учебная деятельность» нельзя отождествлять с более широким понятием «усвоение».

Указанные виды деятельности в определенном порядке являются ведущими для соответствующих периодов психи­ческого развития человека (так, согласно
Д.Б. Эльконину, для ребенка 1-3 лет ведущей является предметно-манипулятивная, а для ребенка 3-7 лет - игровая деятельность).

Учебная деятельность - ведущая для младших школьни­ков (7-10 лет). Она формируется именно в этом возрасте, внутри нее возникают соответствующие психологические новообразования, она определяет в данном возрасте харак­тер других видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.). В последующем подростковом возрасте ведущей становит­ся общественно полезная деятельность в совокупности ос­новных ее форм (общественно-организационной, художе­ственной, спортивной, учебной, трудовой). Учебная дея­тельность протекает здесь существенно иначе, чем в млад­шем возрасте, где она была ведущей. Ее особенности (соот­ветственно процесс «усвоения») необходимо рассматривать в контексте возрастной смены ведущих типов деятельно­сти, т.е. в контексте развития психики человека (в этом плане раскрывается развитие учебной деятельности и со­ставляющих ее процессов).

Специфической потребностью и мотивом учебной дея­тельности человека являются теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориен­тации. Содержанием этой деятельности выступают взаимо­связанные формы теоретического сознания людей (научно­го, художественного, нравственного, правового). Сущест­венной характеристикой собственно-учебной задачи слу­жит овладение содержательно (теоретически) обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-практиче­ских задач. Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориента­ции на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

Содержательное (теоретическое) обобщение материала существенно отличается от формально-эмпирического его обобщения. Последнее связано с выделением путем сравне­ния внешнеодинаковых и общих свойств какого-либо мно­гообразия объектов при последующей ориентации человека на эти свойства. Содержательное обобщение предполагает анализ условий происхождения некоторых систем объектов путем их фактического или мысленного преобразования. Этот анализ обнаруживает генетически исходное или все­общее отношение (связь), лежащее в основе частных про­явлений данной системы. При этом термины «содержатель­ный» и «теоретический» нельзя отождествлять с терминами «отвлеченный» и «словесно-дискурсивный». Критерием содержательно-теоретического подхода к объектам служит анализ их системы путем преобразования с целью обнару­жения ее генетически исходного (внутреннего, существен­ного) отношения. В развитом виде теоретическое мышле­ние действительно связано с «дискурсивным отвлечением», но в своих начальных формах оно протекает в наглядно-действенном и наглядно-образном планах.

Формально-эмпирическое обобщение, возникающее у человека при решении серии конкретно-практических задач, обеспечивает усвоение им некоторой суммы готовых знаний. Принцип (метод) развертывания материала, связанный с таким обобщением и культивируемый в начальных классах, имеет большое значение в жизни ребенка, придавая определенность и дисциплинированность его ум­ственной работе при классификации и описании объектов. Однако процесс усвоения готовых знаний при этом остается в пределах предметно-манипулятивной житейской дея­тельности ребенка и не создает необходимых предпосылок для формирования у него собственной учебной деятельно­сти с соответствующим содержанием и строением.

Одним из значимых компонентов учебной деятельности является система особых действий по решению задач (т.е. построения некоторого содержательного обобщения и соот­ветствующего способа ориентации в объекте). Перечислим следующие основные учебные действия, которым в зависи­мости от конкретных условий их выполнения соответству­ют определенные операции:

- преобразование ситуации для обнаружения всеобще­го отношения
рассматриваемой системы;

- моделирование выделенного отношения в графиче­ской и знаковой форме;

- преобразование модели отношения для изучения его
свойств в «чистом» виде;

- выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых
общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата ре­шения данной учебной задачи.

Формирование полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить лишь на основе вполне определенного принципа (метода) развертывания материала, адекватного содержательному обобщению, который, в свою очередь, детерминируется теоретическими формами общественного сознания и требованиями духов­ного производства. В настоящее время в более или менее полном объеме это осуществимо только в специально организуемых экспериментальных условиях. Возможность и целесообразность построения преподавания в форме учеб­ной деятельности школьников установлены сейчас на мате­риале математики, грамматики, физики и т.д., а также в области изобразительного искусства (художественное со­знание). Еще нет аналогичных исследовательских данных применительно к сферам нравственности и права. Дальней­шее изучение закономерностей строения и формирования целостной учебной деятельности у младших школьников и дальнейших ее изменений в системе других типов ведущей деятельности — одна из фундаментальных проблем совре­менной науки о развитии психики человека.

Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – С. 193-196.

В.В.ДАВЫДОВ

Наши рекомендации