Исследования в области общей психологии А.А.Смирного и Б.М. Теплова

Борис Михайлович Теплов (1896 -1965) разрабатывал проблему индивидуальных различий; основоположник советской дифференциальной психофизиологии; исследовал проблемы общей психологии, методы исследования; изучал восприятие, способности, мышление, историю психологии. В сфере психологии индивидуальных различий разрабатывал теоретические вопросы, касающиеся ! способностей и одаренности, в частности умственные и музыкальные способности. Предметом специальной разработки стали психофизиологические основы индивидуальных различий (с опорой на учение Павлова о свойствах нервной системы).
58Вклад М.Я.Басова и Л.И.Божович в советскую психологию.

В 20-е годы получили распространение поведенческие концепции, которые в целом не выходили за рамки естественно-научного материализма. В категориях поведения определяли предмет психологии П.П.Блонский и М.Я.Басов.

Михаил Яковлевич Басов (1892 - 1931) боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализма, механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики человека. Источником кризиса современной ему психологии считал субъективизм и идеализм в трактовке психики. В качестве выхода из кризиса предлагал объективное познание, в котором теория должна неразрывно быть связана с практикой.Предметом психологии является поведение, а методом - наблюдение. Поведение состоит из системы актов и развивается из изолированных действий, когда активность организма еще не имеет в себе внутренней целостности и связности, ко все более внутренней связности. Анализировалась проблема роли среды в развитии личности и поведения. По Басову, человек в «каждом своем проявлении отражает всю среду и всю многовековую культуру». При этом стимул больше непосредственной стимуляции, включает прошлый опыт и не сводится к физическим явлениям. Психологическое исследование должно понять изучаемый организм (человека или животное) «как деятеля в окружающей среде». Эти положения книги Басова «Общие основы педологии» (1931) дали повод утверждать, что именно к нему восходят идеи деятельности в психологии и представления о ее структурности. Специальному анализу у Басова подвергается вопрос о специфике человека, он останавливается на проблеме сознания. Качество сознательности оценивается как важнейшая особенность человеческой активности; без сознания невозможна цель; ему подотчетны все формы внутренней активности; критерием осознанности является возможность выражения содержания в языке. Самой важной проблемой в психологии считал развитие личности ребенка. Разработал метод наблюдения, считая его наиболее адекватным приемом психологического исследования. Наблюдение в естественных условиях понимал широко: не исключал из него эксперимента и самонаблюдения. Большое значение в его методике наблюдения придавалось культуре наблюдения. Итогом должна была стать характеристика ребенка, охватывающая все формы его активности во всех видах деятельности. Она нацелена на понимание личности ребенка и важна для педагогической практики.

Божович Людмила Ильинична (1908-1981) — советский (российский) психолог. Основная область исследований — педагогическая и детская психология. Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Божович занималась анализом личностных конфликтов детей. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивой личности ("Личность и ее формирование в детском возрасте", 1968).

38 ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗТрансактный анализ получает известность как психотерапевтический метод и направление в психологии в 60-е годы 20-го века. Автор-Эрик Берн (1910-1970). Согласно его позиции, в каждом человеке выделяется 3 типа эго-состояний: родительское (Р.), взрослое (В), детское (Д). Каждому из них соответствуют определенные чувства, поведение и установки. Эти структуры складываются в процессе жизни и в совокупности составляют планы поведения-скрипты (сценарии). Межличностные отношения (трансакции) осуществляются гармонично, если трансактная реакция соответствует трансактному стимулу.

Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ — си­стема групповой психотерапии, в которой взаимодействие индиви­дов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я. 50-е годы

Э.Берн выделил предмет иссле­дования и наблюдения — человеческое поведение. Он не только со­здал метод трансакционного анализа, но и подробно изложил его в своих многочисленных книгах, несколько из которых были пе­реведены на русский язык.

Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов:

■ структурный анализ, или теория эго-состояний;

■ собственно трансакционный анализ деятельности и об­щения, основанный на понятии «трансакция» как взаи­модействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта);

■ анализ психологических игр;

■ скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрип­та»).

Э.Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сцена­рием продолжают играть в различные игры. Вся жизнь человече­ства заполнена играми. По мнению Э. Берна, самой страшной иг­рой является война. Различают три Я-Состояния: Я-Взрослый, Я-Ро-дитель, Я-Ребенок. Групповая психотерапия, по Э.Берну, должна складываться на уровне Взрослый—Взрослый. Руководитель пред­приятия, менеджер должен научиться выделять состояния Взрос­лого как в своем собственном сознании и поведении, так и в со­знании и поведении других людей, особенно подчиненных, клиен­тов, партнеров, добиваясь общения на уровне Взрослый — Взрос­лый. Общение с разными людьми, например с сослуживцами, на­чальством, может строиться по-разному в зависимости от психо­логического состояния человека, от темы общения, а также от цели общения и от того, является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.

Умелое владение этим методом помогает менеджеру добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т.е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок — с Ребен­ком, Родитель с Родителем.

Различают трансакционный анализ в узком и широком смысле. В узком понимании — это анализ взаимодействия двух и более людей, в широком — социально-ориентированный психотерапев­тический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

состав­ные части метода Э. Берна.

Структурный анализ — теория эго-состояний. Э.Берн пользу­ется терминологией 3. Фрейда, обозначая Я-концепцию — Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в дан­ной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структур­ный анализ изучает, какую долю в личности и действиях челове­ка занимает то или иное эго-состояние.

ЛОГОТЕРАПИЯ ФРАНКЛА.

Логотерапия Виктора Франкла (1905 -1997), основателя «Третьей Венской школы психотерапии» (первая -психоанализ Фрейда, вторая - индивидуальная психология Адлера). Логотерапия отличается от указанных двух психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Данная школа считает борьбу за смысл жизни основной движущей силой человека. Стремление к смыслу противопоставлено принципу удовольствия, на котором сконцентрирован фрейдовский психоанализ, и стремлению к власти (адлеровская психология).

По мнению Франкла, для человека необходимо обнаружить смысл - логос - своего существования - это и есть признак подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум, когда человек теряет содержание своего существования, испытывает скуку, предается пороку, тяжело переживает и пр. Социальный мир - источник этого вакуума. Смысл имеет конкретное содержание применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. Смысл можно найти, только обращаясь к окружающему миру, а не в самом себе. Поэтому человечесмэе существование - это не самоактуализация (Маслоу), а самотрансценденция - выход в другое, в отличие от соматических и психических 'Детерминант существования, духовное измерение, которое и есть смысл.

Смысл достигается:

1)через совершение деятельности;

2)в заботе о других людях: чем больше человек забывает себя, тем больше он становится самим собой и человеком;

3)за счет выработки четких позиций к разным жизненным ситуациям.

Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни; является аналитическим процессом и в этом сходна с психоанализом. Рассматривает человека как существо, чья основная миссия - реализация смысла и актуализация ценностей, а не удовлетворение влечений и инстинктов.

Применяется не только к больным людям, но и как профилактическое средство к здоровым. Адресована любому человеку, чтобы убедить его найти смысл в любой жизненной ситуации, помочь мобилизовать свои ресурсы, уберечь от отчаяния, найти силы для сопротивления алкоголизму, наркомании и пр.

Процедуры логотерапии - логотерапевтические техники и методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума.

Роль в современной психотерапии: значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии, обращение к сознанию человека для обретения смысла жизни, борьба за который признается основной движущей силой человека, подчеркивание духовной природы смысла человеческой жизни, гуманизм в понимании человека, в отношении к каждому как к уникальному в своей неповторимости - все это значительно и пока редко включается в психологию. В отечественной психологии, наверное, только С.Л.Рубинштейн в работе «Человек и мир» обращается к вопросам специфики человеческого способа существования».

49Историческое развитие когнетивной психологии. Роль У. Найссера и Д. Норманна в становление когнетивной психологии.Когнитивная психология возникла в середине 60-х годов в США и была направлена против бихевиоризма и исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Выросла из работ необихевиористов (Э.Толмена, Д.Миллера, Ю.Галантера, К.Прибрама и др.), указавших на необходимость включения когнитивных и мотивационных компонентов в структуру поведения. Основывается на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации. Ведущими представителями являются: У.Найссер, Д.Бродбент, А.Пайвил и др. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант (Дж.Фодор, Д.Деннит и др.), в котором познавательные процессы трактуются крайне механистически, психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов.

Возникла под определяющим влиянием информационного подхода, в котором описываются манипуляции и операции компьютера (получение информации, сохранение ее в памяти, извлечение ее оттуда и пр.). На основе этого выдвинуто предположение, что познавательные процессы можно трактовать по аналогии с процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве. Введение в основы психологии компьютерной аналогии получило название «первой когнитивной революции».

Большинство методов основывается на точной регистрации времени ответа на сигналы для определения уровневой организации психических процессов в задачах разного рода. Прилагаются усилия для исследования познавательной активности в реальных жизненных обстоятельствах (изучается обыденное мышление и его развитие, восприятие в повседневной жизни и др.). на формирование когнитивной психологии оказали влияние работы гештальтпсихологии, Бартлетта по памяти и мышлению, теория порождающих грамматик Хомского, генетическая психология Ж.Пиаже, работы по восприятию Гибсонов (Джеймса и Элеоноры).

Основная область исследований - познавательные процессы - память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие.

Все формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с операциями ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации, фазы или аспекты процесса информационного взаимодействия со средой. Память, персептивные процессы, внимание, мышление и его вербальные и невербальные компоненты представлены множеством структурных моделей.

Выявлены свойства, присущие познавательной активности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процессе столкновения с действительностью.

Однако в целом в когнитивной психологии не создано единой теории для объяснения познавательных процессов. Найссер отмечает недостаточную экологическую валидность, безразличие к вопросам культуры, отсутствие среди изучаемых феноменов главных характеристик восприятия и памяти как они проявляются в повседневной жизни.

Методологические трудности и противоречия когнитивной психологии, неудовлетворенность трактовкой познания как формального пассивного процесса явились причиной появления новой исследовательской программы, основу которой составляет направленность на изучение использования активными субъектами в решении различных задач символических систем, центральное место среди которых отводится языку. Этот поворот в развитии исследований получил название «второй когнитивной революции».

В настоящее время число приверженцев когнитивной психологии растет и это направление перспективное.
50Основные научные теории когнитивной психологии.Теория структурного баланса Фрица Хайдера. Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения – и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это – то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт – и все отлично!).

21. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельно­го, отдельного от философии и естествознания, в рам­ках которых зародилась психологическая мысль, раз­вития психологии: этого требует специфика психичес­ких явлений.

Мысль о том, что одним из условий достижения психологией самостоятельности является ее отделение от философии, выразил Г.И. Челпанов в докладе на I Всероссийском съезде по психоневрологии «О пред­посылках современной эмпирической психологии» (1923).

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно ознаменовалось появ­лением первых программ (В. Вундт, И.М. Сеченов), со­зданием специальных научно-исследовательских уч­реждений: психологических лабораторий и институ­тов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом спе­циальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

По С.Л. Рубинштейну, решающую роль в становле­нии психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента.Экспе­римент был заимствован психологией из естествозна­ния, прежде всего из физиологии органов чувств и нервной системы. Интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни, возникновение психофизики и психо­метрии явились важнейшей предпосылкой преобразо­вания психологии в самостоятельную науку и обусло­вили ее развитие по образцу естественных наук.

Ориентация на естествознание отразилась, преж­де всего, в понимании научности в психологии. Как писал Гуго Мюнстерберг (1863 – 1916), большой психо­лог и методолог психологии, основатель психотехники, сторонник прикладной психологии, человеческое мышление, чувство, хотение и др. могут рассматриваться с разных точек зрения, но только одна из них имеет значение научной психологии. Он считал ненаучной психологию, которая старается понять душевную жизнь как связь значений, целей, пытается проникнуть в смысл душевных явлений. Научная психология рас­сматривает душевные явления: восприятия, воспо­минания, чувства и т. п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляющего пассивного зрителя. Как и все объекты, они допускают лишь воп­рос о том, каковы их составные части, как они связаны между собой, каковы их причины и вызванные ими действия. Научная психология строится как есте­ственная наука. Ее задачи – более сложное свести к более простому, ее метод – эксперимент лаборатор­ного типа с обязательными процедурами измерения, причем экспериментатор не должен вмешиваться в процесс эксперимента; объяснение психических явле­ний сводится к выявлению их физиологических меха­низмов. Практика выступает как применение психоло­гии для объяснения явлений культуры и нахождения средств и путей для выполнения таких практических задач, как обучение, воспитание, восстановление на­рушенных психических функций и др., обозначаемых общим термином «психотехника».


Наши рекомендации