Вопрос 41. Работа с индивидуальным стилем жизни в психо-логическом консультировании.
1. Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.
Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решений жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики:
· формируется в раннем детстве, но не является врожденным компонентом личности;
· часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности, не конгруэнтен ей;
· устойчив, то есть паттерны поведения и установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни;
· формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я;
· ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного сценария лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;
· в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций.
Жизненный стиль личности формируется на основе спецификирешения человеком следующих жизненно важных проблем:
• профессионального самоопределения, предполагающей нахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида
в окружающей среде со всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями;
· сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одновременно получать пользу от этого сотрудничества;
· любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.
2. Формирование и тип жизненного стиля зависят от следующихфакторов:
· соотношения в человеке двух движущих сил развития личности — «стремления к превосходству и социального интереса, то есть уровень развития этих сил: высокий (низкий) уровень стремления к превосходству и высокий (низкий) уровень социального интереса;
· преобладания положительных или отрицательных сторон в каждой из этих движущих сил, например сценарий, сформированный на основе преобладания отрицательных сторон стремления к превосходству и положительных сторон социального интереса.
Каждый жизненный стиль имеет свои характеристики и отличительные особенности, обусловленные сочетанием двух движущих сил развития, и демонстрирует специфику разрешения трех основных жизненных проблем.
Жизненный стиль "реальная компенсация"предполагает:
• нахождение позитивных способов удовлетворения своего стремления к превосходству;
• выраженный социальный интерес в его положительной окраске, то есть стремление к контакту с себе подобными и получение пользы и удовлетворения от этого контакта;
• успешное решение индивидом всех трех жизненно важных проблем. Жизненный стиль "ненужные, никчемные" предполагает
• неразвитый социальный интерес;
• отсутствие стремления к превосходству;
• сниженные стремления в отношении окружающих людей, себя, своей реализации;
• нечеткие жизненные цели, ориентация на общие правила и жизненные установки.
Жизненный стиль "пустые делатели добрых дел" предполагает
• развитый социальный интерес;
· отсутствие стремления к превосходству как в положительном, так и в отрицательном ключе;
· не сформировано стремление к изменению себя, развитию своих способностей и компенсации своих слабостей;
· решение проблемы коммуникации и взаимодействия с другими часто носит негативный оттенок, так как люди не умеют реализовать себя на благо окружающих и, как следствие, не получают отдачи;
· та же негативная тенденция наблюдается и в решении двух других жизненно важных проблем: не использование своего потенциала приводит к негативным результатам.
Жизненный стиль "псевдокомпенсация" имеет следующие характерные особенности:
· выраженное стремление к превосходству;
· социальный интерес либо не выражен вовсе, либо имеет упрощенный оттенок.
· при невыраженном, или нулевом, социальном интересе человек ориентирован на поддержание собственного "нарциссического" комплекса;
· в случае негативно выраженного социального интереса использует стратегию манипуляции при взаимодействии с окружающими;
· в преодолении жизненных трудностей стремится не обучаться смелости и адекватности поведения и своих проявлений, а формирует у себя иллюзию того, кем или чем хочет казаться. Существуют следующие группы псевдокомпенсации рассматривающиеся как отдельные сценарии жизни:
· стиль "уход в болезнь", предполагающий:
· нахождение человеком оправданий своим неудачам;
· увеличение возможностей контролировать окружающих и управлять ими;
· гарантию получения эмоциональной поддержки со стороны окружающих;
· стиль "уход в слабость", предполагающий:
· стремление к избеганию неудачи, а не к достижению успеха;
· использование своей моральной или иной слабости как инструмента управления другими людьми;
• охотное признание своей слабости и неспособности к самоконтролю, но отрицание у себя стремления к превосходству во всем;
· стиль "леность", характеризующийся:
• оправданием собственных неудач;
· отсутствием инициативы и активности в решении жизненных проблем;
· стиль "лживость", предполагающий:
· использование хитрости и обмана для привлечения внимания окружающих к своей персоне;
· использование своих достижений для манипуляции другими;
· наличие сурового родителя, сформировавшего у ребенка установку "ложь безопаснее правды"; .
· стиль "жестокий тиран", характеризующийся:
· столкновением человека с ярко выраженной чертой избалованности с ограничениями жизни и невозможностью удовлетворения любых своих потребностей;
· использованием жестокости или слабости как мести за фрустрирующее влияние окружающей среды;
· проявлением непримиримости, педантичности, "домашней тирании" и т. п., то есть не ярко выраженными проявлениями жестокости в прямом смысле этого слова;
· стиль "комплекс превосходства", предполагающий:
· снижение ощущения собственной неполноценности и недостаточности;
· оказание позитивного и негативного влияния на окружающих;
•использование собственных достижений кия управления окружающими и поддержания иллюзии избранности;
• стиль "самореклама", характеризующийся:
· стремлением завоевать одобрение к привязанность окружающих через признание факта своего существования;
• формированием на основе оценочных суждений родителей о качествах и поведении ребенка;
· отсутствием собственной системы оценивания себя, зависимостью от оценок окружающих как в детстве, так и во взрослом возрасте;
· потребностью в постоянном одобрении, поддержке и защите со стороны окружающих зависимостью от окружающих.