Основные направления исследований отношений между социальными группами.

И.Р.Сушков

Психология межгрупповых

Отношений

(Конспект лекций)

Лекция 1

Основные направления исследований отношений между социальными группами.

Исследования межгрупповых отношений в западной социальной психологии

Реалистическая теория группового конфликта.

Саммнер нач. 20 века, Шериф, Козер. Теория исходит из потребностей группы и считает, что группы в условиях межгруппового конфликта имеют несовместимые цели, которые связаны с ограниченностью ресурсов.

Теория строится во многом на аналогиях, взятых из сообществ животных. Прямой перенос биологических закономерностей на социальные.

Теории социального обмена. Хоманс, Келли, Блелок, Уилкин. Строятся на аналогиях экономического обмена, когда любое социальное поведение рассматривается как процесс обмена товарами, которые регулируются различными критериями справедливого распределения.

Исследования межгруппового контакта. Оллпорт, Стефан, Кук. Основывается на изучении влияния специфических условий взаимодействия на эффективность межгрупповой кооперации. В основном в сфере внимания физические взаимодействия.

Исследования десегрегационных процессов межэтнических аттитюдов и символического расизма. Амир, Брюер, Милнер. Является своеобразным развитием теории межгруппового контакта. В попытках согласовать упрощенную схему последнего со сложным реальным социальным контекстом.

Исследования проблем конфликта и мира. Боулдинг, Грум, Бэртон. Объединяет в себе политологический, социологический, конфликтологический и психологический подходы к анализу отношений больших социальных групп, таких как государство и нации. Рассматриваются механизмы функционирования государственной системы в условиях разных государственных устройств. В основе теории лежит активный индивидуальный субъект противопоставленный группе, которая помогает удовлетворять ему свои потребности.

Исследование межгрупповых отношений в сфере управления организациями. Ливитт, Лайкерт, Браун. Это направление сформировалась после 2 мировой войны, когда управленческий акцент с отдельных работников сместился на отношения между структурными подразделениями.

Программы конфликтологических центров. Разрабатывают эффективные технологии разрешения межгрупповых конфликтов. Наиболее известны: «Сеть разрешения конфликтов» (Австралия), «Центр анализа и разрешения конфликтов» (США Университет Дж. Мейсона), «Институт глобального мира и кооперации» (Университет Сан-Диего), «Фонд мира Ганди» (Индия), «Североирландская ассоциация конфликта и посредничества».

Исследование влияния меньшинства. Московичи, Левайн, Авермайет. Французское направление. Работы связаны с исследованием влияния меньшинства, как источника инноваций в обществе, изучению механизмов власти и влияния. Связано с именем Московичи.

Теория социальной идентичности. Теджфел, Тернер, Дуаз. Оформил как научную школу. Индивид обладает потребностью позитивной самооценки. Эту самооценку он получает за счет идентификации с социальной группой и распространения групповых качеств на собственную я-концепцию. Поэтому он стремится идентифицировать себя с выигрывающими группами, т.е. позитивно отличающимися от других групп. В процессе идентификации индивид категоризует себя как принадлежащего одной социальной категории вместе с другими.

Теория самокатегоризации. Тернер, Оукс. Впервые обосновано существование группы как особой целостности и объяснены многие социальные феномены исходя из закономерностей межгруппового взаимодействия и потребностей группы, а не индивида.

Лекция 2

Лекция 3

Лекция 4

Лекция 5

Лекция 6

Лекция 7

Период социального обмена.

Обмен социально-психологическими отношениями, в отличие от других видов обмена, предназначен для воссоздания и развития свойства социальности элементов социальной системы. Т.е. он служит целям сохранения групп как субъектов соответствующей активности в процессе осуществления ими межгруппового взаимодействия.

Этот обмен не рассматривается как обмен физическими объектами, а может быть рассмотрен как взаимопереход психических моделей реальности, которые складываются в сознании групп и, в той или иной мере, являются частью сознания личности.

Питирим Сорокин: Человек с человеком не могут непосредственно обмениваться психическими переживаниями. Это замкнутые психические машины, которым необходимы своеобразные проводники для обмена. Такими проводниками у человека становятся образы. Они складываются на основе воспринимаемых действий, реакции и высказываний и затем интерпретируются как наличие у действующего индивида или группы соответствующей модели реальности. Т.е. той системы психологических отношений, которыми личность обладает, как представитель той или иной группы. Эти модели учитываются личностью при построении отношений с другими группами.

Так же как в процессе обмена товарами возникает социально-практическая система знаков. В процессе обмена социально-психологическими отношениями возникает система символов, которая позволяет обмен идеями, непосредственно связанными с социально-психологическими отношениями. Внешние объекты приобретают символическое значение. Это - общедоступные видимые вещи, которые за счет символической стороны передают отношения. В силу своего предназначения создавать единство общности этот обмен приобретает относительную самостоятельность от материального обмена, который происходит в ходе взаимодействия. Это иная сторона активности групп.

Обмен социально-психологическими отношениями требует соответствующих условий, материального и идеального фона, в котором происходит взаимодействие. Фоном могут служить другие социальные системы, которые хотя и влияют на взаимодействие, но существенно принцип организации этого взаимодействия не определяют.

На первой стадии обмена происходит формирование организации, предназначение которой внести определенные ограничения, сформировать каналы, по которым будет протекать обмен и регламентировать процесс такого обмена.

Особую роль приобретают правила распределения исходов межгруппового взаимодействия. Эти правила в отличие от физических законов зависят от обычаев, социальных норм, характера проявления власти. Они делятся на распределительные и процедурные.

Распределительная справедливость может быть основана на 3 принципах:

1. Доля вклада во взаимодействие

2. Принцип равных долей

3. Потребности участников

Процедурная справедливость обеспечивает соблюдением 6 правил:

1. Согласованность

2. Сдерживание пристрастий

3. Точность

4. Правильность

5. Ответственность

6. Этичность

Макс Вебер уделял большое внимание процедурным моментам. Его подход к организации основан на бюрократичности. В какой-то степени она необходима в каждой организации потому, что не структурированная ситуация межгруппового контакта существенно увеличивает уровень тревожности членов группы и первоначальные фазы межгруппового взаимодействия, как правило, недостаточно структурированы, обладают высокой неопределенностью исходов взаимодействия, как правило, сопровождаются высокой частотой конфликтов. Чтобы избежать этого группы прибегают к нормативным моделям, перенесенным из аналогичных ситуаций.

При формировании организации один из главных моментов - формирование процедурных норм.

Особую проблему представляет процедура распределения ответственности между группами. Можно выделить 2 принципа распределения ответственности: явно распределяемая ответственность и не явно распределяемая ответственность. Последняя, как правило, сопровождается большим количеством конфликтов.

В процессе формирования организации складывается организационная культура. Выделяют 4 типа организационных структур:

1. Бюрократическая (иерархическая). Основана на работах Вебера. Самая первая выделенная культура. Главная доминанта – организация и контроль. Лидер выступает как координатор. Основная цель управленческой деятельности: жесткая регламентация процедур. Она наиболее равнодушна к человеческим потребностям.

2. Клановая. Привлекла внимание после исследований японских фирм и организаций. Основная доминанта: отношения между членами организации, сплоченность, моральный климат, ориентация на развитие человеческих ресурсов. Лидер выступает как воспитатель или родитель. Большое внимание придают соучастию в работе организации.

3. Рыночная. Ориентирована на освоение внешней социальной среды, конкуренцию, самовыражение за счет других. Лидер выступает как соперник. Этот тип культуры начал развиваться с 60-х годов и стал популярен.

4. Адхократическая. Так же ориентирована на самореализацию, но за счет внутреннего потенциала. Критериями эффективности выступает творчество и развитие. Лидер становиться новатором. Организация занята поиском новых ресурсов. Подобный тип больше соответствует научным и творческим организациям. В отличие от рыночной, осуществляет самореализацию за счет себя. Начала формироваться с развитием информационных систем. Становится эффективной в ситуации быстро меняющихся внешних условий.

Лекция 8.

Стадия саморегуляции групп.

Стадия наступает, как только группы перестают находиться в границах, сформированных в сознании групп, т.е. перестает соответствовать взаимоотношениям, построенным в процессе обмена. В групповом сознании начинают актуализироваться процессы межгруппового сравнения. Они приводят к тому, что индивиды, образующие человеческую группу, начинает стереотипизироваться и уступаются свое место образу группы в целом. Возникают переживания относительной неудовлетворенности или, по Стоуффер, – относительной обиды.

Это явление Стоуффер обнаруживает в 1949 году при исследовании феномена неудовлетворенности военных летчиков своим продвижением по службе. При полной удовлетворенности военных полицейских, хотя они продвигались намного медленнее.

В образах начинают проявляться, в первую очередь, характеристики, вызывающие неудовлетворение. Надо отметить, что на этой стадии группа продолжает категоризировать себя и других как субъектов входящих в пересекающиеся категории на более высоком уровне их организации. Благодаря этому, социальная система сохраняет за собой способность более менее эффективного взаимодействия.

Группы предполагают определенное воздействие друг на друга для того, чтобы прибегнуть к саморегуляции, и за счет этого найти новое состояние равновесия. Это сохраняется до тех пор, пока образы групп партнеров не выпадают из поля идеальных образов, что приводит к полному нарушению саморегуляции и возникновению состояния конфликта.

На данной стадии ситуация пока удерживается в поле рабочих образов групп. Чувство неудовлетворенности возникает при сравнении групповых качеств, заставляющих группу испытывать это чувство, изменять тактику взаимоотношений и избирать ее в зависимости от статуса группы и характера взаимодействия результатов сравнения на групповое сознание.

Различают два типа регулирования взаимоотношений:

1. Определяется попытками регулирования со стороны группы, выигрывающей процесс межгруппового сравнения.

2. Связан с попытками регулирования со стороны проигравшей группы.

Первый тип достаточно мало проанализирован, но можно выделить тактику манипулирования группой партнером со стороны более высоко статусной группы. Эта группа прибегает к материальному или психологическому давлению на партнера для привлечения его социально-психологических отношений в соответствии с групповыми представлениями. Нередко также группа апеллирует и к системными силами (властные структуры), чтобы изменить структуру взаимодействия.

Обычно структура требований предъявляется группе партнеру, имеет вид аналогичный и для собственной группы в эффективно функционирующих организациях. Изменение структуры требований происходит при предъявлении требований к себе. Обнаруживается не повышение, как можно было ожидать, а снижение требовательности к ряду качеств, предъявляемых к собственной группе. Причем, это такие качества, которые непосредственно затрагивают принцип устройства системы.

Необходимо учесть, что в нормальной ситуации взаимодействия группы наиболее строгие требования к себе связываются именно с этими качествами. Т.е. данная ситуация начинает напоминать принцип дополнительности. Для групп партнеров возникает угроза вытеснения в иную социальную систему в сознании выигрывающей группы.

Аналогичный процесс происходит в ситуации манипулирования людьми друг другом.

Второй тип регулирования, включает несколько тактик.

Конформность. Крайним выражением ее служит понижение чувства групповой приверженности, а затем и полная ассимиляция с групповым партнером. Распространение требований к группам по степени их важности не отличается по характеру от аналогичных распределений, сделанных группами с нормально развивающимися взаимоотношениями. Но характеристики группы самих себя отличаются высокой критичностью. Группа не только недовольна рядом своих характеристик, но и считают их развитыми хуже чем у внешних взаимодействующих групп. Причем, большая критичность применяется к качествам, необходимым для взаимодействия.

Результаты межгрупповых сравнений настолько затрагивают групповое сознание, что свойство социоцентризма становится не способными противостоять объективным проявлениям групповых качеств.

При условии свободной миграции членов групп, такие группы, как правило, перестают существовать, но организационная система заставляет сохранять групповые границы и члены группы вынуждены конформировать в направлении к более высоко статусным партнерам.

Нормализация. Предполагает такое изменение социально-психологических отношений групп, которое привело бы к компромиссу во взаимоотношениях и избавило бы от возникновения напряженности. При этой тактики происходит трансформирование групповой структуры мер, которая является основной для межгруппового сравнения.

В этом случае группа признает больший уровень развития качеств, необходимых для профессионального взаимодействия, у своих партнеров. Одновременно она подчеркивает более высокий уровень развития некоторых качеств у себя, которые являются не столь важными для взаимодействия в нормально складывающихся условиях. В данной ситуации эти качества меняют свою значимость и становятся важными для группы, т.е. происходит разрыв между качествами, предъявляемыми для внешней группы и качествами, предъявляемыми для своей группы.

За счет этого группа сохраняет свою индивидуальность, делает вклад в приверженность ей со стороны рядовых членов, т.е. создает своеобразный механизм психологической защиты, предохраняя группу от ущерба межгруппового сравнения, т.е. в отличие от предыдущих тактик - данная ведет к полюсу психологической изоляции, а не ассимиляции.

Инновация. Она противоположна конформности и заключается в том, что группа начинает внедрять в общественное сознание новые формы поведения и принципиально новые идеи, носителем которых она является. В случае успешного внедрения группа из проигрывающей автоматически становится победителем. Инновация ориентирована на создание конфликта и разрешение его в пользу группового членства.

Лекция 9.

Образ врага.

Одновременно, резко понижается вариативность образов членов противостоящих групп. Влияние их индивидуальных черт блокируется сознание. Референтными становятся лишь те черты, которые связаны с членством в группе.

Группа, вовлеченная в конфликт, интенсивно стимулирует выработку и распространение стереотипного образа противника. Этот образ подтверждает справедливость групповых действий в процессе конфликта.

Франк выделил 6 прилагательных, которые применимы в стереотипе врага:

1. Безжалостный.

2. Злой.

3. Враждебно настроенный.

4. Вероломный.

5. Властолюбивый.

6. Воинственный.

Уайт провел факторный анализ и выделил 6 компонент участвующих в создании образа врага:

1. Дьявольский характер врага. Враг угрожает целям и ценностям. Это умная и коварная сила, которая склона вредить из принципа. Имеет наклонность к трусливым, закулисным методам.

2. Мужественный образ себя. Пропаганда стойкости, героизма, публичное наказание отступников, сторонников мирного разрешения конфликта.

3. Моральность себя - аморальность противника. Один из вариантов предположение о несчастных и, в принципе, хороших рядовых членов группы, которых обманывает черная верхушка, погруженная в ложь.

4. Селективная (выборочная невнимательность). Выбираются только те темы, которые подтверждают сложившийся образ врага и отвергают все остальные.

5. Отсутствие эмпатии. Восприятие противника как существа неодушевленного, аморального, существа вне закона, что создает психологическую защиту личности.

6. Милитаристская самоуверенность. Переоценка своих сил, особенно у профессиональных военных.

Воздействие на конфликт.

Воздействие может быть организовано в разных формах. Выделяют 3 основные:

1. Урегулирование. Подразумевает вмешательство 3 стороны, которая не имеет прямого интереса в исходе конфликта и действует или за вознаграждение или из цели сохранения стабильности в социальной системе. Урегулирование создает временное состояние межгруппового мира. Самый наглядный пример – ввод войск ООН.

2. Интервенция. Влияние на конфликт строится в направлении, которое выгодно для интервентора. Интервенция предполагает подавление конфликта, применение власти. Конфликт не исчерпывается.

3. Разрешение конфликта. Предполагает ситуацию, при которой взаимосвязи между участниками становятся легитимными, и это состояние может поддерживаться без вмешательств 3 стороны за счет процесса саморегуляции. Разрешение конфликта возможно только в том случае, если произошло изменение взаимных образов групп, на которых строятся взаимоотношения.

Образ врага должен быть исчерпан. Эти изменения не происходят по желанию внешних сил. Они не происходят быстро. Следовательно, разрешение – это процесс длительный.

Как особую форму влияния на конфликт называют – игнорирование. Третья сторона сдерживает все реакции, которые способствуют актуализации и развитию конфликта, считая, что он затухнет со временем.

Поскольку главным следствием в ситуации конфликта является изменение категоризационной системы, то можно выделить несколько стратегий воздействия на групповое сознание, которые облегчают процесс разрешения конфликта.

1. В качестве снижения остроты конфликта может служить смягчение категоризационных границ, и организация восприятия максимального подобия групп друг другу. Напряженность снижается путем размывания категорий. Так можно лишь замаскировать конфликт. Этот путь может дать и обратный результат. Группы будут стремиться поляризоваться, искать новые отличия.

2. Повышение рельефности и актуальности существующих категорий более высокого порядка, которые включают в себя обе противостоящие группы. Иногда применяется тактика общего риска – установка общей, суперординатной цели для групп и привлечение ограниченных ресурсов для достижения этой целм. Не разрешает конфликт, но смягчает его.

3. Перевод взаимодействия с межгруппового уровня на межперсональный. Уайлдер обнаружил, что межгрупповая дискриминация заметно снижалась при росте индивидуальной информации о членах противостоящей группы. Браун и Тернер получили результаты, когда, после введения личного контакта членов конфликтующих групп, дискриминационные тенденции вообще не были обнаружены.

4. Организация процедуры четкого осознания внешней группы, разведение сфер групповых интересов так, чтобы каждая из противостоящих групп нашла свою нишу в структуре социального взаимодействия с сохранением, а часто и с повышением, положительной идентичности членов групп. Это принцип - выиграть–выиграть. При этой стратегии необходимо обращение к базовым потребностям групп, т.к. они не зависят от содержания культуры, являются универсальными и непосредственными причинами конфликта.

В последнее время очень широко используется практика привлечения 3 стороны для управления конфликтом. Это сторона непосредственно в конфликт не вовлечена, но пользуется доверием конфликтующих сторон. Ей предоставляется право анализа ситуации и проведение процедуры урегулирования. Ее главная задача – реализовать «технику контроля коммуникаций». Понятие введено Дж. Бэртоном приблизительно в 1969 году. Смысл создания процедуры урегулирования в конфликте и доверия сторон - осознание участниками сущности конфликта и включение их в общий процесс поиска оптимального решения. 3 сторона может принимать на себя разные роли в зависимости от сложности конфликта и интереса сторон.

Выделяют разные виды посредничества:

1. Активист. Очень близко примыкает или входит в одну из конфликтующих сторон. Но взаимодействует со всеми участниками конфликта.

2. Адвокат. Специалист в области управления или юрист, который привлекается одной из сторон, втянутых в конфликт.

3. Медиатор. Не затрагивает интересы ни одной из сторон, старается не концентрироваться на содержании конфликта и его истории. Свои усилия направляет на процесс управления конфликтом и переговорные процедуры.

4. Исследователь (наблюдатель). Анализ участников и окружения конфликта, хода урегулирования, разрешения или интервенции (социологи, журналисты).

5. Усилитель. Концентрируется на решениях, связанных с управлением конфликтом в пределах применения власти (судьи, арбитры).

И.Р.Сушков

Психология межгрупповых

Отношений

(Конспект лекций)

Лекция 1

Основные направления исследований отношений между социальными группами.

Наши рекомендации