Лекции 4 и 5. Психологическая характеристика дошкольного возраста
Изменение характера деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. Ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста. Игра и психическое развитие. Воспроизведение деятельности и отношений взрослых в игре. Структура сюжетно-ролевой игры. Развитие изобразительной, конструктивной деятельности у дошкольника. Начальный этап трудовой и учебной деятельности.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте: произвольность и осмысленность. Перцептивные действия, этапы их формирования. Сенсорное воспитание и сенсорные эталоны. Развитие внимания. Память как доминирующая функция в дошкольном возрасте, начальные формы произвольного запоминания и припоминания. Развитие воображения. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии воображения. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Развитие логического мышления. Формирование понятий и обобщений. Исследование мышления и речи у дошкольника Ж. Пиаже. Эгоцентризм мышления. Совершенствование речи в дошкольном возрасте.
Развитие личности. Появление иерархии мотивов. Нравственная и эмоционально-мотивационная регуляция поведения. Формирование личностных качеств. Становление самосознания и индивидуальности ребенка. Межличностные отношения в дошкольном возрасте. Детский коллектив и его роль в развитии личности ребенка-дошкольника. Внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения по
М.И. Лисиной. Особенности общения в семье. Кризис семи лет.
Лекция 6. Психологическая готовность к школьному обучению
Проблема психологической готовности детей к школьному обучению, существующие подходы.
Составные компоненты психологической готовности к школе: личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, социально-психологическая.
Личностная (мотивационная) готовность ребенка к школе: стремление ребенка к новой социальной позиции школьника, ориентация на учебное содержание. Формирование внутренней позиции школьника (Л.И. Божович).
Интеллектуальная готовность: ориентировка в окружающем мире, овладение средствами познавательной деятельност, децентрация, интеллектуальная активность ребенка, любознательность, сенсорное развитие, развитие речи и мышления, умение выделить учебную задачу.
Эмоционально-волевая готовность: способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности, произвольность.
Социально-психологическая готовность: умение общаться со взрослыми, сверстниками, действовать совместно с другими.
Диагностика готовности ребенка к обучению в школе, ее задачи, структура и организация.
Варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Проблема обучения детей с шести лет.
Лекция 7. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Изменение социальной ситуации развития. Позиция школьника как определяющая систему отношений и место ребенка в обществе. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: структура и формирование. Влияние ученья на умственное и личностное развитие. Другие виды деятельности (игра, спорт, общественно-полезная деятельность) в младшем школьном возрасте.
Развитие психических процессов: мышление как доминирующая функция. От наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. От житейских понятий к научным.
Развитие личности младшего школьника: мотивы обучения в школе, развитие мотивации достижения успеха, компенсаторная мотивация у неуспевающих. Особенности развития самосознания: имя, внешний образ; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социальное пространство личности. Самооценка и успеваемость. Нравственное развитие. Взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми и общение в младшем школьном возрасте. Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе. Развитие чувства компетентности (Э. Эриксон).
Психологические проблемы младшего школьника. Психогенная школьная дезадаптация.