Тема 3. Эмоционально-волевая сфера личности.

Понятие и характеристика эмоций и чувств. Психологические теории возникновения и протекания эмоций. Сущность, классификация эмоций и чувств. Классификация психических и эмоциональных состояний. Понятие и характеристика настроения, аффекта, фрустрации как эмоциональных состояний. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние. Динамика протекания аффекта. Понятие и общая характеристика стресса. Учение о стрессе как адаптивном синдроме. Причины возникновения стрессов в профессиональной деятельности. Регуляция и саморегуляция эмоциональных и психических состояний. Методы саморегуляции психических состояний.

Понятие и характеристика воли. Структура волевого акта. Волевая регуляция поведения человека.

Семинар

Цель: формирование у слушателей представлений об эмоциональных состояниях личности, их регуляции, значение контроля эмоционально-волевой сферы для работы сотрудника ОВД.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции: понятие, теории эмоций.

2. Волевые качества личности, их место в характеристике личности.

3. Методы саморегуляции психических состояний.

Тематика рефератов:

1. Управление стрессом и его профилактика. Модель управления стрессом.

2. Волевые качества личности, их место в характеристике личности. Развитие волевой регуляции.

3. Эмоциональные состояния: аффект, фрустрация, настроение, страсть, стресс.

4. Аффект, как юридически значимое эмоциональное состояние, динамка протекания аффекта.

5. Понятие и психологические симптомы стресса. Этапы протекания стресса. Теории стресса.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Эмоции: понятие, теории эмоций.

2. Классификация и функции эмоций.

3. Сущность психических состояний.

4. Воля: понятие, функции, подходы к пониманию.

5. Волевое действие, структура волевого действия.

Тесты:

1. Воля - это:

а) желание;

б) аффект;

в) мотивация;

г) рефлексия;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Эмоционально-волевая регуляция - это:

а) саморегуляция состояний и реакций;

б) регуляция действий;

в) регуляция отношений к действительности;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Фундаментальные эмоции, по мнению К.Изарда:

а) образуют основную мотивационную систему;

б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие;

в) регулируют работу гомеостатической системы;

г) регулируются интеллектом;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

4. Состоянию пониженной психической активности соответствуют отрицательные эмоции:

а) неудовлетворенность;

б) грусть;

в) печаль;

г) тоска;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

5. Отрицательные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация:

а) избыточна;

б) недостаточна;

в) достаточна;

г) почти достаточна;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

6. Отличительной чертой аффекта является:

а) его предметный характер;

б) связь с самооценкой и уровнем притязаний;

в) интенсификация соматических показателей;

г) большая интенсивность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов - это:

а) длительные состояния;

б) реакция на свершившиеся события;

в) реакция на вероятностные события;

г) реакция на текущее событие;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Рекомендуемая литература

б) основная литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст]: учебник / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с. Гриф УМС

2. Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 575 с.

3. Сосновский Б.А. Психология в 2-х томах издание 3-е пер. и доп. Юрайт, 2014г.

в) дополнительная литература:

1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И.И. Аминов. - М.: Омега-Л, 2011. - 304 с.

2. Буткова Т.А. Формирование психологической компетентности сотрудников ОВД: методические рекомендации / Т.А. Буткова. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 64 с.

3. Долженко В.Ю. Психология для руководителей ОВД: учеб. пособие / В.Ю. Долженко, Ю.В. Клочко. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010. - 44 с.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник / М. И. Еникеев. - 2-е перераб. изд. - М.: Норма, 2012. - 640 с.

5. Камнева Е.В. Профессиональная деформация сотрудников ОВД: факторы и формы проявления: монография / Е.В. Камнева. - М.: ВНИИ МВД России, 2011. - 108 с.

6. Коммуникативная психология: курс лекций / И.Н. Бобровничий. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009. - 128 с.

7. Немов, Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 687 с. Гриф МО

8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография / В.Е. Петров. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. - 222 с.

9. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 384 с.

10. Психология развития: учеб. пособие / Грейс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 940 с.

11. Социальная психология: курс лекций / А.А. Таганова. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. - 316 с.

12. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / С.Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 240 с.

13. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник / Ю.В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

Наши рекомендации