Использование уровней обобщения

Процесс изменения восприятия при перемещении вверх и вниз по логи­ческим уровням. Укрупнение (пере­мещение вверх) означает движение в сторону обобщений и работу с большими классами, включающи­ми членов этого класса. Разукруп­нение означает движение вниз к спе­цифическим членам класса, или к частям: целого. Примером укрупне­ния может быть общий разговор о личных взаимоотношениях и о роли в них конфликта и агрессии. При разукрупнении мы будем говорить о конкретном примере или недавнем эпизоде появления конфликта и аг­рессии во взаимоотношениях.

Калибровка

Способность замечать и аккуратно оценивать состояние клиента и из­менения этих состояний на основе невербального поведения.

Карта

Полное описание того сложного процесса, посредством которого клиент структурирует информацию и репрезентирует ее в своей соб­ственной реальности.

Кинестетический

Относящийся к опыту и репрезен­тациям, полученных посредством чувств, ощущений и восприятия эмоций.

Ключи глазного доступа

Специфические движения глаз, ука­зывающие на используемый тип мышления и связанные с визуальны­ми, аудиальными и кинестетически­ми процессами.

Конгруэнтность

Ситуация, в которой клиент во всех модальностях выражает одно и то же по поводу своего опыта. К при­меру, изменение тона голоса, ска­занные слова и их смысл: у клиента на глазах слезы, и дрожащим голо­сом он говорит, что он очень сожа­леет о своих действиях по отноше­нию к другому человеку.

Контроль

Процесс, используемый клиентом для сохранения своей целостности, идентичности и деятельности среди изменяющихся обстоятельств.

Копирование

Повторение некоторых аспектов поведения клиента для установле­ния длительного раппорта.

Критерий

То, что является значимым для кли­ента в любой конкретной ситуации или контексте.

Линия времени

Способ, которым клиент организу­ет репрезентации своего прошлого настоящего и будущего в виде вос­созданных или сконструированных образов, звуков и ощущений.

Мета-модель

Восстановление репрезентации реальности из репрезентации кли­ента, полученной при помощи сен­сорных фильтров, а также процес­сов обобщения, опущения и иска­жения.

Метафора

Косвенное описание чего - либо (че­ловека, поведения, ситуации) через подобное со сравнением их либо взаимоотношений.

Моделирование

Процесс выявления и определения такой последовательности репре­зентаций и действий, которая при­ведет клиента к достижению цели.

Нейро-лингвистическое программирование

Изучение структуры субъективного опыта и мастерства человека.

Номинализация

Лингвистическая форма, использу­емая клиентами и получающаяся в результате трансформации глаго­лов в существительные, при этом эти существительные становятся конкретным понятием. "Я нахожусь в депрессии" - пример использова­ния номинализации.

Обобщение

Намеренная или ненамеренная реп­резентация некоторых аспектов опыта как целого класса событий при отсутствии доступа к нему. Обобщения могут быть как полез­ными: "Никогда не прикасайся к го­рячей плите", так и вредными: "Лю­бой полет убьет тебя",

Обратная связь

Наблюдение и оценка состояний клиента на основе его невербально­го поведения и языка.

Опущение

Намеренный или ненамеренный пропуск некоторых аспектов опыта, не имеющих внутренней репрезентации у клиента. Этот про­цесс помогает клиентам управить­ся со своим миром и не дает волнам не желаемых стимулов захлестнуть их. Между тем, при этом часто опус­каются те аспекты опыта, которые должны присутствовать в жизни клиента.

Отражение

Заимствование некоторых аспектов поведения клиента и повторение их так, как будто вы являетесь его зер­кальным отражением. К примеру, если клиент постукивает указатель­ным пальцем левой руки, то кон­сультант отражает постукиванием указательного пальца правой руки.

Перекрестное отражение

Отражение движений клиента дру­гими движениями: к примеру, мор­гание глазами в ритме дыхания кли­ента.

Поведение

Любая активность клиента, вклю­чая сюда сенсорные и когнитивные репрезентации, язык и мышление.

Поведенческая гибкость

Способность человека изменять свое поведение для получения жела­емого ответа от другого человека.

Подстройка

Установление и поддержание рап­порта с клиентом посредством языка, поведения, убеждений, ценнос­тей и интересов, совпадающих с его моделью мира.

Подстройка к будущему

Процесс мысленной репетиции же­лаемого результата для того, чтобы убедиться, что желаемое поведение проявится в будущей реальной си­туации легко и автоматически.

Предикаты

Слова, используемые клиентом при описании своего опыта и указыва­ющие на специфическую сенсорную репрезентативную систему, напри­мер: ясная перспектива; звуки ссо­ры; чувствовать вес мира на своих плечах; запах страха; оставляет не­приятный привкус во рту.

Наши рекомендации