Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины
слушателями заочной формы обучения
Обсуждены и одобрены на заседании Подготовил:
кафедры гуманитарных и социально- ст. преподаватель кафедры,
экономических дисциплин, к.ю.н., подполковник полиции
протокол № 11
от 25.01.2017г. И.В. Романовская
Симферополь
Психология конфликта: Учебно-методические материалыдля слушателей факультета заочного обучения (специальность 40.05.01 (030901.65) – Правовое обеспечение национальной безопасности Составитель Романовская И.В. – Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2017. – 47 с.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
от 25 января 2017, протокол № 11
© Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2017г.
I. ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел зачастую осуществляется в условиях конфликтного взаимодействия с отдельными лицами и группами, нарушающими закон. Это вызывает необходимость изучения с точки зрения психологии конфликта феномена противоправного поведения, как своеобразного противоречия личности и нормы закона.
Одновременно функционирование самих органов внутренних дел неизбежно порождает социальные противоречия и конфликты. Недооценка знания источников и причин этих конфликтов, отсутствие у руководителей навыков организации своего поведения в конфликтной ситуации существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудников.
Исходя из этого, предметом дисциплины «Психология конфликта» является изучение основных закономерностей возникновения и функционирования социальных конфликтов, их сущности, структуры, динамики и роли в служебной деятельности.
Изучение дисциплины «Психология конфликта» во взаимосвязи с юридическими дисциплинами, психологией, другими общественными науками имеет целью:
- формирование у слушателей: конфликтологической компетентности, умения принимать обоснованные решения в условиях конфликтного противодействия, разбираться в сложности и неоднозначности социальных явлений окружающей действительности; умений оценивать степень конфликтогенности ситуаций связанных с профессиональной деятельностью сотрудников органов внутренних дел; мотивации и навыков оценки социально-психологического климата в коллективе;
- воспитаниеу слушателей убеждения в том, что хорошие взаимоотношения в организации являются самостоятельной ценностью; высокой социально-психологической культуры; уважения к интересам и правам коллег по работе.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
- роль, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации, общества и человечества в целом;
- причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;
- влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликтах;
- основные методы и приемы диагностики, предупреждения и конструктивного разрешение различных типов и видов конфликтов.
уметь:
- выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов;
- диагностировать причины конфликта в профессиональной деятельности;
- вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;
- использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов.
владеть:
- навыками толерантного поведения;
- навыками психической саморегуляции в предконфликтных и конфликтных ситуациях;
- навыками правильного поведения в конфликтной ситуации;
- навыками использования различных способов и приемов предупреждения межличностных конфликтов).
Система изучения курса складывается из разнообразных форм усвоения учебного материала. По общему замыслу на лекциях слушатель должен уяснить сущность изучаемой темы курса, ее взаимосвязь с юридическими и специальными дисциплинами.
На семинарах и практических занятиях полученные на лекциях знания должны быть углублены на основе анализа конкретных вопросов использования психологии конфликта в правоохранительной деятельности, а также преобразованы в умения и навыки принятия правильных решений в ситуациях профессиональной деятельности.
Особое место в системе форм изучения курса занимает самостоятельная подготовка слушателей. По существу, работа на семинарах и практических занятиях является итогом, конечным результатом внеаудиторной подготовки курсантов в часы самостоятельной работы. Каким бы совершенным не был учебный процесс, каким бы квалифицированным не был преподаватель, слушатель не сможет ничему научиться, если он не будет самостоятельно работать. Такое умение является условием творческой деятельности самостоятельно работать. Умение самостоятельно работать необходимо в органах внутренних дел. Вот почему слушатель должен научиться самостоятельно работать, добывать знания.
Перед началом работы с рекомендованной литературой необходимо восстановить в памяти то, что было услышано на лекции, прочитано в предыдущий раз по этому или аналогичному вопросу, обсуждалось на семинаре или практическом занятии. Главное на этом этапе – уяснить, какое значение может иметь изучаемый материал для профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Плодотворному усвоению знаний по психологии конфликта слушателями способствуют:
· активная позиция в процессе обучения;
· систематичность и последовательность работы над изучаемым материалом;
· нацеленность на последующее активное использование полученных знаний для решения практических задач.
При этом полезно следовать таким рекомендациям:
- чтобы осмысленно усвоить новые понятия, категории, термины, целесообразно вести в своей рабочей тетради специальной словарик, который поможет успешно овладеть новой терминологией и практикой ее употребления в профессиональном лексиконе. Ведь еще Р. Декарт писал: “Определите значение слов, и Вы избавите свет от половины заблуждений”;
-по большинству тем курса слушатель для индивидуального пользования будет иметь учебную схему, отражающую взаимосвязи определенных психологических явлений, их структуру и функции. Следует иметь в виду, что активная работа со схемой - это последовательное заполнение ее содержательной информацией, углубляющей и расширяющей то основное содержание, которое графически представлено на схеме. Эффективность использования такого метода доказана психологами: из того, что мы слышим, в памяти остается 10%; из того, что видим, -50-60%; из того, что делаем - 90%;
-не следует бояться непонятного, если при изучении материала возникают вопросы, - это свидетельствует о том, что мышление проникает вглубь явления; вопросы, которые не удалось решить самостоятельно, ставьте на семинарах и практических занятиях, активно участвуйте в их коллективном обсуждении, памятуя, что в споре рождается истина.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. Теоретические основы изучения и практического использования закономерностей и механизмов возникновения и развития конфликтов, принципов и технологий управления ими в деятельности ОВД
.
Содержание темы
Предмет курса. Его цели и задачи. Возникновение и развитие психологии конфликта как теории и как практики. Особенности развития психологии конфликта в России. Теоретико-методологические основы психологии конфликта. Методы психологии конфликта. Современные проблемы развития психологии конфликта и их особенности в деятельности ОВД.
Лекция – 2 часа.
План темы:
1. Предмет, цели и задачи курса «Психология конфликта».
2. Теоретико-методологические основы психологии конфликта.
3. Роль и специфика применения знаний психологии конфликта в деятельности органов внутренних дел.
Актуальность данной темы обусловливается не только тем, что она вводит в курс нового предмета для изучения – психологии конфликта, но и помогает в нем сориентироваться, понять, что традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю.
При изучении первого вопроса темы обратите внимание на то, что психология конфликта представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения, прогнозирования, регулирования и разрешения.
Кроме того, самое общее представление о предмете психологии конфликта дает этимология слова «психология конфликта» – «наука о конфликтах». Но более точное представление Вы получите из следующего определения: конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Знакомясь с материалами второго вопроса, у слушателей должно сложиться представление о психологии конфликта, как одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и, прежде всего – социологии и психологии.
Важно также, чтобы они уяснили, что психологии конфликта выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов ХХ века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р.Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), также Л.Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).
В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии, благодаря исследованиям М.Шерифа, Д.Рапопорта, Р.Доза, Л.Томпсона, К.Томаса, М.Дойча, Д.Скотта, которые выделили психологию конфликтов как относительно самостоятельное направление.
Кроме того, для процесса становления психологии конфликта, важны оказались исследования в области и социологии, и конфликтологии, которые способствовали развитию практики. Уже в 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр по разрешению конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов.
Также следует внимательно ознакомиться и проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды:
- древнейшие времена (мифология, библейские сказания, русские былины, воззрения мыслителей таких, как Конфуций, Гераклит, Эпикур, Платон, Аристотель);
- средние века (взгляды таких мыслителей, как Аврелий Августин, Фома Аквинский);
- эпоха Возрождения (особенности взглядов Николая Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно, Николо Макиавелли);
- новое время и эпоху Просвещения (наиболее характерные взгляды содержались в работах Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Адама Смита);
- первая половину ХIХ века (с этого периода начал проявляться по настоящему научный подход к конфликтам: Иммануил Кант, Георг Гегель, Людвиг Фейрбах);
- вторая половину ХIХ – начало ХХ века (исключительное место этого периода в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, что связано, в том числе с именами Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Огюста Конта, Вильгельма Вундта, Карла Клаузевица, Георга Зиммеля, Питирима Сорокина, Зигмунда Фрейда, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Альфреда Адлера, Петра Лаврова, Николая Михайловского, Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Г.В Плеханова, Ивана Ильина);
- новейшее время (ХХ – начало ХХI века) – теория конфликта обрела дополнительную конкретизацию (Толкот Парсон, Элтон Мэйо, Льюис Козер, Ральф Дарендорф, Ален Турен, Кеннет Боулдинг, Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Н.В.Гришина, А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов, Ф.Е.Василюк, В.В.Столин, Л.А.Петровская, Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская и др.).
Для того чтобы разобраться в сути методологической основы психологии конфликта обратите внимание на особую роль, которую выполняет в ней конфликтология. Эта роль реализуется во всеобщем философском методе, отражающем содержание этой функции.
Имейте также в виду при изучении материала, что психологии конфликта не изолированная наука. Она тесно связана кроме философии также с социологией, политологией, историей, экономикой и др. Кроме того, связь конфликтологии с другими науками раскрывается в двух аспектах:
Первый – психологии конфликта опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяет понять предмет конфликтологических исследований (принцип всеобщей связи; детерминизма; развития; системного подхода; социально-деятельностного контекста; личностного подхода и др.).
Второй – психологии конфликта творчески использует методы исследования других наук (наблюдение, порос, тестирование, анализ результатов деятельности, структурные методы, социометрические методы, метод картографии и др.).
При ознакомлении с материалами по третьему вопросу для слушателей главным в нем является то, что большинство конфликтов между сотрудником правоохранительных органов и противодействующими лицами возникает не в силу противоречия личных целей и интересов, а в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей.
Поэтому в психологии конфликта, занимающейся проблемами, связанными с правоохранительной деятельностью, существует три самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, направления.
Первое - изучает конфликты в коллективах и разрабатывает рекомендации в основном для руководителей по разрешению и их урегулированию между подчиненными.
Второе - ориентировано на разработку техник и рекомендаций для сотрудников по разрешению и урегулированию конфликтов с людьми, попавшими в сферу их профессиональных интересов.
Третье - направлено особенно в современных условиях разгула терроризма на разработку рекомендаций по ведению переговоров с преступниками.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Особенности развития психологии конфликта в России.
2. Особенности развития психологии конфликта на западе.
3. Психология конфликта, как прикладная область психологической науки.
4. Методы психологии конфликта.
5. Современные проблемы развития психологии конфликта и их особенности в деятельности ОВД.
Рекомендуемый список литературы
1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - М.-СПб.: Питер, 2009.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.
3.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: ЮНИТИ, 2008.
4.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.
5. Гуськова А.Я. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2012.
6.Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов /на примерах конфликтов в коллективах организаций/. - М, 2006.
Тема 2. Общая характеристика конфликта и особенности механизма его возникновения в деятельности ОВД. Психологические особенности конфликтов.
Содержание темы
Структурные характеристики конфликта. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Этапы и фазы конфликта. Классификация конфликтов. Характеристика отдельных видов конфликта (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Сферы их проявления, причины и способы разрешения.
Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности ОВД.
Семинар - 2 часа
План темы:
1.Конфликт: необходимые и достаточные условия его возникновения.
2.Классификация конфликтов.
3.Причины и типы конфликтных ситуаций.
4.Особенности механизма возникновения конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Рассматривая вопросы семинара, важно уяснить, что данная тема занимает особое место в курсе «Психология конфликта», ибо она дает общие представления о сущности конфликта, его функциях и структуре, особенностях механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности правоохранительных органов. В процессе раскрытия и расследования преступлений конфликты неизбежны, поскольку для преступников один из способов избежать или уменьшить уголовную ответственность состоит в противодействии сотруднику полиции, которое проявляется в форме различных конфликтов, возникающих вследствие несовпадения интересов этих лиц с профессиональными интересами сотрудников органов внутренних дел.
При обсуждении первого вопроса, обратите внимание на ряд важных черт присущих любому конфликту: конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни; конфликт – явление осознанное, действие обдуманное; конфликт – явление широко распространенное, повсеместное; конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон; конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Охарактеризовав таким образом конфликт, подумайте над рядом выводов, которые необходимо в ходе семинара обсудить. Во-первых, конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Во-вторых, конфликт предстает как осознанное на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных ориентаций и целей, как осмысленное противостояние. В-третьих, там, где действуют люди, практически всегда есть место конфликтам.
Кроме того, не забудьте, чтобы в ответах особо были рассмотрены функции конфликтов, которые выражают с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. Среди функций конфликтов Вам целесообразно рассказать о таких как конструктивная и деструктивная. В дополнение к ним в деятельности сотрудника ОВД важны также такие функции: интеграции; активизации социальных связей; сигнальная; инновации; трансформации (преобразования) межличностных и межгрупповых отношений.
Затем Вы должны попытаться убедить своих товарищей, что необходимыми и достаточными признаками конфликта являются следующие:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризуемое нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).
Кроме того, должны быть также готовы на доске нарисовать структуру конфликта и дать характеристику каждого элемента, так как не уяснив их не сможете в дальнейшем четко представлять основные стратегии и тактики управления конфликтами и не научитесь эффективно ими пользоваться.
При обсуждении второго вопроса семинара не забывайте, что анализ и оценка конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета и целостности, методический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений. С практической точки зрения правоохранительной деятельности классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возможные пути их разрешения.
Целесообразно рассмотреть классификацию по следующим основаниям: по сферам проявления; по степени длительности и напряженности; по субъектам конфликтного взаимодействия; по социальным последствиям; по предмету конфликта; по коммуникативной направленности; по формам и степени столкновения; по масштабам и продолжительности; по способам урегулирования.
Немаловажен и третий вопрос семинара. Поэтому в ходе его рассмотрения на семинаре попытайтесь разобраться в общих и частных причинах конфликтов. Среди общих причин продумайте характеристику таких, как: социально-политические и экономические; социально-демографические; социально-психологические; индивидуально-психологические. Внимательно отнеситесь и к частным причинам: неудовлетворенность условиями деятельности; нарушение служебной этики; нарушение трудового законодательства; ограниченность ресурсов; различия в целях, ценностях, средствах достижения целей; неудовлетворительные коммуникации; нечеткое распределение обязанностей; несоответствие требований руководителя и коллектива; несовпадение официального и неофициального статусов в коллективе сотрудников ОВД; нарушение взаимных ожиданий и т.д.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликта. Но Ваш ответ будет неполным, если в нем не охарактеризуете основные типы конфликтной ситуации, которые по своему характеру могут быть следствием неудовлетворительного стиля управления; неадекватного представления о конкретных ситуациях; индивидуально-психологических особенностей; низкой профессиональной подготовки.
Кроме того, разберитесь, пожалуйста, в терминах «конфликтные отношения», «конфликтная ситуация», «инцидент».
В четвертом вопросе необходимо подробно остановиться на такой важной характеристике конфликта как динамика, без которой невозможно говорить об особенностях механизма возникновения и протекания конфликтов. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Среди этапов выделите следующие: 1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации. 2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. 3.Начало открытого конфликтного взаимодействия. 4.Развитие открытого конфликта. 5.Разрешение конфликта.
Каждому из этапов соответствуют свои фазы конфликта. Так начальная фаза соответствует первому и второму этапу, фаза подъема – третьему, пик подъема и фаза спада – четвертому.
Не забудьте увязать все теоретические положения, рассматриваемые в ходе семинара с будущей практической деятельностью.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.
2. Характеристика внутриличностных конфликтов.
3. Характеристика межличностных конфликтов.
4. Характеристика межгрупповых конфликтов.
5. Характеристика конфликта между личностью и группой.
Рекомендуемый список литературы
1.Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. №3 – ФЗ «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, №7, ст. 900
2.Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. №342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.12.20011, № 49 (ч.1), ст. 7020.
3.Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. – правовой системы «Консультант Плюс»
3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - М.-СПб.: Питер, 2009.
4.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.
5.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.
6. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004.
Тема 3. Основы прогнозирования и профилактики конфликтов
Содержание темы
Принципы, этапы и типы прогнозирования конфликтов. Соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение» конфликтов. Объективные условия профилактики конфликтов. Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов: структурно-организационные условия, функционально-организационные условия, личностно-функциональные условия, ситуативно-управленческие условия. Социально-психологические условия профилактики конфликтов. Технологии предупреждения конфликтов. Пути предупреждения конфликта. Формы предотвращения конфликтов. Методы предотвращения конфликтов на профессиональном уровне. Конкретные приемы и способы предотвращения конфликта. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Правила бесконфликтного общения. Предупреждение конфликтов и стресс.Лекция – 2 часа.
Практическое занятие – 2 часа
План темы:
1. Понятие «профилактика» и «предупреждение» конфликтов. Условия профилактики конфликтов.
2. Технологии предупреждения конфликтов.
3. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
Рассматривая вопросы данной темы необходимо уяснить, что разнообразие форм деятельности по предупреждению конфликтов детерминировано многообразием самих конфликтов. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов считается предотвращение их причин. Различают частичное и полное предотвращение конфликта, раннее предупреждение и упреждающее разрешение. Частичное предотвращение заключается в нивелировании действия одной из причин данного конфликта или в ограничении ее негативного влияния на сложившуюся проблемную ситуацию. Полное предотвращение предполагает нейтрализацию всех факторов, составляющих основу данного конфликта.
При обсуждении первого вопроса необходимо акцентировать внимание на том, что технологии предупреждения конфликта – это совокупность методов, приемов и способов воздействия на предконфликтную ситуацию с целью устранения возникшего противоречия и недопущения столкновения сторон (конфликтной фазы). Предупреждение конфликтов направлено на работу с конкретными формами возникающих противоречий. А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова выделяют общесоциальный и психологический уровни деятельности по предотвращению конфликтов. Предотвращение конфликтов на общесоциальном уровне предполагает выявление и устранение крупных экономических, социальных, политических факторов, дезорганизующих социальную жизнь. Речь идет о перекосах в экономике, резких различиях в уровне и качестве жизни разных социальных групп, политической и социальной неустроенности, неорганизованной и малоэффективной системе управления и т.п.
Последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всех групп общества; укрепление правопорядка и законности; повышение культурного уровня общества – весь комплекс перечисленных действий является универсальным предупреждением негативных явлений. В качестве эффективных форм предотвращения конфликтов указанные авторы выделяют – институализацию отношений и принятие нормативных механизмов.
Изучение второго вопроса целесообразно начинать с общественных объединений (напр., “круглые столы”) организованных для обсуждения спорных проблем. Существуют и другие разновидности этой формы предотвращения конфликта, основной задачей которых является четкое определение границ его допустимости. Принятие нормативных механизмов, которые регулируют конфликты с помощью правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм – еще одна форма предотвращения конфликтов. Эффективность этой формы, зависит от отношения всего общества, государственных органов к существующим нормам, а также от четкого и неукоснительного следования им.
Психологический уровень предотвращения конфликта предполагает воздействие на факторы субъективного характера (личностные особенности поведения в конфликтной ситуации). Такие известные в социальной психологии методы, как психотерапия, психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, могут выполнять не только функцию разрешения, но и функцию предупреждения конфликта, если они применяются на предконфликтной фазе.
Анализируя третий вопрос необходимо помнить, о том, что фаза и тип конфликта являются определяющими при выборе метода, приемов и способов работы с ним. Существует и разрабатывается огромное количество отдельных приемов и способов, направленных на недопущение и предотвращение конфликтных ситуаций. Многие зарубежные и отечественные авторы предлагают подробное их описание в различных
литературных источниках. Все они связаны с улучшением процесса общения. Основной предпосылкой, усугубляющей предконфликтную ситуацию с точки зрения многих психологов, является нарушение равенства позиций сторон. Частично это проявляется в таких поведенческих характеристиках, как закрытость и оценочность позиций обоих или одного из партнеров по общению. Закрытость позиции проявляется в сокрытии субъектом своих мотивов, интересов, чувств, информации, касающихся возникшей проблемной ситуации. Скрытые чувства, нужды, интересы порождают ложную ориентацию конфликтующих сторон относительно друг друга, неверные предположения и, соответственно, неадекватное реальной ситуации поведение. Поэтому, если реакция человека слишком отличается от той, которую можно было бы ожидать в сложившейся ситуации, то, по мнению Дж. Скотт, необходимо остановиться и попытаться определить, какие глубинные проблемы и нужды она может отражать? Для этого Дж. Скотт предлагает следовать разработанной ею схеме анализа ситуации:
1. Необходимо попытаться принять точку зрения другой стороны и взглянуть на ситуацию ее глазами: что могут думать о сложившейся ситуации представители другой стороны?
2. Следует посмотреть на свое поведение с точки зрения противоположной стороны. Не сделали ли Вы чего-либо такого, что не было бы ими понято?
3. Необходимо понять, не испытывают ли представители другой стороны в настоящий момент давление каких-то обстоятельств, которые могли бы вызвать такую реакцию.
4. Важно подумать над тем, каким способом предложить представителям другой стороны обсуждение реальных причин конфликта.
5. Обязательно продемонстрировать свою восприимчивость к нуждам своих противников, проявить заботу о них, отметить свою готовность затратить время на то, чтобы понять их.
6. Необходимо быть готовым отложить в сторону собственные интересы, чтобы иметь возможность сосредоточить свое внимание на нуждах другой стороны.
Практическое занятие
Деловая игра «Жалоба»
Она посвящается проблемам определения сущности конфликта и выявлении его причин.
Цель игры.Развитие у слушателей умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация.Начальник ОВД получило очередную жалобу на одного из сотрудников патрульно-постовой службы (вариант содержания жалобы подбирает преподаватель в зависимости от специализации слушателей). Начальник ОВД поручает аттестационной комиссии изучить жалобу и выработать предложения для объективного принятия решения.
Порядок проведения игры.
Подготовительный этап.Не позднее, чем за одну неделю слушатели получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель практического занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.
Слушатели получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции в конфликте». Кроме того, слушателям напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.
В ходе игры
1.Учебная группа разбивается на три команды.
Первая – руководство ОВД.
Вторая – аттестационная комиссия.
Третья - эксперты (3 – 5 человек).
Время распределение ролей – 5 минут.
(Состав команд может быть определен по желанию курсантов).
2.Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных аттестационной комиссией (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.
Время на подготовку – 20 минут.
3.Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.
Игровой сценарий. Начальник ОВД открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада председателю аттестационной комиссии по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут) После ответов на вопросы выслушиваются мнения заместителей начальника ОВД (на выслушивание мнений может быть выделено до 5 минут).
Решение на основе обсуждения принимает начальник ОВД.
Оценка содержания работы.После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку может быть отведено 15-20 минут).
4. Подведение преподавателем итогов игры.
Практическое занятие по решению ситуационных задач
Цель занятия.Закрепление знаний слушателей о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирования умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия в условиях деятельности ОВД.
Порядок проведения занятия
Подготовительный этап.За несколько дней слушатели получают установку на проведение занятий в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Преподаватель дает указание по самостоятельному изучению литературы на самоподготовке и освоению основных понятий «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращается на уяснение соотношения между этими понятиями.
В ходе занятия.Слушателям предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.
Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе. В заключении рассмотрения каждой задачи и различных вариантов, высказанных слушателями по ним, преподаватель делает короткое обобщение.
Задача 1.Вас недавно назначили на должность заместителя начальника СКМ. Вы перешли на эту работу из другого ОВД. Поэтому Вы еще плохо знаете своих сотрудников, а сотрудники в свою очередь плохо знают вас в лицо. Вы идете на совещание к начальнику ОВД. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось более часа, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы Вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Задача 2. Вы начальник следственного отделения ОВД. На вашем участке как всегда запарка и напряженная обстановка, срываются сроки по расследованию дел, не хватает сотрудников. Выезжая по делам в центр г