Психологическая концепция установки Д.Н.Узнадзе

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 -1950) основатель грузинской школы психологии - психологии установки. Увидел общее основание в разных концепциях психологии, которое назвал «постулат непосредственности» и считал «догматической предпосылкой традиционной психологии». Истоки его видел в ложной ориентации на естествознание, основывающейся на признании факта непосредственной связи между физическими явлениями. Задача психологии -преодолеть этот постулат. Ответом на нее явилась созданная теория установки - попытка объяснить активность живого организма как целого с помощью введения особого внутреннего образования - «установки». Основными условиями возникновения поведения и установки к нему считал потребности и ситуации для их удовлетворения (учет внутреннего и внешнего фактора). Установка - первичное целостное недифференцированное состояние, предшествующее сознательной психической деятельности и лежащее в основе поведения. Разработал метод исследования установок, изучил их виды, процесс формирования, свойства. Дал характеристики психических процессов с позиции установки, произвел классификацию форм поведения и деятельности человека и пр.

Психология установки остро поставила проблему активного субъекта в психологии и назвала свой задачей анализ поведения и деятельности с позиции установки.

П.Я.ГАЛЬПЕРИН (1902-1988).

Сделал предметом своих исследований процессуальное, операциональное содержание деятельности, в результате пришел к созданию учения о поэтапном формировании умственных действий и понятий.

Психику во всем диапазоне форм понимал как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Предмет психологии - ориентировочная деятельность субъекта. Разработал учение об эволюции психики на основе такого понимания предмета психологии. Согласно ему, психика возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

Выделил и описал основные эволюционные уровни действия, намечающие «основную линию развития материи». Уровень физического действиянеорганические материи; уровень физиологического действия - организмы, действия которых регулируются физиологическими механизмами; уровень действия субъекта - животные, действия которых регулируются в плане образа; уровень действия личности – действия человека, регулируемые

индивидуальным и социальным опытом. формирующий эксперимент - метод исследования психики как ориентировочной деятельности; является развитием экспериментально-генетического метода Выготского: «...магистральный путь исследования психических явлений - это их построение с заданными свойствами».

В эксперименте должны быть организованы все условия, обеспечивающие формирование новых знаний и умений с заданными показателями:

1 Доставляется схема полной ориентировочной основы действия;

2) организация поэтапного выполнения действия сначала на материальных предметах с постепенным переводом его во внутренний план через промежуточные этапы «громкой специализированной речи» и «внешней речи про себя»;

3)систематическая обработка на всех этапах желаемых свойств действия - разумности, обобщенности, сознательности, меры овладения и пр.

Именно путь «извне внутрь» сначала как процесса во внешней среде, доступного контролю со стороны исследователя, а затем воспроизведение этого внешнего процесса через ряд определенных промежуточных форм (в уме, речи, восприятии) позволяет установить структуру ориентировочной деятельности. Получаемый при этом практический результат(сформированные знания, умения, навыки, сложившиеся акты внимания, восприятия и др.) выступает в качестве способа проверки правильности исходных представлений о составе условий, необходимых для их формирования с желаемыми характеристиками, и сходством анализа уже сложившихся форм психической деятельности.

Технология планомерного формирования действия открывает путь к решению проблемы «собственно психологического механизма психических явлений и проблемы строго причинного психологического их объяснения» и как следствие - к их формированию. Особенно важно это для психологов в разных сферах социальной практики.

Связь концепции Гальперина с практикой заложена в самих основах его теории и соответствует методологическому принципу, о котором писал Рубинштейн: «Правильное решение вопроса о детерминации психических явлений -главная теоретическая предпосылка построения и развития психологической науки, связанной с практикой, жизнью и способной служить ее активному изменению, ее совершенствованию». На основе теории планомерного формирования решаются задачи школьного обучения, обучения в системе высшего, профессионального, специального образования, спортивной, военной и прочих подготовок.




Наши рекомендации